Производство книжной печатной продукции

В настоящее время в книжном полиграфическом производстве сохраняется уже многолетняя ситуация, когда основной объем тиражной (от 5 тыс. экз. и более) книжной продукции, изготавливается весьма

ограниченным числом полиграфических предприятий. Среди них государственные типографии, входящие в состав, созданных интегрированных групп (ОАО «Первая Образцовая типография» и ее филиалы, ОАО «Смоленский полиграфический комбинат», ОАО «Тверской полиграфический комбинат детской литературы», ОАО «Уральский рабочий» (г. Екатеринбург) и др.) и отдельные региональные предприятия (ОАО «Идел-Пресс» (г. Казань), ГУП «Уфимский полиграфический комбинат», ОАО «Альянс «Югполиграфиздат» (г. Волгоград) и др. (рис.11).

Рис.11

Перечень предприятий

Государственные предприятия Частные предприятия:
АО «Первая образцовая типография» (Москва) АО «Смоленский полиграфкомбинат» АО «Тверской полиграфкомбинат детской литературы» АО «Тульская типография» АО «Уральский рабочий» (Екатеринбург) АО «Чеховский полиграфкомбинат» АО «Идел-Пресс» (Казань) АО «Уфимский полиграфкомбинат» ООО «Можайский полиграфкомбинат» АО «Молодая гвардия» (Москва) АО «Тверской полиграфкомбинат» ООО «Ярославский полиграфкомбинат» ООО «Парето-Принт» (Тверь)

Источник: МАП

Но тем не менее, значительная доля книжного полиграфического производства принадлежит крупным типографиям, находящихся в частной собственности. Это Можайский, Ярославский и Тверской полиграфические комбинаты, ЗАО «Рыбинский дом печати» и ООО «ИПК Парето-Принт» (г. Тверь).

Прошедший 2014 г. был знаменателен тем, что процессы концентрации производства тиражной книжной продукции, начатые несколько лет тому назад, в связи с выводом или ликвидацией большого количества книжных типографий из Москвы и Санкт-Петербурга, продолжались именно на этой базе государственных и частных типографий. Как следствие, это сопровождалось постоянной модернизацией производства данных предприятий и усилением конкуренции между ними.

Основная характеристика книжного полиграфического производства последнего времени определяется сложившейся тенденцией книжного рынка, когда ассортиментная составляющая возрастает, а суммарный тираж изданий последовательно сокращается. Все это создало благоприятные условия для расширения сети частных малых книжных типографий, в том числе с использованием технологий цифровой печати во всех без исключения регионах страны.

Определение перспективной бизнес-стратегии специализированного полиграфического производства, прогнозирование доходности бизнеса как важнейшего фактора развития этого вида деятельности являются сегодня достаточно сложной задачей в отрасли печати. Например, прогнозирование пропорций между выпуском книг и брошюр в черно-белом исполнении и потреблением их электронных прототипов.

В условиях, когда определение бизнес-стратегии книжной полиграфии на ближайший период весьма затруднено из-за ряда неопределенностей в книгоиздании и экономике в целом, представляется, что для достижения результативности бизнеса типографии будут в первую очередь добиваться увеличения доли на рынке за счет создания новых конкурентных преимуществ. Этому будет содействовать увеличение загрузки в результате сокращения импорта книжной продукции из-за меняющихся экономических условий их производства. Но в этом случае у ряда книжных типографий возникает необходимость внесения изменений в существующие и перспективные бизнес-планы организационного и технологического характера, которые должны соответствовать уже сложившимся требованиям заказчиков.

Наряду с концентрацией выпуска книг в ограниченном числе базовых предприятий, изменения в книгоиздании последних лет определили практическую реализацию еще одной тенденции – развитие в этой сфере малого бизнеса вообще и с расширяющимся использованием цифровой печати, в частности. Сложившаяся рыночная конъюнктура способствовала повсеместно созданию малых полиграфических предприятий для производства книжной продукции небольшими тиражами. Развитие издательской бизнес-модели «книги по требованию» позволило заказчикам этой продукции снизить риски и ориентироваться на реальный спрос.

Практическая реализация данной бизнес-стратегии в производстве книг уже нашла подтверждение в результате широкого распространения специализированных малых типографий, оснащенных ЦПМ промышленного типа, которые в ряде случаев агрегатированы с линиями изготовления книг и дополнены другим отделочным оборудованием. Именно этот вид книжной полиграфии специализируется на малотиражном производстве такого ассортимента как: авторские издания, уникальные высокохудожественные книги и альбомы престижного характера, сувенирные и подарочные издания, фотокниги и т.п.

В результате можно констатировать, что современное развитие книжного рынка, когда 50% годового ассортимента тиражируется в диапазоне до 500 – 1 000 экз., начинает инициировать переход в отдельных сегментах полиграфии «от мануфактуры к ремесленному изготовлению книг». Это, в свою очередь, можно расценивать как конкурентное противостояние наступающему распространению электронных средств предоставления книжного продукта.

Наши рекомендации