К трудовым факторам, влияющим на объём розничного товарооборота, относятся: численность работников, организация и производительность труда
Работники торговых организаций должны способствовать появлению новых товаров, вовлекать их в товарооборот, воздействовать на ассортимент и качество товаров, вырабатываемых промышленными и сельскохозяйственными организациями. Непосредственно общаясь с населением в процессе продажи, торговые работники выявляют объём и характер потребительского спроса, воздействуют на формирование товарного потока, направляемого в розничную торговлю.
К факторам, связанным с состоянием и эффективностью использования внеоборотных активов относятся: торговая площадь и рациональное её использование; основные фонды и их использование; состояние незавершённого строительства и т.д.
Показателем оценки эффективности использования торговой площади является товарооборот на 1 мІ торговой площади. Увеличение объёма продажи товаров может произойти в результате прироста торговой площади и более рационального её использования.
Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
Оптовый товарооборот - это продажа торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд. В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами, при оптовом товарообороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.
Формирование объема оборота оптовой торговли в условиях рынка осуществляется под влиянием различных факторов. Прежде всего он зависит от объема спроса со стороны оптовых покупателей, а также от таких внешних факторов, как состояние экономики страны, объем и структура производства продукции, размещение производства о регионам и отдаленность от него оптовых предприятий, уровень доходов населения, инфляционные процессы. Одновременно развитие оборота оптовых предприятий зависит и от внутренних факторов: состояния и эффективности использования материально – технической базы предприятий; организации и технологии товародвижения; обеспеченности торговым персоналом; производительности труда работников; обеспеченности товарными ресурсами и др.
Оптовый товарооборот классифицируется по: назначению; форме организации товародвижению.
В зависимости от назначения оптовый товарооборот подразделяется на:
- оптовый товарооборот по реализации;
- внутрисистемный оптовый товарооборот.
Оптовый товарооборот по реализации - это продажа товаров предприятиям розничной торговли, общественного питания, поставки внерыночным потребителям, на экспорт и по клирингу.
Внутрисистемный оптовый товарооборот - это отпуск товаров одним оптовым предприятием по поручению других непосредственно рыночным и внутрирыночным потребителям. Он, как правило, присущ крупным коммерческим структурам.
Сумма двух видов оптового товарооборота составляет валовой оптовый товарооборот.
В зависимости от организации товародвижения каждый из двух видов оптового товарооборота делится на:
- складской – это продажа товаров со складов оптовых торговых предприятий;
- транзитный – это поставка товаров производителям непосредственно розничной торговле, минуя склады оптовой торговли.
Задачи анализа товарооборота: изучение динамики показателей товарооборота; анализ и оценка ассортиментной структуры; определение и оценка факторов, влияющих на объем и структуру товарооборота; анализ товарооборачиваемости.
Анализ оборота проводится за год и по кварталам, месяцам.
Анализ товарооборота начинают с определения его объема (в стоимостном или в натуральном выражении) за исследуемый период. Полученные данные (отчетные) сравнивают с плановыми показателями или с показателями предшествующего периода. Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.
Этапы анализа оптового товарооборота:
1. анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота;
2. анализ состава оптового товарооборота;
3. анализ товарооборота по направлениям реализации товаров;
4. анализ ритмичности и равномерности поставки товаров;
5. анализ рациональности товародвижения;
6. анализ обеспеченности и использования товарных и трудовых ресурсов;
7. анализ материально-технической базы оптового предприятия;
8. анализ товарных запасов.
9. анализ рациональности товародвижения
10. Ритмичность поставок товаров рассчитывается по периодам поставок и по оптовым покупателям, так как она зависит от местонахождения покупателей, своевременности форм расчета за товары, поступления товаров от поставщиков и других факторов. Для этого определяется коэффициент ритмичности (К ). Предварительно рассчитываются коэффициент вариации и среднеквадратическое отклонение по формулам:
К =100%-Y;
Y=δ*100/
δ= ,
где
К - коэффициент ритмичности поставки товаров;
Y-коэффициент вариации;
δ – среднеквадратическое отклонение;
x – доля поставок по периодам, %;
- средняя доля поставок товаров,%;
n – количество периодов поставок.
Основной целью планированиятоварооборота предприятия является обеспечение высоких темпов развития предприятия и удовлетворения спроса обслуживаемых покупателей.
В соответствии с этой основной целью к основным задачам планирования товарооборота относятся:
1. Увязка темпов развития товарооборота с развитием потребительского рынка с изменениями его конъюнктуры.
2. Планирование объема реализации товаров, обеспечивающего получение предприятием необходимой суммы прибыли.
3. Обеспечение эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала.
4. Обеспечение планирования структуры товарооборота, в наибольшей степени отвечающей структуре спроса обслуживаемых контингентов покупателей.
5. Планирование объема и структуры поступления товаров и суммы товарных запасов, обеспечивающих ритмичную работу предприятия и устойчивость ассортимента товаров в его пунктах продажи.
Этапы планирования товарооборота предприятия:
- оценка и прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка;
- планирование объема и структуры реализации товаров;
- нормирование и планирование товарных запасов;
- планирование поступления и закупки товаров.
Потребность в товарах рассчитывается по формуле: П = О(оборот оптовой торговли) + Тзк (товарные запасы на конец года) + В(прочее выбытие, уценка) – Тзн (товарные запасы на начало года)