Современные внутренние и внешние экономические связи Поволжского экономического района
Ассоциация "Большая Волга", объединившая 4 республики (Татарстан, Марий-Эл, Чувашию, Мордовию) и 7 областей (Астраханскую, Волгоградскую, Нижегородскую, Пензенскую, Самарскую, Саратовскую, Ульяновскую) сложилась за период 1991-1992гг.i
Названные регионы Поволжья имеют уникальные запасы нефти и газа, производят продукты из них. У них высокоразвитая промышленность, в том числе оборонная, мощный энергетический потенциал, включая производство электроэнергии на атомных и гидростанциях, авиа- и автомобилестроение, уникальные производства и технологии.
Расположенные в регионе города высокой культуры и национальных традиций роднит и объединяет река Волга – "главная улица России". Через города Поволжья всегда поддерживалась и развивалась межрегиональная и международная торговля – основной критерий экономических взаимоотношений. Экономика регионов Поволжья традиционно неотделима от экономики России.
За годы функционирования ассоциации входящие в нее регионы убедились, что Поволжье не сможет полноценно развиваться без ассоциированного участия в разработке согласованных с близлежащими территориями программ и механизма их реализации. Каждый регион может вносить предложения, имеющие значение как для отдельного региона, так и для Поволжья в целом. Причем по всему комплексу вопросов, касающихся социально-экономических, инвестиционных, экологических, юридических и других проблем.
В рамках проведения экономических реформ и оживления инвестиционной деятельности в Поволжье успешно развиваются внешнеэкономические связи. По этим проблемам в ассоциации создан и работает комитет по внешнеэкономическим связям. В Астраханской области продолжается строительство морского порта в районе с. Оля, который станет главным связующим звеном единого транспортного узла на севере Каспийского моря, что позволит значительно увеличить объемы перевозок импортно-экспортных грузов, идущих из Ирана и других прикаспийских государств в Россию через Астраханскую область. Разработаны и действуют мероприятия по экономическим связям Астраханской области с другими регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья. Программа социально-экономического развития области получила федеральный статус.
В рамках данной темы следует рассмотреть Поволжский экономический район как субъект российской мировой экономики.
В Ульяновске в 2009 году завершено строительство нового мостового перехода через Волгу. Ввод этого объекта в эксплуатацию позволяет создать новый, важный для России, транспортный коридор, который связывает Европейскую Россию с Уралом и Западной Сибирью. Оптимальное транспортное плечо от города Ульяновска до крупнейших промышленных центров европейской части России, Урала и Сибири позволит сократить время обработки и комплектации грузов различных сложности.
На территории Ульяновской области в настоящее время реализуется около 20 крупнейших инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций около 1 млрд. Евро.
Среди важнейших инвестиционных проектов с участием зарубежных компаний, которые реализовывались в регионе в 2007-2008 гг. – создание горно-обогатительного комбината на базе месторождений кварцевых песков «Восточное» в Сенгилеевском районе.
Другой проект с участием зарубежного инвестора – строительство завода по производству пива транснациональной корпорацией «SABMiller».
Силами ульяновской компании ООО «Симбирские стройматериалы» и чешской фирмы «Склострой» в поселке Красный Гуляй начато строительство завода по производству стеклянной тары.
Летом 2006 года на Ульяновском автозаводе началась сборка японских грузовиков Isuzu. Это первый и, как планируется, не последний проект в истории УАЗа, предусматривающий производство зарубежных автомобилей. Финансирует проект ОАО «Северсталь-авто», которое инвестирует на первоначальном этапе два миллиона долларов. Соглашение с японской фирмой «Исудзу» было подписано в начале февраля. Речь идет о стапельной сборке двух модификаций грузовиков: среднетоннажного и тяжелого.
Вступление России в ВТО повлечет за собой интегрирование страны в мировую экономическую систему. Регионы России уже не смогут не участвовать в международном и межрегиональном разделении труда, при этом возрастет роль внешнеэкономической деятельности регионов.
Торговый оборот Пензенской области со странами дальнего зарубежья увеличился на 37,8%, со странами СНГ вырос на 45,7%.
Относительно динамично развиваются практически все значимые направление пензенского экспорта: в 2 раза увеличились поставки машинотехнической продукции, на 28% выросли объемы поставок продукции лесопромышленного комплекса. Рост импорта произошел за счет увеличения закупок машиностроительной продукции.
В настоящее время в Поволжье вокруг крупных городов сложилось 10 важнейших промышленных узлов: Самарский, Казанский Саратов-Энгельский, Волгоградский, Ульяновский, Пензенский, Астраханский, Сызранский, Салават-Стрелитамакский. Преимущественное развитие в этих промузлах получили машиностроение и металлообработка, разнообразные отрасли химии, нефтеперерабатывающая. Пищевая, легкая промышленность.