Глава 4 индивидуальный и рыночный спрос

В гл 3 изложены основы теории потребительского спроса. Мы обсудили природу потребительских предпоч­тений и увидели, как при существующих бюджетных ограничениях потребители выбирают набор потребитель­ских товаров и услуг, который обеспечивает максималь­ное удовлетворение их потребностей. Отсюда лишь один шаг до анализа самого понятия спроса и зависимости спроса от цены товара, цен на другие товары и дохода.

Начнем с изучения индивидуального спроса отдельных потребителей. Зная, как изменения цен и дохода воздей­ствуют на бюджетную линию, мы можем определить, как они влияют на потребительский выбор. Мы можем также построить кривую спроса на товар со стороны потреби­теля Затем мы увидим, как отдельные кривые спроса могут быть агрегированы в одну, чтобы построить кри­вую рыночного спроса на этот товар. В этой главе мы также изучим характеристики спроса и увидим, почему спрос на некоторые виды товаров отличается от спроса на другие товары. Мы покажем, как кривые спроса могут быть использованы для измерения эффекта, полу­чаемого людьми при потреблении товара сверх или ниже производимых ими расходах. Наконец, мы вкратце рас­скажем о методах, которые могут быть использованы для получения полезной эмпирической информации о спросе.

Индивидуальный спрос

В данном разделе показано, как получить кривую спро­са отдельного потребителя, зная потребительский выбор в условиях бюджетного ограничения. Чтобы проиллюстриро­вать это, мы ограничимся такими товарами, как одежда и продукты питания.

ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕН

Начнем с изучения того, как меняется потребление человеком продуктов питания и одежды под влиянием изменения цен на продовольствие. Рис. 4. Ia и 4.Ib по­казывают потребительский выбор, на котором человек ос-

Кридая

„ цена-потребление"

Продукта питания,единиц

глава 4 индивидуальный и рыночный спрос - student2.ru

Продукты питания^единцц о

Рис. 4.1. Эффект от изменения цен

танавливается, когда распределяет фиксированный доход между двумя товарами при изменении цен на продукты питания.

Первоначально цена продуктов питания составляла 1 долл., цена одежды — 2 долл., а доход равнялся 20 долл. Максимизирующий полезность потребительский выбор находится в точке В рис. 4. Ia. Здесь потребитель

приобретает 12 единиц продуктов питания и 4 единицы одежды, что позволяет достичь уровня полезности, опре­деляемого кривой безразличия со значением полезности, равным H2.

Посмотрим теперь на рис. 4.Ib, который показывает взаимосвязь между ценой на продукты питания и тре­буемым их количеством. На оси абсцисс отложено коли­чество потребляемого товара, как и на рис. 4. Ia, но по оси ординат теперь отложены цены на продукты питания. Точка E на рис. 4.Ib соответствует точке В на рис. 4. Ia. В точке E цена продуктов питания составляет 1 долл., и потребитель покупает 12 единиц продуктов питания.

Предположим, что цена продуктов питания возросла до 2 долл. Как мы видели в гл. 3, бюджетная линия на рис. 4. Ia вращается по часовой стрелке, становясь в 2 раза круче. Относительно более высокая цена продовольствия увеличила величину угла наклона бюджетной линии. По­требитель теперь достигает максимальной полезности в точке А, которая расположена на кривой безразличия Hi (так как цена продуктов питания поднялась, поку­пательная способность потребителя и достигаемая полез­ность снизились). Так, в точке А потребитель выбирает 4 единицы продуктов питания и 6 единиц одежды. Как видно из рис. 4.Ib, модифицированный выбор по­требления соответствует точке D, которая показывает, что при цене 2 долл. потребуется 4 единицы продуктов пи­тания. Наконец, что произойдет, если цена на продоволь­ствие снизится до 0,50 долл.? В этом случае бюджетная линия вращается против часовой стрелки, так что потре­битель может достичь более высокого уровня полезности, соответствующего кривой безразличия Из на рис. 4. Ia, и выберет точку С с 20 единицами продуктов питания и 5 единицами одежды. Точка F на рис. 4.Ib соответствует цене в 0,50 долл. и 20 единицам продуктов питания.

КРИВАЯ СПРОСА

Упражнение может быть продолжено, чтобы охватить все возможные изменения в ценах на продукты питания. На рис. 4.Ia кривая «цена — потребление» соответствует максимизирующим полезность сочетаниям продовольствия и одежды при каждой цене на продукты питания. Отметим, что как только цена продовольствия падает, достигаемая полезность растет и потребитель покупает больше продук­тов питания. Данная модель увеличения потребления

товара в ответ на снижение цены характерна почти для всех ситуаций. Но что произойдет с потреблением одеж­ды, когда падает цена на продовольствие? Как показывает рис. 4. Ia, потребление одежды может как возрасти, так и снизиться. Потребление как продуктов питания, так и одежды может увеличиться, потому что снижение цены на продовольствие увеличивает покупательную способность потребителя.

Кривая спроса на рис. 4.Ib представляет количество продуктов питания, которое покупает потребитель, в виде функции от цены продовольствия. Кривая спроса обладает двумя важными свойствами.

Во-первых, достигаемый уровень полезности меняется по мере нашего движения вдоль кривой. Чем ниже цена изделия, тем выше уровень полезности (как видно из рис. 4. Ia, кривая безразличия выше тогда, когда падает цена).

Во-вторых, в каждой точке на кривой спроса потре­битель максимизирует полезность, отвечая условию, что предельная норма замещения одежды продуктами питания равна соотношению цен продуктов питания и одежды. Как только цена на продукты питания падает, снижа­ются также отношение цен и предельная норма замеще­ния. На рис. 4.1 соотношение цены снижается с 1 (2 долл./ 2 долл.) в точке D (так как кривая И, представляет ка­сательную по отношению к бюджетной линии с угловым коэффициентом, равным —1 в точке В) до '/2 (I долл./ 2 долл.) в точке E и до 'Д (0,5 долл./2 долл.) в точке F. Так как потребитель максимизирует полезность, предель­ная норма замещения одежды продовольствием уменьша­ется по мере нашего движения вниз по кривой спроса. Это свойство оправдывает интуитивное чувство, так как указывает, что относительная стоимость продовольствия падает, когда потребитель покупает его в больших раз­мерах.

Тот факт, что предельная норма замещения изменяет­ся вдоль кривой индивидуального спроса, поясняет нам кое-что о выгодах, получаемых потребителями от потреб­ления товаров и услуг. Предположим, мы ищем ответ на вопрос, сколько потребитель готов заплатить за дополни­тельную единицу продуктов питания, когда он потребляет 4 единицы продовольствия. Точка D на кривой спроса на рис. 4.Ib дает ответ на этот вопрос: 2 долл. Почему? Так как предельная норма замещения одежды продук­тами питания равна 1 в точке D, одна дополнительная

Кривая ''„доход- потребление "

Продукты питания, единиц

глава 4 индивидуальный и рыночный спрос - student2.ru

Продукты питания^диниц

Рис.4.2. Влияние величины дохода на потребительский выбор (а) и спрос (Ь)

единица продовольствия стоит одну дополнительную еди­ницу одежды. Но одна единица одежды стоит 2,00 долл. — это является стоимостью, или предельной выгодой, полу­чаемой от потребления дополнительной единицы про­дуктов питания. Таким образом, когда мы двигаемся вниз по кривой спроса на рис. 4.Ib, предельная норма

замещения снижается и цена, которую потребитель готов заплатить за дополнительную единицу продуктов пита­ния, падает с 2 долл. до 1 долл. и до 0,50 долл.

ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА

Мы видели, что происходит с потреблением продуктов питания и одежды, когда меняется цена на продовольст­вие. Посмотрим теперь, что случается при изменении до­хода.

Последствия от изменения дохода могут быть про­анализированы таким же образом, как и при изменении цены. Рис. 4.2а показывает потребительский выбор, на котором останавливается потребитель при распределении фиксированного дохода на пишу и одежду, когда цена на продукты питания составляет 1 долл., а на одежду — 2 долл. Пусть первоначально доход потребителя равняет­ся 10,00 долл. Тогда максимизирующий полезность по­требительский выбор находится в точке А, в которой по­требитель покупает 4 единицы продуктов питания и 3 еди­ницы одежды.

Данный выбор в 4 единицы продуктов питания показан также на рис. 4.2Ь в точке D на кривой спроса di. Кривая Di представляет собой кривую, которую мы выводим, если доход остается на уровне 10 долл., но цена продовольствия меняется. Так как мы оставляем цену на продукты пита­ния постоянной, то видим лишь одну-единственную точ­ку D на данной кривой спроса.

Что произойдет, если доход потребителя возрастет до 20 долл.? Тогда бюджетная линия сместится вправо параллельно первоначальной бюджетной линии, позволяя достичь уровня полезности, соответствующего кривой безразличия И2. Оптимальный выбор потребителя теперь находится в точке В, где он покупает 10 единиц продуктов питания и 5 единиц одежды.

На рис. 4.2Ь этому потреблению продовольствия со­ответствует точка E на кривой спроса D2 (D2 — кривая спроса, которую мы выводим, если доход фиксируется на уровне 20 долл., но цена продуктов питания варьи­руется). Наконец, отметим, что если доход возрастает до 30 долл., выбор потребителя обращается в точку С с набором потребительских товаров, состоящим из 15 еди­ниц продовольствия (и 7 единиц одежды), представлен­ным точкой F на рис. 4.2Ь.

Данное упражнение могло бы быть продолжено, чтобы охватить все возможные изменения в доходе. На кривой «доход — потребление» (рис. 4.2а) расположены все мак­симизирующие полезность сочетания продуктов питания и одежды, связанные с тем и_ли иным уровнем дохода. Кривая «доход — потребление» движется в направлении снизу слева — наверх вправо, потому что потребление как продовольствия, так и одежды увеличивается вместе с рос­том дохода. До этого мы видели, что изменение в цене товара соответствовало движению вдоль кривой спроса. Здесь все иначе. Так как каждая кривая спроса соответ­ствует своему уровню дохода, любое изменение в доходе должно вести к сдвигу самой кривой спроса. Так, точка А на кривой «доход — потребление» на рис. 4.2а соответст­вует точке D на кривой спроса D1 на рис. 4.2Ь, а точка В соответствует E на кривой спроса D2. Кривая «доход — потребление» с наклоном вверх подразумевает, что увели­чение дохода вызывает смещение кривой спроса вправо, в данном случае: di к D2 и к Е>3.

Когда кривая «доход — п отребление» имеет положи­тельный угловой коэффициент, требуемое количество возрастает с ростом дохода, а эластичность спроса от до­хода является величиной положительной. Чем больше сдвиги вправо кривой спроса, тем больше эластичность спроса от дохода. В даннотм случае товары считаются нормальными: потребители хотят купить большее коли­чество этих товаров по мере роста доходов. В ряде слу­чаев спрос падает по мере роста дохода и эластичность спроса является отрицательной величиной. Такие товары мы считаем низкокачественньлми. Термин «низкокачествен­ный» не является отрицательной характеристикой, он просто означает, что потребление снижается, когда растет

А°ХНапример, гамбургер может и не быть товаром более низкого качества, чем бифштекс, но люди, чьи доходы растут, могут захотеть купить меньше гамбургеров и боль­ше бифштексов. А

На рис. 4.3 показана кривая «доход — потребление» для низкокачественного товара. При относительно низких уровнях дохода и гамбургер, и бифштекс являются нор­мальными товарами. Однако когда растет доход, кривая «доход — потребление» отклоняется назад (от В к U. Это происходит потому, что» гамбургер стал товаром низ­кого качества —его потребление снизилось, когда возрос доход.

T 06

глава 4 индивидуальный и рыночный спрос - student2.ru

Гамбургеры, единиц

Рис. 4.3. Влияние изменения дохода на потребление низкокачественного товара

Наши рекомендации