Введение

М.В. Иванова

       
  Введение - student2.ru
   
   
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Конспект лекций

Специальность 350400 (030602) – Связи с общественностью

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

канд. экон. наук, доц. М.В. Иванова

Рецензент

докт. экон. наук, проф. Д.В. Шопенко

Подготовлено на кафедре

государственного и муниципального управления

Одобрено научно-методическим советом специальности

350400 (030602) – Связи с общественностью

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

Atilde; СПбГИЭУ, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................... 4

Раздел 1. Содержание государственного

регулирования экономики и его роль в проведении

радикальных экономических реформ……………………………...5

Тема 1. Сущность и механизмы регулирования экономики…..5

Тема 2. Регулирование экономики в

альтернативных экономических системах…………………….14

Тема 3. Роль государственного регулирования в

проведении экономических реформ в стране и за рубежом….21

Тема 4. Государственное регулирование экономики

России в процессе перехода к рынку…………………………..36

Раздел 2. Содержание социально-экономической

политики государства в переходный период……………………..42

Тема 5 .Социально-экономическая политика государства

и ее приоритеты………………………………………………..42

Тема 6. Регулирование социального развития……………….50

Тема 7. Регулирование области

социально-трудовых отношений, рынка труда,

процессов занятости и трудовых гарантий

ля трудоспособного населения………………………………..58

Тема 8. Экономическая политика государства

и ее приоритеты………………………………………………..65

Тема 9. Пути и программы экономических

преобразований в России……………………………………...76

Раздел 3. Регулирование социально-экономического

развития территорий……………………………………………….81

Тема 10. Региональная социально-экономическая

политика и особенности ее проведения в

современных условиях………………………………………...81

Тема 11. Муниципальная

социально-экономическая политика…………………………86

Заключение.............................................................................................. 91

Список литературы................................................................................ 92

Терминологический словарь................................................................ 93

Тестовые задания по дисциплине…………………………………97

Приложение Извлечение из рабочей программы дисциплины... 110

Введение

Конспект лекций по курсу «Государственное регулирование экономики» предназначен для студентов и слушателей, обучающихся по специальности 350400 (030602) – Связи с общественностью.

Целью конспекта лекций по дисциплине «Государственное регулирование экономики» является помощь студенту в самостоятельном изучении круга вопросов по данной учебной дисциплине.

Основной целью изучения дисциплины «Государственное регулирование экономики» является овладение студентами системой знаний, умений и навыков в области централизованного регулирования экономики на федеральном, региональном и местном уровнях.

В процессе изучения дисциплины студенты должны получить:

* знания в области методики регулирования социально-экономических процессов и особенностей формирования программ развития экономики страны и отдельных регионов;

* умение использовать рычаги регулирования экономики для достижения поставленных целей;

* навыки по расчету, анализу и интерпретации важнейших экономических показателей.

Теоретической базой дисциплины служат труды классиков экономической науки, основоположников наиболее значимых современных экономических и социально-экономических теорий управления (Дж.Милля, Дж.Кейнса, М.Фридмена, П.Самуэльсона, В.Ойкена, Д.Гелбрейта и др.). В своих основах курс опирается на дисциплины, изучающие экономическую теорию, экономические концепции государства, историю экономических учений, экономическую социологию и др.

Дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.

Материалы дисциплины «Государственное регулирование экономики» распределены по темам в соответствии с рабочей программой курса, каждая из тем снабжена целевыми установками изучения и контрольными вопросами.

Раздел 1. «Содержание государственного регулирования экономики и его роль в проведении радикальных экономических реформ»

Тема 1: «Сущность и механизмы регулирования экономики»

Целевые установки изучения темы:

В данном разделе мы изучим содержание функции регулирования в процессе управления экономикой и социальной сферой в обществе; установим понятие государственного регулирования экономики, рассмотрим существовавшие в различное время модели взаимоотношений экономики и государства. Мы выявим сущность, механизмы и рычаги государственного регулирования экономики, а также экономический инструментарий и основные направления государственного регулирования. Также мы изучим задачи и функции государства в регулировании экономических и социально-экономических процессов.

Основные понятия и термины: государственное регулирование,государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование - целенаправленное воздействие государства на организацию определенной сферы жизнедеятельности общества путем издания законов и др. нормативных правовых актов, определяющих предлагаемые государством правила деятельности в соответствующей сфере.

Оно предполагает, с одной стороны, формирование механизмов и стимулов определенной организации деятельности, а с другой – применение мер государственного принуждения к лицам, нарушающим требования, выраженные в правовых актах.

Правовые акты в данном случае являются юридической формой, в которую облекаются различные методы и средства государственного воздействия. Эти методы и средства представляют собой сложную систему экономических, правовых, организационно-административных, социальных и др. мероприятий.

Объекты государственного регулирования

1. Экономика

2. Социальная сфера

3. Конфликтные и чрезвычайные ситуации

Государственное регулирование экономики – целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.

К базисным для любого общества функциям государства (направлениям регулирования) относятся:

• определение стратегии развития;

• гарантирование прав собственности;

• партнерские отношения с частным и смешанным секторами;

• финансовая, денежная, социальная политика;

• поддержание общественного порядка;

• оборона.

Государственное регулирование экономики - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны. Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства, независимо от типа экономической системы.

Современная экономика представляет собой синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.

Формы и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности, с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.

В различные эпохи господствовали различные взгляды на модель взаимоотношений государства и экономики:

1. Меркантилизм: активное вмешательство государства в экономику необходимо. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого являлись меркантилисты, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке должно способствовать накоплению золота и серебра в стране, проводить политику развития и защиты собственной промышленности.

2. Физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laissez-faire, означающий требование свободы, свободы торговли в первую очередь. Главная функция государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.

3. Классическая школа политэкономии - развивалась в эпоху промышленного переворота и выражала интересы промышленной буржуазии. Продолжение идей физиократов и полный отказ от взглядов меркантилистов. А.Смит и Д.Рикардо обосновывали лозунг “экономической свободы” и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь. Государство должно выполнять три обязанности:

- ограждать общество от насилия и вторжений других обществ;

- ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, т.е. обеспечить эффективное правосудие;

- создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть ими покрыты.

4. Неоклассическая школа: создана теория рыночного равновесия и сформулированы закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Государственное регулирование считали вредным.

Однако экономические сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные “сбои рынка”, с которыми он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызывающим “сбои рынка”, относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ.

Потребовались поддерживающие и корректирующие меры государства, задачами которого стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обеспечение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости национальной валюты.

Кризис 30-х годов, а также политические, социальные и экономические проблемы, появившиеся после первой и второй мировых войн, подорвали доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики.

Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. М. Кейнс, а опыт США при Ф. Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Школа и практика управления экономикой получила название кейнсианства (5). Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая и прибыли предпринимателям. Таким образом, в 30-х годах капитализм исчез и был заменен смешанной экономикой. Триумфом кейнсианства считаются 50-е - начало 70-х годов.

Дефициты государственных бюджетов, высокий уровень инфляции, нефтяной кризис 70-х годов вызвал претензии к кейнсианским идеям. Главные позиции заняли представители новых направлений:

Наши рекомендации