Представление системы в виде агрегата
Билет 9. Эффективность, контроль и качество управленческих решений
Эффективность управленческих решений – это:
*совокупность показателей, свидетельствующая о достижении целей организации, получении определенных результатов в ее деятельности;
*основной результат деятельности управляющих по преобразованию системы управления и процессов, происходящих в организации.
Показатели экономической эффективности:
*прибыль; *выручка от реализации; *доходность; *себестоимость; *рентабельность; *ликвидность;
*управленческие затраты.
Показатели качества и результативности труда:
*качество продукции или услуги; *производительность труда;
*соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы;
*фонд оплаты труда (ФОТ); *средняя заработная плата; *потери рабочего времени на 1 работника (чел.-дни);
*качество труда персонала (баллы или %).
Показатели социальной эффективности:
*текучесть персонала;
*уровень трудовой дисциплины;
*соотношение управленческого персонала, рабочих и служащих;
*равномерность загрузки персонала;
*коэффициент трудового участия (КТУ) или вклада (КТВ);
*социально-психологический климат в коллективе.
Качество управленческого решения – совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы.
Билет 10. Методы контроля за исполнением управленческих решений
*Фиксация результатов проведенных мероприятий.
*Анализ отчетной документации.
*Беседы и деловые совещания.
*Корректировка планов.
*Анализ показателей деятельности отделов, служб, организации в целом.
*Мотивирование за участие в разработке решений.
Условия и факторы, определяющие качество управленческих решений
Эффективность управленческих решений в организациях определяется совокупностью показателей, свидетельствующих о достижении целей и росте конкурентоспособности организации.
Показатели конкурентоспособности туристической организации:
доля рынка;
марочный капитал;
возможность использовать наилучшую ценовую стратегию;
качество турпродукта;
Показатели качества и результативности труда:
*компетентность персонала;
*персонал ориентирован на работу в данной сфере деятельности;
*совокупность моральных и материальных мотивов деятельности персонала как преимущество;
*фонд оплаты труда (ФОТ);
*оборудование рабочих мест современной оргтехникой;
*непрерывное обучение персонала;
*уровень исполнительской дисциплины;
*выполнение календарных планов и достижение плановых показателей.
Показатели социальной эффективности:
*снижение текучести персонала;
*благоприятный социально-психологический климат в коллективе;
*организационная культура ориентирована на потребителя;
*высокий уровень корпоративности (приверженность деятельности, общность целей работников и организации);
*компетентность общения с клиентами;
*умелые навыки работы персонала с банками данных и использование современных информационных систем.
Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента.
Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:
*выработку и постановку цели;
*изучение проблемы на основе получаемой информации;
*выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий *принимаемого решения;
*обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);
*выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;
*конкретизацию решения для его исполнителей.
Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий:
*На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.
*На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов.
*На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.
Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:
*метод, основанный на интуиции управляющего;
*метод, основанный на понятии «здравого смысла»;
*метод, основанный на научно-практическом подходе.
Билет 11. Требования, предъявляемые к технологии менеджмента, и важнейшие области принятия решений
1)формулирование проблем, разработка и выбор решения должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, где для этого имеется соответствующая информация;
2)информация должна поступать от всех подразделений фирмы, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различные функции;
3)выбор и принятие решения должны отражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено выполнение решения или которые заинтересованы в его реализации;
4)должна строго соблюдаться соподчиненность в отношениях в иерархии управления, жесткая дисциплина, высокая требовательность и беспрекословное подчинение.
Принятие управленческих решений предполагает использование следующих факторов:
*иерархии;
*целевых межфункциональных групп;
*формальных правил и процедур;
*планов;
*горизонтальных связей.