Составьте сравнительную характеристику классической школы и институционализма
Предпосылки зарождения институциональной экономики. Критика классической школы.
Экономическая природа спроса. Факторы, определяющие спрос.
Задание по моделям рынка
1. В конце XIX — начале XX века капитализм свободной (совершенной) конкуренции перерос в монополистическую стадию. Совершенная конкуренции сменилась корпоративным капиталом и несовершенной конкуренцией. Усилилась концентрация производства, произошла обвальная централизация банковского капитала. В результате капиталистическая система породила острые социальные противоречия. Эти обстоятельства привели к появлению в экономической теории совершенно нового направления — институционализма.
Институциональная теория возникла и развивалась сначала как оппозиционное учение сначала классической политической экономии, а потом экономике. Американский экономист Бен Селигмен охарактеризовал институционализм как «бунт против формализма», то есть стремление отразить в экономической теории не только формальные модели и строгие логические схемы, но и живую жизнь во всем ее многообразии. Американский историк экономической мысли Роберт Л. Хайлбронер отметил, что «экономическая наука, наконец вышла за узкие пределы ее прежнего царства – царства производства и распределения – и может теперь заявить свои права на обширную территорию, простирующуюся от семейных отношений до спорта, от антропологии до государственного права».
Истоки институционализма восходят к идеям исторической школы в Германии.
Критики неоклассики (предшественники институционализма): Фридрих Лист, Густав Шмоллер, Вернер Зомбарт, Макс Вебер, Карл Маркс.
Новая историческая школа критиковала экономистов за чрезмерное увлечение голыми абстракциями, пропагандирую необходимость эмпирических исследований, основанных на богатом историческом материале. Представители исторической школы определяли национальную экономику как науку о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств существования и их использовании.
Ф. Лист как критик А. Смита:
1) Экономика страны должна развиваться с учетом национальных особенностей;
2) Протест против формализма и абстракций классической политэкономии;
3) Возросшее сознание роли человеческого фактора в развитии экономики.
Г. Шмоллер:
1) Фактическое хозяйственное поведение, критика формальных норм классической школы;
2) Роль неэкономических факторов развития (моральные нормы, этика, культура);
В. Зомбарт:
1) Анализ роли институтов в формировании экономического строя;
2) Развитие капитализма – своеобразное проявление жизни дуза;
3) Предприниматели – это класс, который сформировали бывшие разбойники, феодалы, спекулянты, купцы;
4) Ввод понятия «конъюнктура», выделение двух фаз экономического цикла – подъем и спад.
2. Спрос отражает зависимость между рыночной ценой блага (товара и услуги) и максимальным количеством данного блага, которое готовы приобрести потребители в течение определенного периода времени, при прочих равных условиях.
Величина спроса - максимальное количество блага, которое потребители готовы приобрести по данной цене в определенное время и в определенном месте. Для большинства благ выполняется закон спроса, отражающий обратную связь между ценой и величиной спроса.
К факторам, определяющим спрос относятся:
1) Цена блага
2) Цена субститутов
3) Цена комплементов
4) Доходы потребителей
5) Вкусы потребителей
6) Ожидания потребителей
7) Число потребителей
Кривая спроса
Билет № 7
Составьте сравнительную характеристику классической школы и институционализма.