Дифференциация доходов населения
Дифференциация денежных доходов работников складывается преимущественно под влиянием двух факторов: дифференциация заработной платы и дифференциация семейного положения работников. Однако дифференциацию заработной платы и дифференциацию доходов нельзя оценивать с одних и тех же позиций. В первом случае экономическое неравенство соответствует понятию социальной справедливости в рамках данного общественного строя и является условием прогресса; во втором случае неравенство складывается в результате перераспределения доходов в семьях, которое в известной мере является «несправедливым», поскольку в определенной части не имеет отношения к труду и трудовым заслугам людей.
В условиях централизованной экономики и эгалитарного общества, основанных на равномерном распределении доходов населения, проблемы дифференциации и экономического неравенства были незначительными и не вызывали озабоченности специалистов. Характерной чертой плановой экономики был жесткий контроль государства за доходами граждан в целях предотвращения их дифференциации. Это достигалось путем установления обязательных тарифных ставок и окладов, определения разного рода «пределов» в оплате труда, ограничения размеров премий.
Положение резко изменилось с начало преобразования и становлением рыночных отношений. С одной стороны, работнику предоставлена свобода выбора места работы, профессии и т. д. С другой, – усилилась конкуренция на рынке труда. У работодателей появилось право выбора принимать на работу, определять размер оплаты труда. Хозяйственные структуры стали самостоятельными в сфере организации оплаты труда. Высокий уровень дифференциации доходов принципиально присущ странам с развитой рыночной экономикой, в особенности на начальном этапе развития, и связан с ограничениями в занятости, инфляцией, сдвигами в структуре производства.
Причинами неравенства и имущественного расслоения по доходам являются неравное распределение доходов и собственности; неодинаковые стартовые условия для развития индивидуально-трудовой деятельности, предпринимательства, бизнеса; относительно низкий размер оплаты труда у некоторых категорий работников; повышение доли иждивенцев в семье; наличие незанятых трудоспособных лиц; низкий уровень социальных выплат; несвоевременные выплаты заработной платы, пенсий, пособий.
Одним из серьезных факторов нарастания дифференциации служит инфляция, при которой выплаты практически не индексируются по мере роста цен, а удорожание потребительской корзины происходит темпами, опережающими общий рост цен.
Одним из существующих факторов дифференциации оплаты труда работников выступают подоходные налоги. Россия отличается от западных стран своеобразной «уравниловкой». В настоящее время введен единый подоходный налог на доходы населения в размере 13 %. В то время как в странах ЕС действуют прогрессивные шкалы с увеличением налоговых ставок при росте денежных доходов. Так, в Германии высшая налоговая ставка установлена в размере 53 % дохода, в Великобритании, Испании, Венгрии, Эстонии – 40%
Неравенство и социально-имущественное расслоение населения одна из серьезных проблем становления и развития рыночных отношений. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются децильный коэффициент, коэффициент Джини и кривая Лоренца.
Децильный коэффициент – это соотношение между средними доходами 10 % наиболее обеспеченных и 10 % наименее обеспеченных граждан.
Коэффициент Джини – это индекс концентрации доходов населения.
Кривая Лоренца показывает степень удаления фактического распределения доходов от состояния абсолютного равного распределения.
Понятие бедности
Одной из наиболее острых проблем России в социально-экономической сфере является масштаб бедности. По мнению экспертов международной организации труда, бедность возникает из-за неэффективности социально-экономической системы и структурных ошибок. Проблема бедности имеет несколько аспектов: политический, экономический, социальный, морально-этический. Поэтому данная проблема требует решения в ближайший срок так, как от этого во многом зависит развитие страны.
К основным категориям бедных традиционно относятся: низкооплачиваемые работники (ниже прожиточного минимума), в том числе молодежь, впервые входящая на рынок труда; безработные граждане; многодетные и неполные семьи; часть пенсионеров и инвалидов; вынужденные переселенцы; маргиналы.
Основными социально-экономическими характеристика благосостояния/бедности населения являются.
1. Степень удовлетворения потребностей в пище, одежде, жилище и т. д. В качестве главного критерия оценки данной характеристики выступают физиологические потребности организма, необходимые для нормального воспроизводства рабочей силы.
2. Степень обеспечения трудовых прав, прежде всего, право на труд вообще и на производительный труд, в частности, развитие российского рынка труда далеко не в полной мере отвечает современным условиям, отмечается высокий уровень скрытой безработицы, временная занятость, диктат работодателя в вопросе установления цены рабочей силы и т. п.
3. Степень доступности материальных благ и услуг. Данная характеристика в настоящее время во многом определяется таким показателем, как доходностью труда. В условиях отсутствия дефицита товаров и развивающимся сектором платных услуг (медицина, образование) дефицит денежных средств становиться для большинства работающих серьезным препятствием обеспечения доступности материальных благ и услуг.
4. Глубина и острота бедности. Глубина бедности характеризует ту часть населения, чьи доходы и расходы ниже установленной черты бедности (например, прожиточного минимума). Острота бедности показывает степень дифференциации доходов или расходов населения и используется для сравнения изменений во времени, а также с точки зрения воздействий различных мер социально-экономической политики на материальное положение населения. Основными критериями выступают черта (порог) бедности, соотношение доходов наиболее доходных групп населения с наименее доходными.
К факторам бедности в России могут быть отнесены: безработица, невыплаты и задержки выплат заработной платы, пенсий, пособий, высокая «иждивенческая нагрузка» в семьях, многодетность. Месторасположение домашних хозяйств (в сельской местности бедность распространена больше), достижение пенсионного возраста (в большей степени в городах, меньше в сельской местности). Главной причиной, определяющей сохранения высокого уровня бедности в России и соответственно ее негативного влияния на динамику и перспективу экономического роста является низкий уровень заработной платы значительной части работающих.
Наиболее опасной с экономической. Социальной и политической точек зрения формой бедности является застойная бедность – ситуация, при которой бедность, локализованная в определенных группах общества или отдельных регионах, воспроизводится систематически, т. е. когда несколько поколений людей не в состоянии преодолеть факторы и причины, однажды породившие бедность.
Временная бедность – обратимое состояние, связанное либо с определенными этапами жизненного цикла семьи, либо с сезонными колебаниями, либо с чрезвычайными обстоятельствами. Проявления временной бедности относительно менее социально опасны.
Прожиточный минимум
Прожиточный минимум – это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия для поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. Прожиточный минимум – одно из центральных понятий системы минимальных гарантий, предоставляемых государством населению.
В структуре прожиточного минимума отражены расходы на питание; расходы на непродовольственные товары; расходы на услуги; налоги; другие обязательные платежи.
Прожиточный минимум как инструмент социальной политики используется в качестве базы для адресной социальной политики; в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных групп населения; для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации текущих и перспективных социальных программ, оказания целевой помощи малообеспеченным слоям населения; для обоснования размеров минимальной заработной платы и трудовой пенсии по старости.
Сфера использования прожиточного минимума весьма широка: это и элемент системы минимальных гарантий и основа для определения порога бедности, и база для расчетов и дифференциации заработной платы, пенсий и различных пособий.
В России на базе прожиточного минимума рассчитывается потребительская корзина в целом по стране и субъектам федерации. Ее размер определяется с учетом принципов и порядка формирования минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; примерных минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для основных социально-демографических групп населения страны.
Величина прожиточного минимума рассчитывается исходя из научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для человека; фактического объема потребления товаров и услуг в малоимущих семьях; социально-экономических и демографических факторов, характеризующих уровень денежных доходов населения, состава и половозрастной структуры населения, размеров и структуры семей, финансовых возможностей государства по обеспечению социальной защиты населения; объективных различий в потреблении товаров и услуг, определяемых различными признаками.
Прожиточный минимум страны предусматривает его дифференциацию по следующим основным социально-демографическим группам населения: трудоспособное население; пенсионеры; дети. Кроме того, он различается по территориальным зонам (16 зон по потреблению продуктов питания, 3 зоны по непродовольственным товарам индивидуального пользования и 3 зоны по набору услуг), а также по коэффициенту семейности.
Теоретически прожиточный минимум должен быть равен минимальному размеру оплаты труда. Государственный минимальный размер оплаты труда применяется для любого работника независимо от организационно-правовой формы предприятия, на котором он работает. На предприятиях может устанавливаться свой минимальный размер оплаты труда, который должен быть не ниже государственного. Время, которое потребуется для повышения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума, зависит также от способности работодателей сочетать повышение уровня минимального размера оплаты труда с сохранением или увеличением достигнутого уровня занятости.