Модели исследования деловых культур

Тезисы лекции:

1. Термин «деловая культура» впервые появился в Западных странах и до сих пор он до конца не изучен, так как является собирательным понятием. В основном его воспринимают как «определенные правила поведения в сфере деловой активности, корпоративные традиции и обычаи, рабочий этикет и нормы».

Деловую культуру можно понимать как систему ценностей и норм, регулирующих поведение в процессе деловой активности при переговорах и

заключении сделок, выполнении договорных обязательств, при организации деятельности людей, в деловом общении, в отношении к работнику и потребителю. Важно перенести на уровень сознания те положения деловой

культуры, которые управляют поведением человека с тем, чтобы имелась возможность отказаться от стереотипов, препятствующих ведению эффективного международного бизнеса.

Основу деловой культуры составляют ценности, которые носят долговременный характер. Они не имеют количественных показателей, а характеризуются качественно. Их значение острее всего проявляется в критические моменты, когда особую роль играет моральный фактор.

Ценности - это общие убеждения и вера в то, что хорошо и осознание того, что такое плохо. Носителями деловой культуры являются лидеры организации и их ценности, которые в конечном итоге переносятся на язык управленческих решений в виде правил поведения персонала, технологии принятия управленческих решений, делегирования власти, отношений с

подчиненными и тому подобное.

Корни деловой культуры находятся в философии организации, а проявляется она во взаимоотношениях с причастными к ней людьми и организациями. Происхождение деловой культуры связано с рядом источников: харизматической влиятельной личностью, основателем

2. Параметры кросс - культурного сравнения: Первым из них является религия.Она влияет на характер деловых связей, организационную структуру, а так же на особенности потребления в разных странах. Например, в соответствии с исламской религией банковская система беспроцентная, и поэтому поддерживается государством. Ростовщичество строго запрещено, считается страшным грехом, так же как и игорный бизнес, лотереи, алкоголь, табак, свинина, собаки.

Конфуцианство в свою очередь очень повлияло на Китайское общество. Это этико-философское учение отражает принцип жесткого неравенства между людьми, а так же привносит коллективизм и семейные ценности. Особенностью бизнес отношений на работе является необходимость «сохранять лицо», не допускать позора или некорректного поведения. Ведь человеческие отношения очень ценятся не только в жизни, но и в бизнесе.

Вторым параметром кросс - культурного сравнения является язык,на котором принято разговаривать в стране, а так же другие способы вербальной, паравербальной и не вербальной коммуникации, используемые во время установления отношений. Как было упомянуто ранее, в определенной мере он определяет сознание и направление мышления общества.

Третьим параметром кросс – культурного сравнения является использование личного и социального пространства. В различных странах свои понятия об деловой и интимной зоне. Во многих странах приемлемое расстояние составляет 1-1,2 метра. Скандинавы, англосаксы и немцы, например, в основном приемлют расстояние 1,2 метра от себя, для близких друзей и родственников делается исключение в виде радиуса 0,5 метра.

3.Модели исследования деловых культур. Для более упрощенного подхода к изучению деловых культур проводится сравнительный анализ по различным моделям. Модель Ричарда Льюиса самая простая система управления кросс - культурными различиями, в основе, которой лежит отношение людей ко времени и его использовании. В соответствии, с чем происходит деление на три группы культур: моноактивные культуры, полиактивные культуры и реактивные культуры.Модель Герта Хофстеда.Модель этого голландского ученого включает национальный сравнительный анализ по четырем критериям. Каждый определяется по шкале от 0 до 100 баллов.

Литература

1.Алёхина И.В. Имидж и этикет делового человека. М.: изд-во Дело, 2001. - 112 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 414 с.

3. Асадов А.Н., Покровская Н.Н., Косалимова О.А. Культура делового

общения. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.-156с.

4. Богучарский Е.М. Этнокультура и дипломатия. М:МГИМО Университет, 2011. – 180 с.

Наши рекомендации