Территория и население городов и районов Восточного Оренбуржья
Города и районы Восточного Оренбуржья | Районные центры | Территория (тыс. км2) | Численность населения на 1 января 2006 г. (тыс. чел) | Плотность населения (жителей на 1 км2) | Расстояние от Орска до городов и районных центров (км) | |||
по дорогам | по прямой | |||||||
г. Гай* | 0,06 | 41,5 | 691,7 | |||||
г. Кувандык | 0,05 | 28,5 | 570,0 | |||||
г. Медногорск* | 0,4 | 32,3 | 80,8 | |||||
г. Новотроицк* | 0,4 | 111,3 | 278,3 | |||||
г. Орск* | 1,4 | 251,5 | 179,6 | - | - | |||
г. Ясный | 0,07 | 26,7 | 381,4 | |||||
Адамовский | п. Адамовка | 6,3 | 30,4 | 4,8 | ||||
Гайский | г. Гай | 2,9 | 11,4 | 3,9 | ||||
Домбаровский | п. Домбаровский | 3,6 | 18,9 | 5,3 | ||||
Кваркенский | с. Кваркено | 5,2 | 22,3 | 4,3 | ||||
Кувандыкский | г. Кувандык | 5,7 | 23,7 | 4,2 | ||||
Новоорский | п. Новоорск | 2,9 | 32,3 | 11,1 | ||||
Светлинский | п. Светлый | 5,6 | 17,7 | 3,2 | ||||
Ясненский | г. Ясный | 3,5 | 2,0 | |||||
Итого | 38,08 | 655,7 | 17,2 | |||||
* с подчиненными населенными пунктами
Источники: Население Оренбуржья: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. – Оренбург, 2007.-46с.; www.vokrugsveta.ru.
Координационный центр общественных организаций
- Население Оренбургской области многонационально и неконфликтно. В Орске активно действуют, участвуют в общественно-политической жизни города и имеют влияние на население города 7 общественных национально-культурных центров, а также 32 общественные организации. Для реализации функции по организации взаимодействия и сотрудничества национально-культурных центров, общественных организаций города и Восточного Оренбуржья может быть создан Дом дружбы народов с использованием имеющихся свободных площадей.
- Усиление интеграционных процессов в гражданском обществе соответствует Стратегии развития Оренбургской области до 2030 года, в которой предусмотрено создание центра системной интеграции различных культур, а также законодательно закрепленной системы поддержки социальных инициатив гражданского общества с расширением функций Общественной палаты области и привлечением ученых и специалистов для экспертизы этих инициатив.
Развитие единого урбанизированного пространства Орск-Новотроицк как опорного узла Восточного Оренбуржья
- С близлежащим городом Новотроицком Орск образует единую агломерацию. По своим масштабам Новотроицк несколько меньше, чем Орск. Новотроицкий городской округ занимает территорию площадью 30,5 тыс. га, численность населения составляет 111,3 тыс. человек. Агломерация имеет полицентрический характер. Помимо территориальной близости оба города, являясь значимыми промышленными центрами и транспортными узлами, выполняют схожие хозяйственные функции. Между двумя городами существуют тесные хозяйственные, транспортные, трудовые, образовательные, культурные связи. В последующие периоды такие связи будут все больше углубляться, что требует согласования подходов к развитию Орска и Новотроицка. Развитие урбанизированного пространства Орск–Новотроицк, с точки зрения управления, может идти поэтапно: вначале может быть создана ассоциация двух городов, а в перспективе возможно проведение референдума по объединению городов и созданию единого муниципалитета. Для обоснования такого объединения должна быть разработана Концепция скоординированного развития городской агломерации Орск–Новотроицк.
Вставка 5
Такой подход соответствует федеральной политике пространственного развития страны. По мнению экспертов, спасти провинциальные города могут только агломеративные процессы: эти процессы могли бы идти гораздо быстрее, если бы им часто не мешало несовпадение основных инфраструктурных и производственных узлов с административно-территориальным делением страны. В рамках разрабатываемой Концепции долгосрочного социально-экономического развития России предусмотрена программа «концентрации населения», так как в постиндустриальной экономике почти вся экономическая активность сосредоточена в крупных агломерациях. Среди предварительных кандидатов на федеральное финансирование несколько проектов агломераций: Большой Ростов-на-Дону с Таганрогом и Новочеркасском, Большой Иркутск с Ангарском, Владивосток с Находкой и Уссурийском, Вологда–Череповец, Самара–Тольятти и др.
Центр российско-азиатского сотрудничества
- Установление и дальнейшее развитие деловых и культурных связей с Казахстаном и Евразийским экономическим сообществом.
- Существуют как внешние предпосылки для создания центра, так и реальные условия в рамках работ по созданию исторического центра города: в проект реконструкции центра можно включить создание здания Центра российско-казахской дружбы, выполняющего функции делового центра, конгресс-холла, места размещения представительства Казахстана в Оренбургской области, где будут проходить не только городские или областные, но и российские мероприятия по вопросам российско-казахстанского сотрудничества. Необходимо организовать симметричное представительство г. Орска в Казахстане (в Актобе или Астане). В дальнейшем сотрудничество может быть расширено в сторону всего Евразийского экономического сообщества, а деловое сотрудничество дополнено культурным обменом, возможно создание своего фестиваля.
Маркетинговый и ярмарочно-выставочный центр
- Организация работ по маркетингу города Орска и единого урбанизированного пространства Орск–Новотроицк.
- Продолжение работ по созданию и продвижению фирменного стиля, бренда города, городских товарных знаков.
- Для усиления данной функции должна быть разработана концепция и программа маркетинга города и агломерации Орск-Новотроицк.
- Активизация и расширение масштабов деятельности по организации и проведению субрегиональных, региональных и межрегиональных выставок, ярмарок, конференций и форумов. Для усиления этой функции можно рассчитывать на областные ресурсы, поскольку в Стратегии развития Оренбургской области до 2030 г. предусмотрено развитие в области системы выставочных центров.
Вставка 6
Общие предпосылки реализации сценария
Помимо указанных в рамках каждой функции специфических предпосылок реализации данного сценария, существуют и следующие общие предпосылки:
В марте 2007 г. подписано Соглашение о сотрудничестве между 13 городами и районами Восточного Оренбуржья в области экономики, потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства, архитектуры и градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды, образования, здравоохранения, культуры, туризма, спорта, молодежной политики, по вопросам управления городским и сельским хозяйством и иным направлениям.
Стратегия развития Оренбургской области до 2030 г. предусматривает:
- «в связи со значительной протяженностью области в широтном направлении, относительно низкой плотностью поселений и их существенно различающимся экономическим и социальным развитием предусмотрено появление центров коллективных социальных услуг (социальных кластеров), усиление центров субрегионального развития (районные центры);
- в связи с географическим расположением области относительно Казахстана предусмотрено партнерство «Оренбургская область – Казахстан» с расширением практики взаимовыгодной деятельности по обеспечению экономической, ресурсной и приграничной безопасности и ее развитие при создании зон приграничного сотрудничества по типу еврорегионов при поддержке федерального центра. Географическое положение г. Орска создает возможность включения в международный транспортный коридор, соединяющий Россию, Казахстан, далее Среднюю Азию, а также Индию и Китай. Для реализации этих возможностей требуются значительные вложения в строительство и обустройство дорог, перегрузочных центров и т.д. Первым шагом станет возведение объездной автодороги в обход Орска Оренбург-Орск-Шильда-Челябинская область[6].
Концепция долгосрочного социально-экономического развития России ориентируется на стимулирование развития процессов агломерации.
Характеристика сценария "Административно-организующий центр - Центр Восточного Оренбуржья и российско-азиатского сотрудничества" дана на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Орск - административно-организующий центр
Сравнение сценариев
При сравнении сценариев развития использовался согласованный основными участниками набор критериев, отражающих ценности местного населения (уточнен по результатам анкетирования, прошедшего во время Второй общегородской конференции 14 мая 2007 г.), а также степень соответствия ресурсам города и уровень рисков. Оценка сценариев проведена по результатам опроса экспертов, участвующих в проекте.
Наибольшее количество баллов по результатам оценки набрал комбинированный сценарий, обеспечивающий наиболее высокие темпы социально-экономического развития и лучшим образом позволяющий адаптироваться к возможным рискам. Близкими по сумме балов оказались сценарии развития транспортно-логистических и административно-организующих функций; ниже всего оценены инерционный и промышленный сценарии (табл. 2.1).
Комбинированный сценарий, предполагающий синхронизированное и сознательно направляемое изменение соотношения трех основных функций города позволяет достичь сформулированного выше видения желаемого будущего с наименьшими рисками и в минимальный срок. Необходимые для этого действия сформулированы в Стратегии развития Орска до 2015 года.
Таблица 2.1
Оценка соответствия сценария развития критериям
(в баллах по пятибалльной шкале, 1- низший, 5 – высший; высокий балл по рискам соответствует низким рискам)
Критерий | Сценарий | ||||
«Инерционный» | «Промышленный» | «Транспортный" | «Административный» | «Комбинированный» | |
Здоровье населения, продолжительность жизни | |||||
Уровень занятости населения | |||||
Уровень доходов населения | |||||
Темпы экономического развития | |||||
Объем экономической активности | |||||
Объем поступлений в муниципальный бюджет | |||||
Благоприятность условий для ведения бизнеса | |||||
Уровень образования населения | |||||
Обеспеченность инфраструктурой | |||||
Уровень благоустройства города | |||||
Социальная стабильность | |||||
Уровень преступности | |||||
Уровень рисков | |||||
Экономических | |||||
Политических | |||||
Технологических | |||||
Экологических | |||||
Соответствие ресурсам города | |||||
Природные | |||||
Трудовые | |||||
Географические | |||||
Итого (баллов) |
Таблица 2.2.
Сценарии развития города Орска
Инерционный сценарий | «Орск - промышленный центр» | «Орск - транспортно-логистический, торговый центр» | «Орск - административно-организующий центр» |
Суть.Пассивный подход к управлению городом, консервация сложившихся темпов и направлений развития социально-экономической ситуации. Сохранение существующей структуры хозяйственного комплекса с небольшими изменениями в рамках уже действующих тенденций. | Суть.Усиление конкурентных преимуществ Орска, связанных с функционированием на его территории промышленных предприятий – формирование группы конкурентоспособных кластеров, охватывающих широкий спектр деятельности. Диверсификация внутри промышленности, наращивание инновационной компоненты. | Суть.Развитие транспортно-логистической и торговой деятельности, создание двух локальных транспортно-логистических комплексов, развитие дорожной инфраструктуры. Увеличение доли транспорта в экономической структуре города. | Суть.Усиление административно-организующих функций города как внутрирегиональных, так и в сфере российско-азиатского сотрудничества. Формирование единого урбанизированного пространства Орск–Новотроицк. Создание выставочного центра для проведения выставок и ярмарок евразийской тематики. |
Выгоды.В среднесрочной перспективе (2008-2012 гг.) высокие темпы роста объемов промышленного производства - 7-8%, затем снизятся до 2-3%. Более высокие, чем в отраслях материального производства темпы развития сферы услуг. | Выгоды.Улучшение инвестиционного климата, рост инвестиций. Расширение промышленного потенциала, создание новых высокотехнологичных наукоемких производств. Создание новых рабочих мест с высокой оплатой труда, закрепление молодежи в городе. Мультипликативный эффект для роста других отраслей экономики. | Выгоды.Существенная диверсификация хозяйственного комплекса Орска. Создание новых рабочих мест разного уровня квалификации. Снижение экологической нагрузки на территорию. Привлечение инвестиций на основе муниципально-частного партнерства. Создание основы для развития оптовой торговли. | Выгоды.Продвижение благоприятного имиджа города на российском и международном уровне. Рост инвестиционной активности. Улучшение экологической ситуации. Создание новых рабочих мест, привлекательных для молодежи. Усиление интеграционных процессов в гражданском обществе. |
Риски и негативные стороны.Замедление технического перевооружения предприятий приведет к снижению конкурентоспособности. Вынужденный уход из города некоторых предприятий. Ускорение оттока населения из города из-за заниженной заработной платы и плохой экологической ситуации. | Риски и негативные стороны.Дальнейшее ухудшение экологической ситуации. Усиление одностороннего промышленного характера развития города, сохранение зависимости от результатов деятельности нескольких крупных предприятий. Задержка с переходом на постиндустриальный путь развития. | Риски и негативные стороны.Возможен рост преступности. Сложности ведомственной, и трансграничной координации (дороги в Казахстане). Отставание с развитием федеральной дорожной инфраструктуры. Конкуренция крупных центров. | Риски и негативные стороны.Снижение актуальности евразийской темы. Неконструктивная позиция Новотроицка по усилению координации развития. Конкуренция со стороны Оренбурга по развитию выставочной деятельности. |
Интегральная оценка.66 | Интегральная оценка.66 | Интегральная оценка.74 | Интегральная оценка.78 |