Тема 12 ИНФОРМАЦИЯ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И
РИСК В ЭКОНОМИКЕ - 2 часа
1 Информация и ее роль в рыночной экономике. Причины неполноты информации. Неопределенность. Риск.
2 Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии.
3 Моральный риск и рынок страхования. Проблема «принципал-агент».
Темы рефератов и докладов
1 Роль государства в преодолении асимметричности информации.
2 Спекуляция и ее роль в экономике.
3 Риск и способы его снижения. Страхование.
Литература
1 50 лекций по микроэкономике: В 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 2000. - Т.2, - С.499-517.
2 Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный поход: Учебник для вузов по экон.спец. \ Пер. с англ. Под ред.Н.Л.Фроловой. М.: ЮНИТИ, 1997. - С.689-712.
3 Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 3-х Т. / Общая редакция В.М.Гальперина. СПб.: Экономическая школа ГУ ВШЭ. 2008. – Т.1. – С.215-226.
4 Кац М. Микроэкономика /М.Кац, Х.Роузен; Перевод с англ. И.Пустовалова и др. – Мн.: Новое знание, 2004. с.703-751.
5 Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): Учебник /Под ред. А.Г.Грязновой и А.ю.Юданова. – М: 2004 – с.508-558.
6 Нуреев РМ. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Изд-во НОРМА, 2009. - С.386-404.
7 Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Пер. с англ. М.: Дело, 2000. С.167-186.
8 Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс: Пер.с англ.: 16 изд.: Учебное пособие – М.: 2000. – с.188-194.
9 Тарануха В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 3-х т./Общая редакция В.М.Гальперина. СПб.: «Экономическая школа» ГУ ВШЭ. 2008. – Т.1. – с.215-226.
10 Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Ю.В.Тарануха; Под общ.ред.А.В.Сидоровича. – М.: 2006. – С.533-550.
11 Тэпман Л.Н. Риски в экономике: Учебное пособие для вузов /Под ред. проф.В.А.Швандара. – М.: 2002. – с.281-373.
12 Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. - С.663-683.
Ключевые понятия и термины
Информация, полная информация, неопределенность, риск, противники риска, нейтральные к риску, любители риска, объединение рисков, распределение рисков, издержки поиска информация, асимметричная информация, скрытые характеристики, скрытые действия, отрицательный отбор (отрицательная селекция, неблагоприятный отбор), рынок «лимонов», моральный риск, проблема «принципал-агент», рыночные сигналы, репутация, гарантии, технические нормативы и стандарты, просеивание (мониторинг), самоотбор.
Вопросы для повторения
1 Что такое асимметричная информация и почему она является одной из причин провалов рынка?
2 Каким образом недоступность и неполнота информации влияют на состояние рынка, и в частности, на объемы рыночной торговли?
3 Каковы основные методы снижения риска?
4 В чем заключается роль рыночных сигналов в преодолении асимметрии информации и морального риска?
5 Что такое моральный риск и каковы меры борьбы с ним?
6 Как страхование помогает защитить людей от последствий риска?
7 Какова роль государства в преодолении информационной асимметрии.
Тесты и задачи
1 Что из нижеприведенного может служить наилучшим примером неблагоприятного отбора:
а) покупка потребителем газонокосилки, которая не работает, как обещано в рекламе;
б) поджог ресторана его владельцем, застраховавшим его от пожара;
в) предоставление гарантий производителями высококачественной продукции;
г) более сильная склонность слабых здоровьем людей страховаться на случай болезней и кончины.
2 Предположим, что кто-либо вынужден принимать решения в быстро меняющихся обстоятельствах, когда вероятность результата невозможно оценить. Что можно сказать об условиях принятия решения? Оно принимается в условиях:
а) риска;
б) определенности;
в) неопределенности;
г) риска и неопределенности.
3 Выберите неверное утверждение:
а) полная информированность экономических субъектов – условие оптимального функционирования рынка;
б) ассиметричность информации невыгодна прежде всего продавцам некачественных товаров;
в) сигналом на рынке труда может служить диплом об образовании;
г) регулирование цен со стороны государства является способом преодоления, информационной асимметрии.
4 Страхование является прибыльной деятельностью, так как:
а) предотвращает риск;
б) объединяет риск большого числа клиентов;
в) суммарные взносы по страховым полисам превышают убытки клиентов;
г) страховой взнос каждого клиента превышает ожидаемые убытки.
5 Большой размер страховки приведет к тому, что:
а) граждане меняют свое обычное поведение;
б) несут полный риск;
в) не несут риск полностью, так как в любом случае полная стоимость всех последствий никогда не будет возмещена страховой компанией;
г) будет достигнуто рыночное равновесие, ведь каждый покупатель хотел бы иметь больший размер страховки, а страховые компании готовы ее предоставить.
6 Что не позволяет выродиться рынку «лимонов» (некачественных товаров)?
а) превышение цены покупателя над ценой продавца товара;
б) снижение доли некачественного товара;
в) сокращение разброса цен между товарами различного качества;
г) все перечисленное верно.
Литература
[10, с.386-419; 14, с.531-553; 15, с.279-310; 16, с.330-353; 19, с.240-273; 27, с.703-751]
Тема 13. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – 2 часа
1 Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных благ. Смешанные блага.
2 Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный спрос на общественные блага.
3 Производство общественных благ и его эффективный объем. Роль государства в обеспечении предложения общественных благ.
Темы рефератов и докладов
1 Положительные внешние эффекты и эффективный выпуск чистых общественных благ.
2 Перегружаемые и исключаемые общественные блага.
3 Предложение общественных благ через кооперацию товаропроизводителей (частное предложение общественных благ) и проблема безбилетников.
Литература
1 Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов по экон. спец. / Пер. с англ. Под ред. Н. Л. Фроловой. М.: ЮНИТИ, 1997. С.662-677.
2 Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика: Учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та экон. и фин., 1998. - 447с.
3 Кац М.Микроэкономика/М.Кац, Х.Роузен; Пер.с англ. И.Пустовалова и др.. – Мн.: 2004. – с.750-788.
4 Менкью Н.Г. Принципы микроэкономики: Учебник для вузов. 4-е изд./Пер.с англ. – СПб.: Питер, 2007. – с.268-283.
5 Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие / Под. ред. Н. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. 4-е изд., исправл. и доп.М.: КНОРУС. 2004. 592 с.
6 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 2009. - С.430-435.
7 Тарануха Ю.В. Микроэкономика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Ю.В.Тарануха; Под общ.ред.проф.А.В.Сидоровича. – М.: 2006. – С.597-599.
8 Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: Пер. с англ.: В 2 Т. М.: Финансы и статистика, 1992. – Т.2. – С.298-308.
9 Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебник. – М.: ИНФРА-М., 2005. – С.640-661.