Вопрос 9. Назовите экономистов, допускавших вмешательство государства в экономическую жизнь.
В экономической теории выделяется два противоположных подхода к пониманию роли государства в экономике: классический (либеральный) и кейнсианский (этатический).
Классический (либеральный) подход сводится к тому, что экономика является внутренне стабильной и государственное вмешательство лишь подрывает механизм рыночной конкуренции, поэтому оно должно быть сведено к минимуму. Государство должно защищать и охранять права собственности, охранять границы страны и права граждан, заботиться об образовании населения, строительстве дорог и т.п. Удовлетворение личного интереса здесь обеспечивает удовлетворение коллективного и общественного интересов. Инструменты саморегулирования - гибкая заработная плата, гибкие цены и гибкий процент. Из экономистов наиболее четко данную позицию сформулировал А. Смит. Либералами были Ф. Кенэ, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэй, К. Менгер, Ф. Визер, Л. Вальрас, А. Маршалл. В XX веке последователями данного направления были: Л. Мизес, Б. Бруцкус, В. Ойкен, Ф. Хайек, Л. Эрхард. В экономическом анализе до 30-х годов XX века преобладали либеральные идеи, хотя отдельные экономисты и школы обосновали активную роль государства: социальная школа в Германии, институционалисты в США, А. Пигу в Англии.[9]
Кейнсианский (этатический) подход - этатисты отказывают рынку в способности к самонастройке, государство должно являться регулятором экономической жизни. Наиболее последовательными этатистами были социалисты всех направлений, фашисты. Отмечу некоторых экономистов, допускавших вмешательство государства в экономическую жизнь:
1) английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.). Труд «Общая теория занятости, процента и денег» (1946 г.) - теоретически обосновал необходимость государственного регулирования рыночной экономики - показал, что рыночная экономика не в состоянии преодолеть кризисы (спады производства, безработицу и т.п.) без помощи государства, что получило практическое применение в экономике США (в 50-е годы) и принесло определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности.
Основные положения концепции Кейнса: вмешательство государства в процесс воспроизводства неизбежно; объектом вмешательства является спрос, т.к. именно недостаток спроса порождает кризисы; главный инструмент вмешательства - бюджетная политика (доходы и расходы госбюджета, налоги). По выражению Кейнса, «налоги - встроенные стабилизаторы».[10]
В дальнейшем эта теория государственного регулирования получила развитие (кейнсианство) и легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран;
2) политика раннего и позднего меркантилизма. Представители: Т. Ман (1571-1641 гг.), А. Монкретьен (1575-1621 гг.), Дж. Стюарт (1712-1780 гг.).[11]
В ранний период регулирующие меры государства - различные указы, статуты, законы, приказы (в отличие от средневековых «традиций и обычаев» государственного вмешательства в экономику). Поздний меркантилизм отвергает политику абсолютных запретов - преимущественно поощрительное вмешательство государства в экономическую жизнь. Вместо административных на первый план выдвигаются экономические методы.
Проводилась государственная политика протекционизма, направленная на согласование интересов национальных производителей и торговцев, так как успешное ведение внешней торговли напрямую зависит от хозяйственного положения внутри страны. В общем виде эта политика сводится к ограничению импорта и поощрению экспорта, и меры, направленные на достижение этого результата, остаются неизменными и актуальными по сей день: протекционистские тарифы на импортируемые товары, квоты, экспортные субсидии и налоговые льготы экспортерам и т.д.;
3) Пол Энтони Самуэльсон (1915-2009 гг.) и Ричард Абель Масгрейв (1910-2007 гг.) - концепция "общественных благ", которая сводится к тому, что именно государству необходимо осуществлять предложение целого ряда товаров, которые важны для экономики страны в целом, т.к. сам рынок в отдельности не в состоянии обеспечить данные товары в необходимом объеме. У частного сектора нет никаких стимулов осуществлять производство "общественных благ", т.к. их потребляют все без исключения, независимо от того, оплачивают они их или нет;[12]
4) Рау Карл-Генрих (1792-1870 гг.) - немецкий экономист и статистик, сторонник государственно-экономического направления, допускал вмешательство государства в экономическую область, признавая законность существующей формы народного хозяйства.[13]