Критерии определения источников финансирования НИОКР.

Для более точного определения источников финансирования НИОКР необходимо соблюсти два условия:

- должен быть осуществлен прямой трансфер ресурсов;

- трансфер должен быть направлен и использован для осуществления НИОКР.

Подобные трансферы могут осуществляться через контракты, гранты или дотации в денежной форме, либо в форме других ресурсов (например, персонал или оборудование, предоставленное в аренду хозяйствующему субъекту).

Источники финансирования НИОКР можно классифицировать следующим образом:

1) частный сектор:

- частные фирмы и компании;

-другие фирмы и компании, функционирующие в той же отрасли;

- другие фирмы и компании.

2) государственный сектор:

-центральное или федеральное правительство (не включая нецелевые фонды образования);

- органы местной или муниципальной власти (не включая нецелевые фонды образования);

- общественные нецелевые фонды образования.

3) частный некоммерческий сектор;

4) высшие учебные заведения;

5) поступления из-за границы:

- частный сектор (фирмы и компании, функционирующие в той же отрасли; другие фирмы и компании);

- правительства других стран;

- частный некоммерческий сектор;

- высшие учебные заведения;

- Европейский союз;

- международные организации.

Внешние затраты

Другой показатель затрат на НИОКР - это внешние затраты, под которыми подразумевают те суммы, которые в течение определенного периода времени хозяйствующий субъект, организация или сектор экономики выплачивает или обязался выплачивать другому хозяйствующему субъекту, организации или сектору экономики для целей НИОКР. Внешние затраты включают: затраты на приобретение НИОКР, осуществленных другими хозяйствующими субъектами, и гранты, выданные другим хозяйствующим субъектам для осуществления НИОКР.

Для более точного измерения внешних затрат рекомендуется учитывать следующую классификацию:

1) частный сектор:

-другие фирмы и компании, функционирующие в той же отрасли;

- другие фирмы и компании.

2) государственный сектор:

3) частный некоммерческий сектор;

4) высшие учебные заведения;

5) поступления из-за границы:

- частный сектор (фирмы и компании, функционирующие в той же отрасли; другие фирмы и компании);

- правительство других стран;

- частный некоммерческий сектор;

- высшие учебные заведения;

- международные организации.

Совокупные показатели затрат на НИОКР: GERD и GNERD.

Валовые внутренние затраты на НИОКР (Gross domestic expenditure on R&D (GERD))или доля НИОКР в ВВП - это общий показатель затрат на НИОКР, которые выполнены на территории данной страны в течение данного периода.

GERD включает в себя НИОКР, осуществленные в пределах страны, в т.ч. за счет иностранных средств, но исключает платежи по НИОКР, выполненным за рубежом. Этот показатель высчитывается как процентное отношение затрат на НИОКР и ВВП.

GERD вычисляется путем сложения внутренних затрат четырех секторов экономики. Этот показатель часто отображается в виде матрицы секторов (сектор-источник финансирования и сектор-объект финансирования) (см. табл.3). GERD и матрица GERD являются основными показателями при сравнении затрат на НИОКР.

Валовые национальные затраты на НИОКР (Gross national expenditure on R&D (GNERD)) или доля НИОКР в ВНП страны -это общий показатель,состоящий из затрат на НИОКР, финансируемых хозяйствующими субъектами страны в течение данного периода. Он включает в себя НИОКР, выполненные за рубежом, но финансируемые хозяйствующими субъектами страны или резидентами, и исключает НИОКР, выполненные на территории данной страны, но финансируемые за счет иностранных средств. Он рассчитывается путем сложения внутренних затрат, финансируемых за счет средств каждого из четырех секторов страны, и НИОКР, выполненных за рубежом, но финансируемых из внутренних источников четырех секторов (см. табл.4). Данный показатель дает дополнительную информацию о масштабах кооперации в сфере НИОКР между различными видами подразделений.

Таблица 3. Валовые внутренние затраты на НИОКР

Источник финансирования Объект финансирования Всего
Частное предпринима- Тельство Государство   Частный некоммерческий сектор Высшие учебные заведения
Частное предпринимательство          
Государство          
Общественные нецелевые фонды образования          
Высшие учебные заведения          
Частный некоммерческий сектор          
За граница • Иностранные компании – в рамках одной отрасли – другие • Правительство зарубежной страны • Европейский союз • Международные организации • Другие          
Всего         GERD

Источник: ОЭСР

Таблица 4. Валовые национальные затраты на НИОКР

Источник финансирования Объект финансирования Всего
Внутри страны За граница
Частное предприни- мательство   Госу- дарство   Частный некоммер-ческий сектор   Высшие учебные заведения Частное предпринима-тельство Международные организации Дру-гие
В рамках той же отрасли Другие компании
Частное предпринимательство                  
Государство                  
Общественные нецелевые фонды образования                  
Высшее образование                  
Частный некоммерческий сектор                  
Всего                  

С момента принятия Руководства подобные обследования приобрели регулярный характер. Они служат базой не только для национальных оценок, но и для международного сопоставления показателей персонала и затрат на научные исследования и разработки, сравнительного анализа их организации и финансирования, научно-технической политики.

Стандартизация данных позволяет международным организациям регулярно проводить оценку совокупных научных потенциалов стран, сопоставления их величины и структуры в отдельных государствах, разрабатывать предложения по совершенствованию научно-технической и инновационной политики, развитию международного сотрудничества. Устранение существенных отличий методологии и практики отечественной статистики науки и инноваций от международных стандартов, отвечая современным реалиям российской науки и потребностям научно-технической политики, позволяет обеспечить объективное отражение состояния научного и инновационного потенциала, оперировать едиными с мировым сообществом понятиями, создавая тем самым необходимую информационную базу для сотрудничества и инвестиций. В настоящее время благодаря многочисленным инициативам ОЭСР, связанным с распространением практики пользования Руководством, последнее издание этого документа (2002 год) стало основным международным стандартом.

Наши рекомендации

Число: 2135