Последователи А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Милль и др. считали, что налоги играют лишь роль источников доходов бюджета государства и они не должны быть обременительными
Фундаментальные и прикладные исследования проблемы налогов проводили русские ученые-экономисты: А. Исаев, А. Соколов, И. Кулишер, В. Твердохлебов. Они обосновывали налоги как важный воспроизводственный механизм. Рекомендации их использовались при проведении финансовых реформ. Позднее, после раскола мирового сообщества на два противоборствующих лагеря, две политические системы, общепризнанная теория налогов в СССР претерпела изменения, отечественная наука жила воззрениями марксизма, главной целью теоретических исследований которого было обоснование сущности налогов как экономической категории административного нормативного распределения доходов и имущества субъектов экономических отношений, идеологизации налогов и платежей. Выходом из сложившейся ситуации стал переход постсоветских государств к рыночной экономике.
В развитых странах – США, Японии, странах Западной Европы экономические отношения в сфере налогообложения строились на кейнсианской, неоклассической, неокейнсианской и теории монетаризма. Сторонники кейнсианской теории считают, что налоги, как и норма процента, призваны играть регулирующую функцию в экономике, действуют в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости», сглаживают обострение экономической неустойчивости от уменьшения доходов бюджета: во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем падают доходы. Тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе.
Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции, устойчивости экономических, производственных процессов. Внешние корректирующие меры направляются лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции. Государству отводится лишь косвенная роль в регулировании экономики и прежде всего кредитно-денежной политике и национального банка.
В неокейнсианской теории налогам отводится значительное место. И. Фишер и Н. Колдор считали необходимым разделение объектов налогообложения по отношению к потребителю, облагая конечную стоимость потребляемого продукта, и сбережения, ограничиваясь лишь ставкой процента по вкладу. Идея налога на потребление является одновременно методом поощрения сбережений и средством борьбы с инфляцией. Налог на потребление, введенный по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для отдельных товаров более справедлив для людей с низкими доходами.
Теория монетаристов (М. Фридман) предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществлять: регулирование денег в обращении и установление ставок налогов.
Из анализа перечисленных теорий налогов и налогообложения видно, что какой-либо одной безупречно правильной теории экономического регулирования не существует, а есть взаимодействие трех основных концепций:
O кейнсианство с различными вариациями;
O теория предложения классиков;
O монеторизм.
Зарубежные налоговые теории отличаются положениями, которые лежат в основе фискальной политики и финансового законодательства.
В Республике Беларусь, на наш взгляд, теоретические и практические исследования в области построения налоговой системы страны только возрождаются. Предметом исследований являются зарубежный опыт построения налоговой системы, место и роль налогов в регулировании экономики. Учитывая особенности трансформационных процессов, происходящих в стране, отечественное налоговое законодательство не имеет стабильности, подвержено совершенствованию и нередко коренному пересмотру. Особенно негативны последствия от изменений сказываются на предпринимательской деятельности.
Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение величины налогов и их ставок, а также порядок платы налогов и круга юридических физических лиц, облагаемых налогами. Налоги служат главным источником пополнения государственных доходов и одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач страны.
Основным элементом налогообложения и одновременно налоговой системы являются налоги. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц, поступающие в государственные и местные бюджеты. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни. Налоговая система представляет совокупность взаимосвязанных налогов в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Основным правовым документом налоговой системы является налоговый кодекс. Он представляет собой свод законодательных актов о налогообложении, объединенный в один целостный документ. В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы:
ü всеобщность – охват налогами всех юридических и физических лиц, располагающих доходами и имуществом;
ü обязательность – уплата налогов в установленные сроки;
ü равнонапряженность – взимание налогов по единым ставкам;
ü однократность – взимание налога один раз;
ü стабильность – ставки налоговых платежей и порядок их отчисления не должны часто меняться;
ü простота и доступность для восприятия;
ü гибкость – налоговая система должна стимулировать развитие отраслей экономики;
ü справедливость – налогоплательщики должны уплачивать равные или неравные налоги исходя из экономического положения субъекта.
Налоговая система содержит следующие элементы:
o субъекты налога, налогоплательщик – юридическое и физическое лицо;
o объект налога – доход, имущество, земля;
o носитель налога – лицо, из дохода которого выплачивается. Налогоплательщик и носитель налога могут быть разными лицами;
o источник налога – средства, из которых выплачивается налог (зарплата, прибыль, выручка и т. д)
o налоговая ставка – величина налога с единицы обложения;
o налоговая льгота – уменьшение налоговых ставок, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога, освобождение от налога;
o налоговые платежи – виды и группы налогов;
o налоговая база – сумма с которой взимается налог;
o налоговое бремя – величина налоговой суммы.
Налоги в экономике выполняют функции. Фискальная функция обеспечивает получение средств в государственный бюджет и внебюджетные фонды. Реализация этой функции призвана определить величину взимаемого налога, так как высокий уровень налогообложения снижает стимулы к труду, сокращают производство, низкий – не позволяет наполнить доходную часть бюджета и не позволяет правительству выполнять свои функции. Регулирующая функция заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс производства и его развитие. Социальная функция позволяет правительству сглаживать дифференциацию доходов в обществе путем введения прогрессивного налогообложения.
Экономической наукой в настоящее время сформулированы две основные концепции налогообложения. Концепции полученных благ и неплатежеспособности. Согласно первой налоги рассматриваются как способ финансирования государственных расходов, второй – размер налога определяется уровнем (суммой) дохода.
Виды налогов. По объекту обложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые – это налоги на доходы физических и юридических лиц или на объекты имущества (налог на прибыль и доходы, заработную плату – подоходный, недвижимость, землю, ценные бумаги). Эти налоги нельзя переложить на других лиц. Они выплачиваются собственниками.
Косвенные налоги – это налоги, которые включаются в цену товара или услуги и увеличивают её. К ним относят налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизный, таможенные пошлины.
В зависимости от цели использования налоги делятся на общие и специальные (целевые). Общие поступают в государственный бюджет и используются для общегосударственных нужд. Специальныеимеют целевое назначение.
Различают налоги государственные и местные. Государственные формируют доходы бюджета страны. Местные налоги – поступают в региональные и муниципальные бюджеты.
Как уже отмечалось, назначение фискальной функции государства выбрать оптимальный уровень налога. Как выбрать оптимальный уровень налоговой ставки и существует ли он вообще рассмотрим на основе графического метода исследования проблемы. Этот важный вопрос рассмотрим используя одну из наиболее известных кривых экономической теории – кривой Лаффера, предложенной американским экономистом.
На рисунке 12.2. интерпретированная идея Лаффера. Поступление налогов в госбюджет (Т) откладывается на оси абсцисс, на оси ординат предельнаяналоговая ставка (t). Предположим это ставка подоходного налога. По мере роста ставки налога от нуля до 100% – доходы (У) государственного (налоговые поступления) будут вначале расти от нуля до максимального значения (точка Н), соответствующей 50% ставки налога, а затем снижаться опять до нуля.
Из графика видно, что стопроцентная ставка налога не дает никаких поступлений в бюджет, как и нулевая ставка. Налог свыше 50% приобретает значимость конфискационной меры. В ответ на высокую налоговую ставку будет адекватным, легальная деятельность просто может быть прекращена и уйдет в «теневую».
Лаффер считал, что, если экономика находится в точке (Н), то сокращение налоговых ставок будет приближать налоговую выручку к точке на графике Н, то есть к максимальному уровню доходов государственного бюджета. Эта тенденция, согласно теории Лаффера, связана с тем, что более низкие налоговые ставки повышают стимул к труду, сбережениям, инвестициям, что в итоге приведет к расширению налоговой базы, а также уменьшит выплаты государством пособий по безработице, уменьшится социальная нагрузка на бюджет. Манипулирование налоговыми ставками целесообразно в пределах точки Н1Н.
12.5 Бюджетно-налоговая политика: сущность, виды.
Бюджетно-налоговая или фискальная политика – это политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения, равновесия платежного баланса и роста антиинфляционного ВВП (ВНП). Она является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования посредством изменения налогообложения и государственных расходов.
Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижения инфляции.
Фискальную политику в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делят на дискреционную и автоматическую, (не дискреционную) так называемую политику встроенных стабилизаторов. Под дискреционной понимают сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности, то есть влияние на изменения объема производства, занятости, уровня цен, ускорения экономического роста. Указанные изменения самым непосредственным образом связаны с корректировкой доходных и расходных статей Государственного бюджета Законодательной властью, то есть принятием соответствующих Законов. Эти меры оказывают влияние и на совокупный спрос и совокупное предложение. Изменение любого из компонентов совокупного спроса – потребительских расходов, инвестиций, правительственных расходов, чистого экспорта повлекут за собой мультипликационный эффект, приводящий к соответствующему изменению дохода.
При не дискреционной фискальной политике уровень расходов и налоговых поступлений может изменяться без принятия каких либо решений правительством в результате действия «встроенных» стабилизаторов автоматически. В качестве таких стабилизаторов обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, страхование по безработице и др. например, в период спада производства доходы начнут сокращаться, что автоматически снижает налоговые поступления в казну. А оставшиеся доходы у предприятий и населения положительно скажутся на развитии экономики.
При уменьшении объема производства сокращаются не только доходы, но могут понижаться и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходе общества.
Автоматическое антициклическое воздействие оказывают система пособий по безработице и специальные выплаты. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, доходов бюджета, пособий по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос, но одновременно увеличивает пособие по безработице. Это в свою очередь поддерживает потребление, замедляет падение спроса, противодействует кризисным явлениям, помогает стабилизировать выпуск национального продукта.