Система управления инновациями на предприятии. Виды инновационных стратегий развития товаропроизводства

Для управл-я иннов-ми на предприятии важны промеж-ые результ иннов-й деят-ти. Следует учит-ть проблемный хар-р ситуаций, конкуренцию и рисковую среду инноваций. Принятие решений в управл-и иннов-ми д-о привести к достиж-ю таких рез-ов, кот могут обеспечить возврат-ть инвест-й и получ прибыли. Инновац-й менедж-т — это сист управл-я иннов-ми, иннов-ми проц-ми и отношениями, возник-ми в процессе движения иннов-й. Иннов-й менед-т м-о рассм-ть как сист управл-я предпр-ем. С этой точки зрения сист иннв-го менедж-та сост из двух подсист: управляющей подсист (субъект управл-я) и управляемой подсист (объект управл). Субъектом управл м.б один или группа раб-ов, кот осущ-ют целенапр-ое функционир-е объекта управл-я. Объектом управл-я явл-ся иннов-и, иннов-ый процесс и экон-ие отнош-я м/у участн-ми рынка иннов-й. Связь субъекта управл-я с объектом управ-я осущ-ся посред-ом передачи информ-и.Эта передача инфор-ии и представл собой процесс управл-я.

Функции субъекта управл-я иннов-ми: 1) функ-я прогнозир-я — охват-т разрабртку на длит переспективу изменения технико-технол-го и эк-ого сот-я объекта управ-я в целом и его различ-х частей. 2) функц-я планир-я — охват-т весь комплекс меропр-й по выраб-ке плановых заданий в иннов-ом процессе и по воплощен их на практике. 3) функ-я организ-ии — свод-ся к объедин-ю лдей, совместно реализ-их инвестиц-ю прог-му. 4) Функция регулир-я — заключ-ся в воздействии на объект управл-я для достиж-я состоян-я устойч-ти технико-технол-ой и эк-кой систем в случ, когда эти сист отклон-ся от установл-х парам-ов. 5) функция координ-и — означ соглас-ть работ всех звеньев сист управл-я, аппар-а управ-я и отдельн специал-ов. 6) функ-я стимулир-я — выраж-ся в побужд раб-ов к заинтерес-ти в резул-ах своего труда по созданию и реализ-и иннов-й. 7) функ-я контроля — закл в проверке организ-и иннов-го процесса, плана создания и реализ-ии иннов-й и т.п.

Функции объекта управл-я иннов-ми: 1) рисковое влож-е капитала; 2) организ-я иннов-го проц-са; 3) орган-я продвиж иннов-й на рынке (функ-я рискового вложен капитала проявл-ся в орган-ии венчурного финанс-ия инвестиций на рынке тннов-ий. Вложен капит в новый продукт или в новую операц-ю всегда с неопред-ю, с риском. Поэт оно обычно осущ-ся ч/з создан иннов-ых венчурн фондов. Содерж-ем функции организ-и иннов-ого процесса явл-ся рацион-ая организ-я иннов-ой деят-ти по созданию, реализ-ии и распростр-ю иннов-ий).

Процесс организ-ии иннов-ого менедж-та на предпр-и сост из этапов:1) опред-е цели управл-я иннов-ей. 2) выбор стратегии менедж-та иннов-ий 3)опред-е приемов управл-я иннов-ей. 4)разраб-ка программы управ-я иннов-ей. 5) Организ-я работ по выполн-ю программы. 6) Контроль за выполн намечен программы. 7) анализ и оценка эффект-ти приемов управ-я иннов-ей. 8) коррект-ка приемов меедж-та иннов-ии.

Виды иннов-ых стратегий развит произ-ваИнновац-я стратегия —одно из средств достиж целей орган-ии (корпорации, фирмы)., отличающ-я от др средств своей новизной для данной организ-и и для отрасли, рынка, потребителей.

Иннов-ми страт м.б: иннов-ая деят-ть орган-ии, направл на получ новых продуктов, технологий и услуг; применен новых методов в НИОКР, произ-ве, маркетинге и управл-и; переход к новым организ-м структурам; применен новых видов ресурсов и новых подходов к испол-ю традиц-х ресурсов. Т.о., относит внутр среды инновац-ые стратегии подраз-ся на неск-ко крупн групп: продукт-е (портфельные, предприн-ие или бизнес-страт-ии, напрвл-е на создан и реализ-ю новых изделий, технол-й и услуг); функцион-е (научно-технич-е, призв-е, маркет-ые, сервисные); ресурсные (трудовые, финанс-е, информац-е и матер-но-техн-ие); организ-но-управ-ие (технологии, структуры, методы, сист управл-я). Это специал инновц-е стратегии. Теория и прак-а страт-го и проект-го управл-я выраб-ли ряд универс-х стратегий, получ-х широкую известность. Такие стратегии обычно наз-т «базовыми» или «эталонными». Они напр на развит конкурсн преим-в фирмы, в силу чего их наз-т также «стратегиями развития» или «стратег-и роста фирмы». Базовые страт развит чаще всего дел-ся на группы: стратегии интенс развития; стратегии диверсифик-го развития; страт-и сокращ-я. В каждой из этих групп имеются непоср-но иннов-ые стратегии. Др стат имеют тот или иной иннов-ый аспект. Базовые стат-и отраж общепринят направ-я развит конкур-х преим-в фирмы. Их испол-т в кач-ве типовых каталогов при подборе альтерн-х стратегий.

Управлен-е иннов-ми в произ-ве - труд людей, направл-ый на орган-ию и координ-ю инновац-ой деят-ти трудовых коллективов и отделов в процессе произ-ва продукции, внедрение новых технологий и др нововвед-ий и услуг. Управл-ем счит-ся процесс воздействия субъекта управления на объект управл-я, в целях обеспечен эффек-го функцион-ия и развития.

Целью управл нововвед-ми явл-ся: 1) повышен эфф-ти труда и произ-ва для получен предпр-ем максим прибыли; 2) повышен конкур-ти пред-ия на рынке выпускаемой продукции и предост-х услуг; 3) обеспечен высокой соц-ой эф-ти функционир-я колективом предп-ия. Управл-е нововвед-ми на предприя-и -совокупность способов управл-я возде-ия со стор руков-ва пред-ия на структ-ые подразд-ия и отделов работников, в целях реализации нововвед-ий продуктового, технологич-ого и орган-но-управл-ого хар-ра.

Управляющий субъект — ген дир-р, Совет директоров (приказы, распоряжение) — главн инженер (прямое решение, он орган-ет решения, координ-ет работу исполнит-ей и контролир-т организацию решения). Объект управл-я: 1) отделы предприятия (произ-нотех-ий отдел, технич отдел, отдел новой техники); 2) цеха (те, кот реализ-ся); 3) работники предпр-ия. Система управ-я- включ савокупность эл-ов и взаимосвязи м/у ними. Элементами систем управ-ия иннов-ми на предпр-ии выступ-т субъекты и объекты управл-я, и инструм управл-ия.

Инструменты — к основным относят метод воздействия: 1) планир-е инновац-ой деят-ти. План — нововвед-я м-т разраб-ся в виде комплексн плана инновации; программ инновации; проекты инн-ии. План — документы, как правило, краткосрочн хар-ра, в кот мероприят указаны по срокам, исполнителям, объектам и источникам финанси-ия, результатом (*план — освоение произ-ва,выпускается продукция или план — внедрение новой технологии). Программа — плановый документ, как правило, среднеср хар-ра (1-3 г) и долгосрочного (свыше 3 лет), имеющий целью реализации инноваций одной напрвленности (*программа технич перевооруж-я предприя-я — произ-ва). Проект — комплект конструкторской, технолог-ой и эк-кой документации, связаны, как правило, с реализ-ей одного предпр-ия. Проект формир-ся в том случае, когда требуется внесение инвестиций. Эк-кая документаци — бизнес план. 2) Финансирование . Источники финанси-ия нововвед-й: а)собств-ые сред-ва (прибыль, аморт фонд, доходы от продажи и аренды ненужных и излишних основных произ-ых фондов); б) привлеченные ср-ва (безналичность, безвозвратность) — материнские инвестиции (корпоративн инвестор) - *СУАЛ м-т получить инвестиции у РУСАЛА; - увеличение уставного или акционерного капитала (Совет директоров принял решение привлеч новых учредителей); - спонсорские ср-ва; - государст инвестиции; в) заемные ср-ва (платность, возвратность): - кредитн ресурсы; - корпоративн крелиты; - венчурное инвестир-е (венчурные фонды) на условиях участия в уставн капитале или акционерном капитале; - гос кредит на льготн условиях — пониж % ставка; отсрочка платежа до истечен срока безубыточности (получен прибыли); долгоср кредитован. 3) Стимулирование - разработка спец систем материального и моральн поощрения работников предприятия, задейств-х в иннов-ях.

Стратегия развит предп-ия — плановый документ, как прав долгоср хар-ра, опред-щий цели развития пред-ия, задачи, кот необх решить для достиж поставл цели и ключевой набор меропр-ий, связ-ый с решен задач. Стратегии пред-ия опред-ют ориентиры (индикаторы) своего развития. Среди стратегии товаропроиз-ва особой группой выделяют инновац-е стратегии, кот в основу развит предпри-я заклад-т новую продукцию, новые технологии, новые способы орган-ии и управления произ-ом. Различ следующ виды иннов-ых стратегий: 1) стратегия радикальных инноваций. Произв-во продукции предпр-ем, аналогов кот нет на нац-ом или мировом товарных рынках; 2) Имитентная стратегия связана с произ-ом товара, аналоги кот имеются, но более соверш-х потребит свойств и низкой цены; 3) Стратегия повышенного качества выпускаемой продукции, с испол-м научно-технич достижений.

42. Бизнес-планирование инновационной деятельности: необходимость, цели, структура бизнес-плана, возможные инвесторы и пути их привлечения

Иннов-ый процесс представл собой цепь событий, в ходе кот новшества вызревают от идеи до конкретного продукта (технологии, услуги) и распростр-ся в хоз-ой деят-ти либо удовл-ет потреб-ти человека. При внедрен новой продукции или технологиипроизв-ва, при внедрен иннов-ой сост-ся бизнес-план

Б-П — плановый докумен, кот разраб-ся новатором для реализ-ии инновац-го проекта. Иннов-ый проект м.б продуктового, технологич-ого или орган-но управдл-го хар-ра, как правило его реализация требует привлечения больших инвестиций

Основн причины составл Б-П: возможность обнаружить проблемы «на бумаге» до того, как они возникли; без Б-П практич невозможно привлечен инвестиций; Б-П — стандартн документ ознакомления с предпр-ем со стороны цивилизов-го рынка; Б-П — инструмент контроля и управл-я. Б-П точно опред-т содержание целей предпр-я, а т.ж время и пути их достиж-я. Сущность Б-П сост в том, что он дает анализ возможностей инновац-го проекта в конкретн ситуации и дает четкое представ-е о том, каким образом будет использован этот потенциал.

Цель разработки Б-П — показать целесообр-ть инновац-го проекта, уяснить степень реальности достижения обозначенных рез-ов по внедрению инновац-го проекта, а главное, привлечение инвестиций к реализации иннов-го проекта. При наличии типовой структуры Б-П разраб-ся с учетом требований потенциального инвестора, обеспечивая удовлетв-е его интересов.

Типовая структура Б-П: 1 раздел — титульный лист, описание проекта; 2 раздел — харак-ка исполнителя (юр статус, форма соб-ти и потенциальные возможности.); 3 раздел — маркетинговый план (уровень конкурентос-ти, рынки сбыта прод-ции, рыночн сигменты, рыночн ниши, т.е на сколько наша прод-я будет польз-ся спросом); 4 раздел — произв-ый план (разверн-ая хар-ка произ-ой программы); 5 раздел — финансовый план (затраты на реализ-ю проекта, ценовая политика, доходы от реализ-ии проекта, риски и пути их снижения); 6 раздел — организ-ый план (анализ орган-ции произ-ва и реализ-ии проекта, распредел основн функций организат-в и исполнителей).

Потенциальные инвесторы: 1. гос-во (гос заказ); 2. банковская среда (кредитование); 3.материнская компания (холдинг *Суал инвестирует Русал); 4. предприятие партнер (заемный капитал); 5. акционеры (ООО, ЗАО, АО — дополнит выпуск цен бумаг — привлечен инвестиций); 6. Венчурный фонд (Венчура — это наукоемкое малое предприятие, венчурный инвестор — это инвестор, кот вклад-т капиталы (инвестиции) в инновац-е проекты и развит малого наукоемкого бизнеса. В Р создана сеть венчурн фондов, кот объедин-ся в Российскую ассоциацию венчурного инвестирования (РАВИ). Они созд-ся гос-ом по террит-му принципу и основн источн инвестиций выступ бюджетн ср-ва *Уральский венчурный фонд, Уральс банк Реконстр и развития); 7. лизингодатель (приобретен новых основн ср-в, чаще всего оборудование). Все привлекаемые инвестиции м.б поделены на 3 группы 1) Собств ср-ва (прибыль и амортиз-й фонд); 2) Заемные ср-ва (надо отдать % - кредиты, лизинг); 3) Привлечен инвестиц-и (безвозврат-е инвестиц и акционерн капитал).

Пути привлечен инвесторов: 1) личное собеседование; 2) участ-е в гос конкурсах и тендерах (гос-во); 3) участ-е в корпор-х конкурсах; 4) участие в выставках и ярмарках иннов-ых проектов; 5) размещен информации в средствах массовой информ-ии и сети интернет.

Отличие инновационного проекта от обычного (инвестиционного) проекта:

Вроде де оба проекта имеют одинаковую основу, оба требуют денег, расчет одних и тех же финансовых показателей, оба проекта требуют проектного управления, тогда где же разница между двумя проектами инвестиционным и инновационным. Инвестиции требуются уже для известного бизнеса, где то вложить и в будущем получать финансовые потоки. Управление инвестиционным проектом проходит достаточно просто по сравнению с инновационным проектом. В инвестиционном проекте риски рассчитываются и предлагаются меры противодействия рискам, инвестор знает куда он вкладывает свои деньги. В инновационном проекте все достаточно сложнее, инвестор вкладывает деньги в инновационный продукт, маркетинговые исследования по такому продукту провести достаточно сложно, как отреагирует потребитель на появление нового продукта, будет ли он покупать новый продукт, и в каких количествах, что ответят конкуренты и так далее. Тогда получается зачем вкладываться в инновационный проект, ведь здесь присутствуют достаточно много рисков, которые даже в данный момент и не представишь, а не то чтобы создать систему реагирования на риски. Но все же есть инновационные инвесторы, венчурные фонды, государственная поддержка инновационного бизнеса, зачем тогда получается все эти компании вкладываются в инновационные проекты? От модного слова инновации денег не прибавится, где же тогда находится поток? А оказывается, как и любые высокорискованные операции на фондовом рынке, инновационный бизнес при высоких рисках приносит и высокие доходы. Венчурные фонды инвестируют в портфель инновационных продуктов, который состоит из только начинающихся проектов, уже запущенных проектов, проектов приносящих большую прибыль (то есть проекта, который окупает расходы на остальные проекты, приносит большую норму дохода инвестора, и позволяющий идти дальнейшему развитию разработок новых идей и продуктов), и неудачных проектов (проекты от которых в компании остается только опыт, определенные наработки и большие неопровдавшиеся убытки). Система финансирования инновационных проектов строится по принципу 1:10:100, в такой зависимости увеличивается и капитализация проекта, и доходы участников проектов, если допустим в начальной стадии инвестор вложил 1 доллар, то при успешном запуске проекта он получает минимум 100 долларов, а при очень благоприятных ситуациях и того больше. Так вот обычно запускается 10 инновационных проектов, один из которых приносит прибыль в 100 раз большую и окупающий расходы других проектов. А инвестиционный проект, конечно приносит прибыль в лучших случаях, но у него нет такой геометрической прогрессии, как у инновационного проекта 1:10:100. Теперь я думаю отличие инновационного проекта от инвестиционного проекта у вас не вызовет затруднений. Оба проекта, и инновационный и инвестиционный требуют проектного метода управления, стандарт PMI, (прожект менеджмент институт), руководство по PMI доступно в интернете, (на правах рекламы) например на сайте: 1000bucks.ru , есть данная книга, это стандарт управления проектами, но начитаться данной книги не достаточно, нужно пройти специальную проектную подготовку и накапливать опыт, опыт и опыт. Проектное управление применяемое на западе увеличивает количество успешных инновационных проектов до 80 %, они же там сумашедшие, все считать любят, зато мы со своим авосем запускаем 7 процентов инновационных проектов. Вот такая статистика, но к счастью наконец у нас появились и книги по управлению и учителя. Далее основное отличие инновационных проектов от инвестиционных – это источники финансирования, под инновационный проект можно получить грант, государственную поддержку стартапа. Расчет же финансового плана инновационного проекта дело щепетильное, когда нет цены, нет спроса, тут на финансовые показатели конечно обращают мало внимания, хотя без финансового плана инновационных проектов не бывает, самое главное в инновационном проекте – это команда инновационного проекта, ее опыт, ее руководство, портфолия и так далее.

Наши рекомендации