Критерии определения источников финансирования НИОКР.
Для более точного определения источников финансирования НИОКР необходимо соблюсти два условия:
- должен быть осуществлен прямой трансфер ресурсов;
- трансфер должен быть направлен и использован для осуществления НИОКР.
Подобные трансферы могут осуществляться через контракты, гранты или дотации в денежной форме, либо в форме других ресурсов (например, персонал или оборудование, предоставленное в аренду хозяйствующему субъекту).
Источники финансирования НИОКР можно классифицировать следующим образом:
1) частный сектор:
- частные фирмы и компании;
-другие фирмы и компании, функционирующие в той же отрасли;
- другие фирмы и компании.
2) государственный сектор:
-центральное или федеральное правительство (не включая нецелевые фонды образования);
- органы местной или муниципальной власти (не включая нецелевые фонды образования);
- общественные нецелевые фонды образования.
3) частный некоммерческий сектор;
4) высшие учебные заведения;
5) поступления из-за границы:
- частный сектор (фирмы и компании, функционирующие в той же отрасли; другие фирмы и компании);
- правительства других стран;
- частный некоммерческий сектор;
- высшие учебные заведения;
- Европейский союз;
- международные организации.
Внешние затраты
Другой показатель затрат на НИОКР - это внешние затраты, под которыми подразумевают те суммы, которые в течение определенного периода времени хозяйствующий субъект, организация или сектор экономики выплачивает или обязался выплачивать другому хозяйствующему субъекту, организации или сектору экономики для целей НИОКР. Внешние затраты включают: затраты на приобретение НИОКР, осуществленных другими хозяйствующими субъектами, и гранты, выданные другим хозяйствующим субъектам для осуществления НИОКР.
Для более точного измерения внешних затрат рекомендуется учитывать следующую классификацию:
1) частный сектор:
-другие фирмы и компании, функционирующие в той же отрасли;
- другие фирмы и компании.
2) государственный сектор:
3) частный некоммерческий сектор;
4) высшие учебные заведения;
5) поступления из-за границы:
- частный сектор (фирмы и компании, функционирующие в той же отрасли; другие фирмы и компании);
- правительство других стран;
- частный некоммерческий сектор;
- высшие учебные заведения;
- международные организации.
Совокупные показатели затрат на НИОКР: GERD и GNERD.
Валовые внутренние затраты на НИОКР (Gross domestic expenditure on R&D (GERD))или доля НИОКР в ВВП - это общий показатель затрат на НИОКР, которые выполнены на территории данной страны в течение данного периода.
GERD включает в себя НИОКР, осуществленные в пределах страны, в т.ч. за счет иностранных средств, но исключает платежи по НИОКР, выполненным за рубежом. Этот показатель высчитывается как процентное отношение затрат на НИОКР и ВВП.
GERD вычисляется путем сложения внутренних затрат четырех секторов экономики. Этот показатель часто отображается в виде матрицы секторов (сектор-источник финансирования и сектор-объект финансирования) (см. табл.3). GERD и матрица GERD являются основными показателями при сравнении затрат на НИОКР.
Валовые национальные затраты на НИОКР (Gross national expenditure on R&D (GNERD)) или доля НИОКР в ВНП страны -это общий показатель,состоящий из затрат на НИОКР, финансируемых хозяйствующими субъектами страны в течение данного периода. Он включает в себя НИОКР, выполненные за рубежом, но финансируемые хозяйствующими субъектами страны или резидентами, и исключает НИОКР, выполненные на территории данной страны, но финансируемые за счет иностранных средств. Он рассчитывается путем сложения внутренних затрат, финансируемых за счет средств каждого из четырех секторов страны, и НИОКР, выполненных за рубежом, но финансируемых из внутренних источников четырех секторов (см. табл.4). Данный показатель дает дополнительную информацию о масштабах кооперации в сфере НИОКР между различными видами подразделений.
Таблица 3. Валовые внутренние затраты на НИОКР
Источник финансирования | Объект финансирования | Всего | |||
Частное предпринима- Тельство | Государство | Частный некоммерческий сектор | Высшие учебные заведения | ||
Частное предпринимательство | |||||
Государство | |||||
Общественные нецелевые фонды образования | |||||
Высшие учебные заведения | |||||
Частный некоммерческий сектор | |||||
За граница • Иностранные компании – в рамках одной отрасли – другие • Правительство зарубежной страны • Европейский союз • Международные организации • Другие | |||||
Всего | GERD |
Источник: ОЭСР
Таблица 4. Валовые национальные затраты на НИОКР
Источник финансирования | Объект финансирования | Всего | |||||||
Внутри страны | За граница | ||||||||
Частное предприни- мательство | Госу- дарство | Частный некоммер-ческий сектор | Высшие учебные заведения | Частное предпринима-тельство | Международные организации | Дру-гие | |||
В рамках той же отрасли | Другие компании | ||||||||
Частное предпринимательство | |||||||||
Государство | |||||||||
Общественные нецелевые фонды образования | |||||||||
Высшее образование | |||||||||
Частный некоммерческий сектор | |||||||||
Всего |
С момента принятия Руководства подобные обследования приобрели регулярный характер. Они служат базой не только для национальных оценок, но и для международного сопоставления показателей персонала и затрат на научные исследования и разработки, сравнительного анализа их организации и финансирования, научно-технической политики.
Стандартизация данных позволяет международным организациям регулярно проводить оценку совокупных научных потенциалов стран, сопоставления их величины и структуры в отдельных государствах, разрабатывать предложения по совершенствованию научно-технической и инновационной политики, развитию международного сотрудничества. Устранение существенных отличий методологии и практики отечественной статистики науки и инноваций от международных стандартов, отвечая современным реалиям российской науки и потребностям научно-технической политики, позволяет обеспечить объективное отражение состояния научного и инновационного потенциала, оперировать едиными с мировым сообществом понятиями, создавая тем самым необходимую информационную базу для сотрудничества и инвестиций. В настоящее время благодаря многочисленным инициативам ОЭСР, связанным с распространением практики пользования Руководством, последнее издание этого документа (2002 год) стало основным международным стандартом.