Цена и объем выпуска монополиста
Как мы видели в главе 1, продавец не будет продавать по цене ниже альтернативных издержек, что означает отказ от низкой цены в пользу высокой. Но что определяет верхний предел его цены? Если допустить, что его целью является максимизация прибыли (разность общей выручки и общих издержек), то его выбор цены ограничен спросом на его продукт и издержками производства.
Для того чтобы соотнести цену с выручкой, а значит, с прибылью, нам необходима концепция предельной выручки, являющейся приростом общей выручки от продажи дополнительной единицы товара. Пока предельная выручка положительна, общая выручка растет. Когда предельная выручка снижается до нуля (или ниже нуля), это означает, что дополнительная продажа не увеличит (или уменьшит) общую выручку.
Если функция спроса известна, функция предельной выручки может быть выведена из нее математически; это сделано на рис. 9.1.1 Точка, в которой кривая предельной выручки пересекает горизон-
1 Предельная выручка является просто скоростью изменений, или, в математических терминах, первой производной общей выручки. Спрос является просто функцией средней выручки (общая выручка, деленная на количество), или цены, при различных объемах выпуска. В частном случае, когда функция спроса на продукт может быть аппроксимирована прямой линией, как на рис. 9.1, кривая предельной выручки может быть вычерчена очень легко как прямая, проходящая от пересечения кривой спроса с вертикальной осью к точке на горизонтальной оси, находящейся (посередине?) между началом координат и пересечением кривой спроса с горизонтальной осью. Причина того, что предельная выручка падает быстрее, чем цена, состоит в том, что всякий раз, когда продавец снижает цену товара, он снижает цену всего объема выпуска (если только он не занимается ценовой дискриминацией, описанной далее в этой главе). Поэтому цена, которую он получает за последнюю проданную единицу товара, добавляет к общей выручке величину, которая меньше этой цены.
Теория монополии
тальную ось, отмечает уровень выпуска (q на рис. 9.1), при котором общая выручка максимальна. Цена, соответствующая этому уровню выпуска, обозначена р. Если бы продавец продавал меньшее количество, он находился бы слева от этого пересечения и дополнительный выпуск увеличивал бы его общую выручку. Если бы он продавал большее количество, его выручка была бы на отрицательном участке кривой предельной выручки, что означает, что снижение выпуска увеличило бы общую выручку.
Влияние цены на количество, а значит и на выручку (цена, помноженная на количество), обобщается полезной концепцией эластичности, которая означает пропорциональное изменение одной переменной, вызванное пропорциональным изменением другой. Здесь нас интересует эластичность спроса по отношению к цене, иными словами, изменение величины спроса, обусловленное (очень небольшими) изменениями цены. Например, если увеличение цены на 1% вызывает уменьшение величины спроса на 2%, эластичность спроса по цене (или, для краткости, просто эластичность спроса2) равняется —2 (почему минус?). Если бы эластичность спроса была равной -1, это означало бы, что 1%-ное увеличение цены приводит к 1%-ному сокращению величины спроса, таким образом, общая выручка остается неизменной. Эта точка единичной эластичности соответствует точке на кривой спроса, в которой кривая предельной выручки пересекает горизонтальную ось. Во всех точках кривой спроса слева от этого пересечения спрос называют эластичным, поскольку на этом участке увеличение цены приводит к пропорционально большему сокращению величины спроса, а значит, к уменьшению общей выручки. Справа от этой точки спрос называют неэластичным, поскольку на этом участке увеличение цены приводит к пропорционально меньшему уменьшению величины спроса, а стало быть, меньшему увеличению общей выручки.
2 Но ценовая эластичность спроса является не единственным видом эластичности спроса. См. п. 1.1, сноски 3, 4, и сопровождающий текст (обсуждение эластичности спроса по доходу).
Цена и объем выпуска монополиста
Поскольку продавец заинтересован в максимизации своей чистой выручки, или прибыли, а не валовой выручки, он должен рассматривать влияние своего выбора цены на общие издержки и на общую выручку. Цена будет влиять на общие издержки, устанавливая производимое количество, а также, если предельные издержки изменяются с объемом выпуска, издержки на единицу продукции. Вспомним, что предельные издержки есть изменение общих издержек, вызванное производством дополнительной единицы продукта; иными словами, это прирост общих издержек производства последней единицы продукта. Существуют также постоянные издержки (расходы на приобретение патента являются хорошим примером), не зависящие от объема выпуска, но они не имеют отношения к определению цены и объема выпуска, поскольку по определению не увеличиваются и не уменьшаются, если монополист назначает очень высокую цену и производит мало или назначает очень низкую цену и производит много.
Поскольку максимизирующий прибыль продавец будет увеличивать объем выпуска до тех пор, пока дополнительная проданная единица прибавляет к его общей выручке больше, чем к общим издержкам, и остановится, когда продажа дополнительной единицы станет увеличивать его общие издержки в большей степени, чем общую выручку, объем выпуска, при котором прибыль максимизируется, соответствует количеству, при котором предельная выручка и предельные издержки равны, q на рис. 9.2. На этом уровне выпуска общая выручка равняется pq, а общие издержки (средние издержки, помноженные на количество) сд.3 Отметим, что, если бы объем выпуска был меньше, прибыль также была бы меньше, поскольку продавец находился бы слева от пересечения, где дополнительный выпуск прибавляет больше к общей выручке, чем к общим издержкам. При большем количестве прибыль также была бы меньше. Продавец находился бы справа от пересечения, на участке, где каждая проданная
3 Для простоты предполагается, что предельные издержки постоянны и фирма не имеет постоянных издержек, т. е. имеет только переменные. При этих допущениях предельные издержки равны средним.
Теория монополии
единица продукта добавляет больше к общим издержкам, чем к общей выручке (т. е. предельные издержки выше предельной выручки).
Другим названием р на рис. 9.2 является монопольная цена, поскольку это цена, которую назначит фирма в отсутствие конкуренции или в отсутствие боязни конкуренции. Конкуренция сделала бы эту цену непригодной. Предположим, что А, первоначально единственный продавец некоторого продукта, кривые спроса и издержек которого показаны на рис. 9.1 и 9.2, устанавливает цену р и продает q штук. При этом другие продавцы могут производить и продавать данную продукцию с теми же издержками, что и А. Один из них, В, привлеченный большими прибылями А (pq - cq), решает производить и продавать изделия также по цене р. На рис. 9.3 показан результат. Если В производит в четыре раза меньше, чем А (выпуск В равен q' - q), общее количество изделий на рынке (q') на четверть больше, чем раньше. Покупатели не будут платить р при большем количестве изделий, но только р'. Возможно, А и В теперь снизят свои объемы выпуска, но С, D, Е и другие ожидают входа на рынок, чтобы получить свою долю прибыли, которая привлекла В. Вход новых продавцов будет продолжаться до тех пор, пока цена не будет «сбита» до р", где она просто равна альтернативным издержкам производства дополнительных изделий. Пока эта точка не достигнута, ресурсы, направляемые в производство продукта, дают отдачу, превышающую их альтернативные издержки, а значит, больше, чем они могли бы давать на конкурентных рынках. Выпуск продукта не будет увеличиваться свыше q" (соответствующего р"), поскольку тогда эти ресурсы будут приносить отдачу, меньшую их альтернативных издержек.4
Может показаться, что возможность входа делает монополию умозрительной концепцией. Но иногда вход занимает значительное время, или запрещен, или входящий не может производить со столь
, 4 Какова эластичность спроса отдельной фирмы при совершенной конкуренции? Начертите кривую спроса фирмы при совершенной конкуренции. Если вы в затруднении, см. рис. 3.2 в главе 3.
Влияние изменений издержек или спроса на монопольную цену
же низкими издержками, как уже существующая фирма. Важным примером затрудненного входа являются монополии, защищаемые государством, например патентная монополия.
Подобно тому как монополия не является достаточным условием для монопольного ценообразования, она не является и необходимым условием. Представьте себе рынок из 100 продавцов, каждый из которых производит 1000 единиц, и расширение производства либо существующими фирмами, либо за счет входа новых фирм невозможно. У каждого продавца будет монопольная власть — способность поднять рыночную цену выше конкурентного уровня. Например, если бы один из 100 продавцов сократил свой объем выпуска с 1000 единиц до 900, общий выпуск рынка сократился бы с 100 000 единиц до 99 900 и рыночная цена возросла бы, как будто монополист в производстве данного продукта решил сократить свой выпуск на ту же величину. , ,