Государство остается ведущим агентом инновационного развития
Как известно, курс экономических реформ в России был во многом ориентирован на то, что уход государства из экономики откроет простор для ее эффективного обновления. В качестве фактора отмирания государства рассматривался и процесс либеральной глобализации. В этой связи модно было рассуждать о бессмысленности государственного регулирования экономики, о необходимости тотальной либерализации рынков для привлечения капризного международного капитала. В интересах последнего большинство стран действительно пошло по пути радикальной либерализации своих рынков, отказавшись от многих ранее действовавших институтов контроля предпринимательской деятельности. Но из этого не следует отмирания государства. Отмирают одни функции, появляются другие. Некоторые государства передают часть своих функций наднациональным институтам, как это сделали страны Евросоюза, делегировавшие Брюсселю функции торгово-экономической и валютной политики. Ряд функций регулирования экономики передаются самоуправляющимся объединениям предпринимателей и профессиональным структурам. Но едва ли на этом основании можно говорить об ослаблении государства. Оно просто становится другим – более гибким, менее навязчивым, лучше организованным. Правда, это происходит только в развитых странах. Многим развивающимся странам, лишенным собственных возможностей для развития, под давлением иностранных кредиторов приходится отказываться от национального суверенитета, отдавая свое экономическое пространство для бесконтрольного освоения международным капиталом. Но колонии существуют давно, и факт их наличия в современных условиях не означает отмирания государства. Точнее, оно действительно происходит в слаборазвитых странах, доказывая тем самым противоположное - необходимость сильного государства для сохранения реального суверенитета и успешного развития.
В условиях современной научно-технической революции происходит усложнение регулирующей роли государства, которая дополняется функциями развития науки, образования, информационной инфраструктуры. Возрастает значение и социальных функций государства, его роль в придании социальной направленности рыночному хозяйству, преодолении разрывов в доходах и уровне жизни, согласовании интересов различных слоев общества, создании условий для полного проявления созидательной творческой активности каждого человека.
Огромная роль государства в обеспечении научно-технических и интеллектуальных условий развития экономики объясняется, с одной стороны, высокой степенью неопределенности и дороговизной научных исследований, их зачастую кооперационным характером, затрудняющим частное присвоение результатов, с другой стороны, ведущим значением научно-технического прогресса в обеспечении современного экономического роста (на долю НТП в развитых странах приходится до 90 процентов совокупных факторов роста) и конкурентоспособности экономики (где главной является способность экономической системы генерировать интеллектуальную ренту).
Страны, неспособные обеспечить необходимый уровень образования населения, развития науки и качества информационной среды, будут обречены на постоянную зависимость от внешних финансовых и информационных центров, сохранят за собой главным образом значение источника природного сырья и человеческого материала для транснациональных корпораций и развитых стран, концентрирующих глобальный интеллектуальный потенциал.
В условиях характерных для современной экономики глобализации хозяйственных связей и международной экономической интеграции серьезные изменения претерпевают и функции государства во внешних отношениях, существенно усложняются инструменты государственной защиты национальных интересов.
Глобальная конкуренция идет уже не столько между странами, сколько между транснациональными воспроизводственными системами, каждая из которых объединяет многие национальные системы образования населения, накопления капитала, организации науки и производственно-предпринимательские структуры, работающие в масштабах мирового рынка. Выживание нации в этих условиях требует освоения новых функций государственного регулирования, направленных на стимулирование конкурентных преимуществ и сохранение национального суверенитета относительно основных жизнеобеспечивающих систем и ресурсов страны; определение и осуществление приоритетов долгосрочного социально-экономического и научно-технического развития; привлечение международного капитала на выгодных для страны условиях; выращивание национальных лидеров мировой экономики, способных выступать локомотивами внутреннего экономического роста; защиту интересов отечественных предприятий в сложной системе многостороннего регулирования глобальной экономической конкуренции.
Стабильное функционирование российской экономики предполагает наряду с освоением общих функций государственного регулирования развитие ряда специфических функций, направленных на сглаживание факторов, снижающих конкурентоспособность национальной экономической системы, а именно: неблагоприятных климатических условий, обуславливающих повышенную энергоемкость производства; огромной территории, повышающей транспортные, оборонные и внешнеэкономические нагрузки на экономический потенциал; диспропорций, возникших в эпоху директивного управления народным хозяйством.
Эти специфические функции государственного регулирования включают:
- развитие общенациональной системы транспортных и телевизионных коммуникаций, компенсацию повышенных транспортных издержек дальних перевозок поддержанием относительно низких тарифов;
- развитие общенациональной энергетической системы, ее поддержку и контроль за ее функционированием в целях обеспечения гарантированного энергоснабжения населения и предприятий;
- приоритетную поддержку науки, образования и научно-технического прогресса как главных факторов повышения эффективности производства, компенсирующих повышенные энергетические и транспортные затраты;
- создание и поддержание льготных условий хозяйственной деятельности в регионах с неблагоприятным климатом;
- создание и поддержание механизмов использования природной ренты, образующейся при эксплуатации ценных месторождений природных ресурсов, в целях социально-экономического развития страны.
Обилие природных ресурсов оказывает неоднозначное влияние на решение задач модернизации российской экономики.
2.3 Модернизация в условиях «ресурсного проклятия»