Виды инновационных стратегий.

Какие стратегии может выбрать предприятие?

Существует множество классификаций инновационных страте­гий, например классификация стратегий, предложенная Б. Санто в своей книге «Инновация как средство экономического развития». По его мнению, стратегии делятся следующим образом.

1. По характеру «плановиков» и «реализаторов» инновационные
стратегии можно разделить на институциональные (на уровне пред­
приятия) и центральные (на государственном уровне).

Центральная инновационная стратегия означает реализацию запланированных на государственном уровне конкретных иннова­ционных мероприятий (например, программа исследований и раз­работок, направленная на развитие какой-то промышленной отрас­ли), формирование внешних инфраструктурных условий, повыша­ющих инновационный динамизм предприятий и способствующих их развитию, а также модернизации внутреннего механизма пред­приятия и системы связей. Следовательно, центральная инноваци­онная стратегия — это способ содействия развитию народного хо­зяйства, когда на внешние условия функционирования предприя­тия (учреждения) и внутренний механизм оказывается такое воз­действие, которое позволяет ускорить техническое развитие и тем самым повысить уровень экономической эффективности. Ее цель заключается в создании наиболее благоприятных условий техниче­ского и хозяйственного развития.

2. По предметному содержанию на уровне предприятий разли­чаются стратегии в области исследований и разработок, продукто­вой структуры, рынка, финансов, организации и другие, являющи­еся составными частями долгосрочной инновационной стратегии.

3. По менеджерскому «поведению» на основе классификации К. Фримана различаются следующие модификации инновационной стратегии предприятия.

Традиционная — предприятие стремится только к повышению качества существующих продуктов, поэтому наверняка в долгосроч­ной перспективе оно будет отставать сначала в технико-технологи­ческом, а затем и в экономическом отношении.

Оппортунистская — предприятие занято поисками такого про­дукта, который не требует слишком больших затрат на исследования и разработки, но с которым оно в течение определенного времени сможет единолично присутствовать на рынке. Поиск и использова­ние таких секторов предполагают глубокое знание рыночной ситуа­ции, высокий уровень технико-технологического развития и адапта­ционные способности. В этом случае высока степень риска быстрой утраты монопольного положения.

Имитационная — используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. Новая технология приобрета­ется у других, например, путем закупок лицензий. Лицензия стоит на­много дешевле, приобретается быстрее и действует надежнее, чем соб­ственные разработки, изобретения. Это успешная стратегия, но для адаптации оригинального и создающего монопольную ситуацию про­дукта умственного труда (изобретения) необходимы высокая специаль­ная квалификация и неутомимое поддержание достигнутого уровня.

Оборонительная — предприятия проводят исследования и раз­работки без претензий на занятие ведущих позиций, их цель заклю­чается в том, чтобы не отстать от других в области технико-техно­логического развития и повысить технический уровень производ­ства. Это весьма затратоемкая стратегия. Она используется главным образом в обособленных (государственных) научно-исследователь­ских учреждениях.

Зависимая — наблюдается преимущественно на мелких пред­приятиях, которым крупные вменяют новый продукт или производ­ственный метод.

Наступательная — амбиция в данном случае заключается в том, чтобы быть первым на рынке. Ей присущи большой риск и высокая воз­можная окупаемость. Она требует от руководителей определенной классификации в осуществлении научно-технических нововведе­ний, способности выдать новые рыночные перспективы и измене­ния, быстро реализовать их в товарах. В большинстве случаев необ­ходима ориентация на исследования в сочетании с применением новых технологий.

В работе Е.В. Любимовой «Стратегия и регулирование иннова­ционной деятельности» приводится следующая классификация ин­новационных стратегий.

Защитная — предполагает высокий риск и пригодна для фирм, способных получать прибыль в условиях конкуренции. Для этого не­обходимо завоевать значительную долю рынка и поддерживать нор­му прибыли посредством низких издержек производства. Как пока­зывает зарубежный опыт, успех при этом ожидает те фирмы, которые имеют сильные позиции в производстве и маркетинге. В то же время надо сохранять достаточный научно-технический потенциал, чтобы быстро ответить на нововведения, внедренные конкурентом.

Поглощающая — относится к случаям, когда приобретенная ли­цензия реализуется в принципиально новой продукции с высокой прибылью и новым рынком.

Промежуточная — сводится к разумной конкуренции. Успех при этом достигается за счет самостоятельного проведения эффектив­ной инновационной политики с тем, чтобы не отстать от ведущей фирмы, в то же время необходимо избегать риска на рынке высоко­го уровня потребителей с тщательным отбором продукции. Такую стратегию можно назвать пассивной, так как она означает смену товара, который не требует серьезных изменений в средствах и тех­нологиях производства, не нуждается в значительных дополнитель­ных затратах умственного труда, не приводит к коренным измене­ниям в технико-технологических характеристиках.

Опыт отечественных фирм показывает, что наиболее приемлемы­ми в условиях рыночных отношений являются наступательная, за­щитная, а также совмещенная (защитно-наступательная) стратегии.

Инновация требует сравнительно продолжительного времени (5—10—15 лет), и предприятие сможет успешно реагировать на ры­ночные изменения, если оно подготовилось и в его распоряжении имеются необходимые научно-технические разработки. Следова­тельно, предприятие должно основывать свое будущее на долго­срочной стратегии, т.е. может рассчитывать на успех лишь в случае своей наступательной стратегии, которая считается с накопленным знанием и опытом, с внешними и внутренними условиями разви­тия предприятия и его состязательными преимуществами. Форми­рование наступательной стратегии — нелегкая задача. Она требует не только глубокого анализа и хорошей интуиции, оценки шансов, планов конкурентов, быстрого определения возможностей внешне­го рынка, но и изобретательности, осторожности, быстрого разме­щения и реализации средств, постоянного наблюдения за мерой риска, оптимизма и умения проигрывать.

Инновационные стратегии предприятия, как предполагает Л. Кудинов, можно разделить на две основные группы:

1) стратегии проведения НИОКР;

2) стратегии и адаптации нововведений (рис. 3).

Рис. 3

Наши рекомендации