Понятие рынка и условия его возникновения. Генезис рынка
Функции и роль рынка в общественном производстве.
Многокритериальный характер системы и структуры рынка.
Сущность, происхождение и основные элементы инфраструктуры рынка.
Понятие рынка и условия его возникновения.
Генезис рынка
Рынок как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий. В настоящее время нельзя отрицать того, что во многих странах большинство экономических решений принимается в рамках именно рыночной системы, а потому систематическое изучение экономики нужно начинать с рынка. Одной из особенностей рынка является то, что за решение экономических проблем (что, как и для кого) здесь не отвечает никто из конкретных людей, ни одна из организаций, ни одно из государств. Просто все мы: потребители, миллионы компаний, вступаем в торговые отношения, целью которых является улучшение собственного экономического положения, в итоге руководствуясь личными интересами – мы работаем на всеобщее благо.
Первоначально рынок производит впечатление беспорядочной толпы продавцов и покупателей. И кажется просто невероятным то, что производятся продукты именно в необходимом количестве, транспортируются они именно туда, где они востребованы, т.е. этот на первый взгляд хаос имеет четкий экономический порядок, четкую структуру, свою собственную логику.
На заре своего существования рынок был местом встречи продавцов и покупателей и рассматривался как базар, рыночная площадь. Такое узкое понимание рынка было связано с его примитивными формами. Так, по наблюдениям этнографов, на острове Калимантан и в районах нынешней Малайзии рыночные отношения осуществлялись следующим образом: продавцы, положив свои продукты для обмена, уходили, чтобы дать возможность покупателям свободно осмотреть товары; если покупатель решался приобрести предложенные ему товары, он оставлял свои продукты и уходил; затем возвращались продавцы и в случае согласия забирали оставленные покупателем предметы, взамен оставив свои.
В широком смысле
рынки – это места, где взаимодействуют продавцы и покупатели, где осуществляется обмен товарами и услугами, где определяются цены.
В мире есть рынки практически любых товаров и услуг. Рынок может быть централизованным (например, фондовая биржа), а также децентрализованным (например, рынок рабочей силы); с точки зрения территориальных границ он может быть местным (в пределах села, города), региональным (область, регион), национальным (внутри какого-то государства), а также мировым, бывают рынки в электронном виде, что часто наблюдается в сфере электронной торговли через Интернет.
Рынок (англ. «market») – это ключевое явление и понятие рыночной экономики. Оно означает любое взаимодействие, в которое люди вступают для осуществления торговли друг с другом; это совокупность экономических отношений, сфера обмена товаров на деньги и денег на товар, связи между обособленными товаропроизводителями, а также место, где совершается акт купли-продажи товаров; это система экономических связей между хозяйственными субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.
Рыночные отношения между продавцами и покупателями зародились еще в глубокой древности, задолго до появления денег. Возникновению и эффективному функционированию рынка способствовал ряд исторических условий.
Первое условие возникновения рынка – общественное разделение труда, ведущее к специализации и обмену. Начальная примитивная форма обмена на современном языке называется бартером. Бартер – это натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую, без денежной доплаты, торговая сделка осуществляемая по схеме «товар за товар». Безусловно этой форме обмена еще далеко до рынка, поскольку интересы участников бартера часто не удовлетворялись с первой попытки и приходилось совершать по несколько обменов, прежде чем «покупатель» и «продавец» получали желаемое.
Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство изделий в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство для удовлетворения потребностей других экономических агентов.
Второе условие – самостоятельность, обособленность экономических агентов, или хозяйствующих субъектов, которая выражается в экономической ограниченности, обособленности их интересов. Эта самостоятельность исторически возникает на базе частной собственности, хотя в дальнейшем она стала опираться и на другие виды собственности, включая смешанную и коллективную.
Третьим необходимым условием существования рынка является свобода предпринимательства, т.е. свобода граждан выступать на рынке в качестве хозяйствующих субъектов и заниматься, в рамках закона, той деятельностью, которая приносит им выгоду.
Особенность рынка состоит в том, что он способен обеспечить своим агентам (покупателям и продавцам) высокую степень экономических свобод. Свобода для покупателя подразумевает предоставление ему права для выбора товара из множества взаимозаменяемых и независимых благ. Потребитель имеет возможность выбрать продавцов, цены и обслуживание которых для него наиболее приемлемы. Свобода продавца заключается в праве выбора наиболее удобного покупателя, а также в праве самостоятельно распоряжаться вырученными от продажи деньгами. В соответствии с предоставленной свободой и покупатель, и продавец могут выбирать условия торговой сделки без каких-либо ограничений.
Степень и содержание экономических свобод на рынке могут быть различными. В зависимости от этого рынки можно разделить на три типа.
Во-первых, это свободный рынок. Он обладает максимумом экономических свобод для продавца и покупателя, т.е. при данном типе участники обладают полной независимостью, так называемым экономическим суверенитетом. Например, для продавца эта свобода заключается в праве самостоятельно решать, кому сбывать продукты и по какой цене. Данному типу рынка свойственно отсутствие вмешательства государства, а также строгого правового регулирования. Свободный рынок имеет существенные негативные стороны. Из-за бесконтрольности субъектов рынка, а также несоблюдения ими каких-либо правил игры этот тип рынка получил название дикого или нецивилизованного.
Первому типу рыночных отношений присущи непредсказуемость развития и неуправляемость, стихийность. Данные качества выражают следующие основные черты классического капитализма; в рыночной сфере:
а) действие единоличных собственников небольших предприятий на рынке;
б) предприниматели обычно создают продукты на свой страх и риск, без предварительной договоренности с покупателями;
в) сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продуктов населению.
Такая ситуация была свойственна рыночному обмену XV-XIX вв. В XX в. возник и полностью развился новый тип рыночных отношений.
Второй тип рынка – регулируемый рынок. Данному типу рынка свойственно подчинение определенному порядку, закрепленному в правовых нормах и поддерживаемому государством.
Необходимость данного порядка обусловлена рядом объективных причин, в первую очередь, возросшим уровнем концентрации и централизации производства, расширением масштабов фактического обобществления экономики. При данном типе рынка предприятия стараются минимизировать риски, стремясь заблаговременно обеспечить себе рынки сбыта, а также охотно выполняют выгодные им государственные заказы.
Следует отметить, что в современной экономике рыночные связи существенно усложнились. Теперь между производителем товара и его потребителем выстроилась целая армия посредников. На торговлю, сервис, рекламу сегодня приходится до половины конечной цены товара. Все это привело к усилению общественного характера рыночных связей и превратило регулируемый рынок в необходимый социальный институт.
Третий тип рынка – нелегальный. Данный тип рынка по характеру поведения его субъектов наиболее близок к первому типу, но при этом имеет существенные различия. Одной из разновидностей нелегального рынка является теневая торговля, с присущими ей нарушениями законов и правил купли-продажи. Другой разновидностью нелегального рынка является черный рынок, для которого характерна реализация запрещенных законом товаров (например, наркотики, оружие).
Современный рынок представляет собой систему рынков. Система рынков – это совокупность множества рынков различного назначения.
В системе современных рынков выделяются следующие подразделения:
а) рынок средств производства, на котором приобретаются вещественные факторы производства, включая оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо и электроэнергия;
б) рынок ссудных капиталов, на котором осуществляется купля и продажа временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях;
г) рынок потребительских товаров, который подразделяется на множество сегментов, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, включая жилье;
д) рынок труда, где встречаются работодатели и наемные работники;
е) рынок услуг, куда входят различные виды сервиса;
ж) рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в производстве);
з) рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход);
и) рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые проводится покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);
к) рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).
Такая совокупность образовалась под воздействием ряда факторов.
1. В условиях индустриального и постиндустриального производства значительно расширилось рыночное пространство за счет быстрого развития сферы оплачиваемых благ и услуг, включая духовные блага сферы культуры и науки.
2. Современное производство создает все большее количество разнообразных полезных благ, удовлетворяющих растущие потребности человека. Общественное разделение труда во второй половине XX в. вышло за пределы производства и охватило рыночную сферу. В ней возникли специализированные рынки, которые продвигают особые товары и услуги до их потребителей.
3. Широкое развитие акционерных обществ, ускорившийся рост международных экономических связей привели к созданию развитых рынков акций и других ценных бумаг, а также рынков иностранных валют.
Функции и роль рынка