Классификация деловых культур

Условно деловые культуры мира исследователями разбиты на три типа: моноактивные, полиактивные и реактивные.

В моноактивных культурах принято планировать свою жизнь, составлять расписание, организовывать деятельность в определенной последовательности, занимаясь только одним делом в данный момент.

К типичным представителям такой культуры относятся американцы, англичане, немцы, швейцарцы, шведы, датчане и др. Они считают, что при линейной организации труда можно действовать более эффективно и добиться значительно больших результатов.

К полиактивным культурам принадлежит подвижные общительные народы (итальянцы, латиноамериканцы, арабы, и др.), которые привыкли делать множество дел одновременно, нередко не доводя их до конца. Они планируют очередность дел не по расписанию, а по степени относительной привлекательности, значимости того или иного мероприятия в данный момент. Полиактивных людей не очень заботит пунктуальность. Они считают, что реальность важнее, чем распорядок, устанавливаемый человеком, поэтому легко перестраиваются и часто меняют последовательность выполнения работ.

В полиактивной культуре, как и в моноактивной, основным способом коммуникации является диалог.

Реактивные (слушающие) культуры придают наибольшее значение вежливости и уважению. Представители этих культур – жители Японии, Китая, Тайваня, Сингапура, Кореи, Турции, Финляндии – предпочитают молча и спокойно слушать собеседника.

Задание 5. Ознакомьтесь с формулами речевого этикета. Запомните и применяйте в речи. Используя формулы речевого этикета, подготовьте примеры знакомства и представления.

Этикет предписывает следующие формулы:

— Разреши (те) с вами (с тобой) познакомиться.

— Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться.

— Позволь (те) познакомиться.

— Давай (те) познакомимся.

— Будем знакомы.

— Хорошо бы познакомиться.

При посещении учреждения, офиса, конторы, когда предстоит разговор с чиновником и необходимо ему представиться, используются формы:

— Позвольте (разрешите) представиться.

— Моя фамилия Найманов.

— Я Мелисов.

— Мое имя Бек Султанович.

— Айдар Алишеров.

— Асем Кайратовна.

Если же посетитель не называет себя, тогда чиновник сам спрашивает:

— Как ваша (твоя) фамилия?

— Как ваше (твое) имя?

— Как ваше (твое) отчество?

— Как вас (тебя) зовут?

Задание 6.Запомните формулы делового этикета. Выразите благодарность, сделайте замечание, предупреждение, обратитесь с просьбой, используя приведенные примеры речевых клише делового этикета.

Выражение благодарности:

— Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность Лауре Руслановне за отлично организованную выставку.

— Фирма (дирекция, ректорат) выражает благодарность всем сотрудникам (преподавательскому составу) за …

— Должен выразить начальнику отдела снабжения (свою) благодарность за …

— Позвольте (разрешите) выразить большую (огромную) благодарность …

За оказание какой-либо услуги, за помощь, важное сообщение, подарок принять благодарить со словами:

— Я благодарен вам за то, что …

— (Большое, огромное) спасибо вам (тебе) за…

— (Я) очень (так) благодарен вам!

Эмоциональность, экспрессивность выражения благодарности усиливается, если сказать:

— Нет слов, чтобы выразить вам (мою) благодарность!

— Я до такой степени благодарен вам, что мне трудно найти слова!

— Вы не можете себе представить, как я благодарен вам!

— Моя благодарность не имеет (не знает) границ!

Замечание, предупреждение:

— Фирма (дирекция, правление, редакция) вынуждена сделать (серьезное) предупреждение (замечание) …

— К (большому) сожалению (огорчению), должен (вынужден) сделать замечание (вынести порицание)…

Обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым, но без излишнего заискивания:

— Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу…

— Если вам не трудно (вас это не затруднит) …

— Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите …

— (Не) могу ли я попросит вас…

— (Пожалуйста), (очень вас прошу) разрешите мне…

4. Ситуационная задача. Рассмотрите ситуацию. Предложите свои варианты продолжения беседы. Разыграйте его. Ответьте на вопросы.

Вы знаете тему предстоящей беседы, но своего собеседника встречаете впервые. «Как пройдет беседа, какие она даст результаты?- невольно задумываетесь вы. «Что я знаю: фамилию, должность, учреждение и тему беседы. Вот и все».

Итак… Посетитель входит в комнату и называет себя. Вы встали из-за стола и пригласили своего собеседника напротив вас, например, у стола заседаний.

Из чего складывается первое впечатление о незнакомом человеке? В силу каких причин один человек вызывает у вас доверие, а другой – настороженность, хотя вы о них ничего не знаете?

5. Работа в малых группах. Задание 1. Рассмотрите рисунки и опишите их. Как вы считаете, необходимо ли знание языка жестов при общении? Если да, то почему?

Невербальный язык

Немаловажная составляющая общения — язык жестов. Общение между людьми осуществляется преимущественно жестами и мимикой . Слова сами по себе передают лишь 7% информации, интонация — 38%, жесты —55% . Знание языка жестов помогает распознать скрытые страхи больного, изменить свое поведение, установить нужный стиль общения.

Классификация деловых культур - student2.ru

Рисунок 1. На этом рисунке врач и больной занимают правильное положение у стола.

Классификация деловых культур - student2.ru

Рисунок 2. Оборонительные реакции.

Классификация деловых культур - student2.ru

Рисунок 3. Желание уйти.

Задание 2.Подготовьтесь к деловому общению.

Ситуация:У вас появилось идея стать инициатором делового общения. Назначены время и место проведения беседы.

Представьте себе и опишите, как можно убедительнее, своего будущего собеседника и его предполагаемую реакцию.

Попытайтесь вникнуть в его задачи и мотивы, чтобы понять его позицию, логику и стратегию.

Подумайте, как создать благоприятную атмосферу, завоевать доверие, избежать напряженности, проявить симпатию, быть внимательным ко всем присутствующим.

Обеспечьте дальнейшие контакты с собеседником и возможность новых видов деятельности.

Задание 3. Прочитайте текст. Сформулируйте его основную мысль. Ответьте на вопросы по содержанию текста.

Искусство общения врача

Гиппократ писал: «В медицине есть три составляющих: болезнь, больной и врач..Больному нелегко понять, что происходит, почему ему становится лучше или хуже, именно врач должен ему все объяснить». Доктор богословия Франсис Майнаб писал: «При первой встрече решающую роль играет поведение врача, его манера говорить и держаться».

Профессионализм врача определяется не только тем, насколько хорошо он знает этиологию и патогенез болезней, методы их диагностики и лечения, но и его умением консультировать, т. е. общаться, учить, советовать. Умение врача общаться определяет его взаимоотношения с больным, только завоевав доверие больного, можно собрать подробный анамнез, объяснить, что от него требуется в процессе лечения. Опытный специалист излагает свои мысли так, чтобы они были доступны, нс порождали тревогу. Он умеет не подорвать доверия к себе и не отнять у больного надежду на успех лечения.

(Дж. Мерта. Справочник общей практики - М.: Практика,1998. -1230 с.)

Какие три составляющие медицины выделял Гиппократ? Как вы думаете, прав ли доктор богословия? Выразите свое согласие (несогласие) с мнением Фр.Майнаба. Чем определяется профессионализм врача?

Задание 4.Прочитайте. Составьте по данному образцу диалог.

Пациент: Вы не могли бы мне поподробнее рассказать о составе витаминного препарата “Компливит”?

Врач: Да, конечно. “Компливит” - это витаминно-минеральный комплекс, содержащий основные витамины и жизненно необходимые минералы. Это витамины А, В1, В2, В6, В12, С, Е, Р, РР и другие. Микроэлементы железа, меди, кальция, кобальта, марганца, цинка, магния. Из отечественных витаминных комплексов “Компливит содержит самое большое количество витаминов и микроэлементов.

Пациент: Спасибо за консультацию.

Задание 5.Подготовьтесь к полилогу на одну из тем «К какой из деловых культур относится Казахстан?», «Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры врача».

Задание 6.Выразите свое согласие (несогласие) с мнением Дейла Карнеги: « Успехи того или иного человека в его финансовых делах в любой сфере или деле на 15% зависят от его профессиональных знаний и на 85% - от его умения общаться с людьми».

Задание 7.Работа по мини-группам. Ситуативная задача: Каждая из групп должна доказать свою точку зрения на один из предложенных аргументов.

Успех человека зависит: 1. От профессиональных знаний. 2. От умения общаться с людьми.

Задание 8.Используя основные принципы делового общения, составьте микродиалоги на одну из тем: «На приеме у врача», «В поликлинике», « Осмотр пациента».

6. Ролевая игра.Подготовьтесь к ролевой игре: «Устройство на работу. Собеседование».

7. Лингвистическая игра «Скажите одним словом»

- этикет, при котором используются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения

- этикет, при котором соблюдаются нормы поведения и делового общения

- совокупность принятых правил определяющих порядок какой-либо деятельности

- профессии, для которых важное значение имеет речевая культура и соблюдение этики речевого поведения

6. Литература:

Основная литература:

1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.

2.Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.

Дополнительная литература:

1.Жаналина Л.К. Практический курс русского языка: Учебное пособие - Алматы, 2005.

2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)

3. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. - М. : Проспект, 2008. - 440 с. : ил.

4. Даирбекова С.А. Моя Родина Казахстан// Учебное пособие по русскому языку для студентов казахских групп неязыковых вузов. - Алматы, 2003.

5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.

6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.7. Акжалов Б.Т. и др. Стилистика русского языка и культура речи. 2 части - Семей, 2011. (электронный учебник) 8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия) 9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

10.Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ под ред. К.К.Ахмедьярова, К.К.Жаркынбековой, - Алматы, 2008. (электронный учебник)

7. Контроль:

Наши рекомендации