Базы практики (предприятия)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Направление «Бизнес-информатика» (БИб-12)
Руководитель от института Зобнин Юрий Александрович,
кафедра ММЭ, ауд. 311 (3-й корп.), e-mail: [email protected]
Обязательность практики
Практика студентов – это обязательный вид учебных занятий. Отчет по практике подлежит защите, результат которой проставляется в зачетной книжке. Непрохождение практики – это академическая задолженность, ведущая к отчислению(в отличие от экзамена учебную практику невозможно перепройти).
Сроки практики
- время: второй семестр 1-го курса;
- продолжительность: 2 недели;
- официальный период: с 17 по 30 июня 2013 г.
Организация практики
В срок до 25 мая всем студентам необходимо в результате прохождения собеседований подыскать предприятие (базу практики), подписать и предоставить Ю. А. Зобнину – руководителю практики от института (или на кафедру ММЭ) договор между институтом и предприятием о прохождении практики в соответствии с образцом [см. Приложение 1]. В договоре фиксируются обязанности обоих руководителей практики – от института и от предприятия. По результатам этого 1 июня институтом издается приказо прохождении практики с указанием фамилий студентов и мест практики – наименований предприятия. Непопадание в приказ означает непрохождение практики.
Прошу всех предоставить мне такие договоры в срок. Вариант – гарантийное письмо предприятия с указанием ФИО студента, с подписью директора и печатью организации.
Имеется альтернатива: ваша работа в приемной комиссии института (с абитуриентами), которая засчитывается как учебная практика. Рекомендую этот довольно простой способ пройти учебную практику. Мне нужны 6 фамилий студентов, которые готовы таким способом пройти практику, и номера их телефонов (список). Ответственная за решение этого вопроса – староста группы.
Задание на практику
Всем студентам формулируется следующее задание на практику:
ИЗУЧИТЬ И ОПИСАТЬ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПРЕДПРИЯТИЯ (ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) НА ПРИМЕРЕ _________________________________ (например, ООО «Легкий Веторок»).
Конкретизация индивидуального задания заключается в наименовании предприятия, на котором вы будете проходить практику. Это значит, что в своем отчете вы обязаны описать:
- органы управления конкретным предприятием (вашей базы практики) и структурные подразделения;
- их цели, задачи, права и обязанности, субординацию и координацию;
- внутрифирменные регламенты (правила, стандарты, положения, должностные инструкции и др.) осуществления основных бизнес-процессов;
- особенности маркетинга (история, продукт, потребители, внешняя среда, конкуренты);
- особенности информационного взаимодействия внутри организации и с внешней средой – какие информационные технологии применяются, какие для этого используются средства: аппаратное обеспечение, программное обеспечение, информационные базы (системы), персонал;
- насколько бизнес-процессам соответствует (сопровождает) реализация основных информационных процессов (поиск, сбор, накопление, хранение, анализ, обработка, передача информации).
Таким образом, вы должны изучить и сопоставить между собой бизнес-архитектуру и информационно-технологическую (ИТ) архитектуру предприятия. А затем сделать выводы о достоинствах и недостатках, об эффективности, о несоответствиях и проблемах, о препятствиях и возможностях, о перспективах развития и т. д.
Базы практики (предприятия)
Бакалавр бизнес-информатики может применить свои знания на предприятиях и организациях различной отраслевой принадлежности и различных форм собственности, занимающихся хозяйственной, коммерческой, производственной, торговой, маркетинговой, рекламной, страховой, финансовой, информационной, учётно-статистической и другой деятельностью, а также в учреждениях государственного и муниципального управления.
В качестве базы практики могут выступать любые предприятия и организации любой формы собственности (государственные, общественные, частные), обладающие организационно-штатной структурой и адекватной информационной архитектурой. Это могут быть, например, банки, финансовые корпорации, топливно-энергетические компании, компании-интеграторы, предприятия, где существуют отделы системного анализа, компании по ИТ-консалтингу (внедрение), ИТ-отделы предприятий, у которых уже установлена ERP-система (поддержка), торговые сети, туристические компании, государственные корпорации и другие предприятия, использующие информационно-компьютерные технологии.
Обращаю ваше внимание, что уже на этом этапе вы можете начать заниматься научно-исследовательской деятельностью. В этом случае при разработке программы научно-исследовательской работы кафедра предоставит вам возможности:
- изучать специальную литературу и другую научную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки;
- участвовать в проведении научных исследований;
- осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);
- составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
- выступать с докладом на конференциях различного уровня.
Защита практики
По результатам практики вам необходимо подготовить 3-и документа:
- Дневник практики;
- Отчет по практике;
- Характеристика на студента от предприятия-базы практики, входящая в состав Дневника практики.
Образцы документов приведены ниже в приложениях 1-5. Все документы в готовом виде с подписями и печатями необходимо предоставить Зобнину Ю. А. – в срок до 5 сентября 2013 г. –для получения допуска на защиту. Основанием для допуска служит полнота и правильность составления документов.
Защита Отчета проводится на кафедре ММЭ и включает в себя определение уровня овладения студентом практическими навыками работы и степени применения на практике полученных в период обучения теоретических знаний. После защиты Зобнин Ю. А. выставляет общую оценку, в которой отражается как качество предоставленного Отчета и других документов, так и уровень вашей подготовки к практической деятельности.
Для студентов, работавших в приемной комиссии ИМиБ: вам необходимо по окончании работы получить справку о периоде работы в комиссии, которую вы предоставите Зобнину Ю. А. 5 сентября 2013 г.
Методические основы
Продумайте изложенное ниже. И можете использовать эти формулировки (в вашем практическом преломлении, с учетом конкретики) для написания Отчета по практике и заполнения Дневника практики.
А. Цели практики
· закрепление на практике знаний и умений, приобретаемых студентами в результате освоения теоретических курсов;
· знакомство с применением на предприятиях различных видов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения задач организационной, управленческой или научной деятельности;
· сбор материала для отчета по практике, а также для возможного выполнения научно-исследовательской работы студента, курсовых, контрольных и прочих учебных работ.
Б. Задачи практики
- изучение организационно-функциональной структуры предприятия;
- изучение и определение состава информационных технологий (ИТ), применяемых на предприятии;
- изучение основных обеспечивающих средств информационных технологий, применяемых на предприятии (техническое, программное, лингвистическое обеспечение и т. п.);
- описание информационных ресурсов, применяемых на предприятии (базы данных, web-ресурсы, архивы и т. п.).
В. Объекты профессиональной деятельности бакалавров:
- архитектура предприятия;
- методы и инструменты создания и развития электронных предприятий и их компонент;
- информационные системы (ИС) и ИКТ управления бизнесом;
- методы и инструменты управления жизненным циклом ИС и ИКТ;
- инновации и инновационные процессы в сфере ИКТ.
Г. Компетенции студента, которые оцениваются при защите практики (федеральный государственный образовательный стандарт):
· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
· способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
· способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
· готов к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами;
· способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
· способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;
· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
· осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
· имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
· владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного;
· способен работать с информацией из различных источников;
· способен к организованному подходу к освоению и приобретению новых навыков и компетенций;
· способен проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней;
· способен проводить анализ архитектуры предприятия;
· способен проводить обследование деятельности и ИТ инфраструктуры предприятий;
· способен осуществлять подготовку и ведение контрактной документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ;
· способен использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты деятельности предприятия;
· способен использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ инфраструктуры предприятий;
· способен использовать основные методы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности для теоретического и экспериментального исследования;
· способен использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования;
· способен готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований.
Д. Этапы прохождения практики
№ | Вид деятельности | Способ выполнения | Содержание контроля |
Знакомство с организационно-правовой характеристикой предприятия | Изучение устава предприятия, основных нормативно-правовых документов, других внутрифирменных регламентов | - указать статус предприятия, отраслевую принадлежность, форму собственности; - описать краткую историю становления и развития предприятия (фирмы); - привести регистрационные коды предприятия и его деятельности по общероссийской классификации; - проанализировать миссию, цели фирмы, проблемы и задачи; какие ресурсы и условия необходимы для их достижения и решения | |
Знакомство с организационно-функциональной структурой | Экскурсия по структурным подразделениям предприятия, изучение положений об отделах и других структурных подразделениях | - составить организационно-штатную схему управления и функционирования предприятия; - описать функции всех структурных подразделений предприятия (рекомендуется выполнить в виде иерархической модели управления, в которой должны быть представлены все звенья этой системы и показаны их взаимосвязи по горизонтали и вертикали) | |
Знакомство с производимой (реализуемой) продукцией (оказываемыми услугами) | Сбор первичной информации в различных подразделениях | - описать ассортимент реализуемой продукции, оказываемых услуг, рассчитать (проанализировать) структуру товарооборота и других товарных показателей | |
Изучение маркетинговой среды предприятия | Изучение поставщиков, маркетинговых посредников, потребителей продукции, конкурентов | - описать маркетинговую среду предприятия, дать характеристику канала распределения и др. | |
Изучение информационных технологий, применяемых на предприятии, и основных обеспечивающих их средств | Экскурсия по структурным подразделениям предприятия, изучение ИТ и обеспечивающих средств (техническое, программное и др. обеспечение) | - описать и проанализировать ИТ и обеспечивающие их средства, используемые на предприятии; их возможности и функции | |
Изучение информационных ресурсов предприятия | Экскурсия по структурным подразделениям предприятия, изучение информационных ресурсов (базы данных, web-ресурсы, архивы и др.) | - описать и проанализировать информационные ресурсы предприятия; их возможности и функции | |
Сопоставление бизнес-архитектуры предприятия и ИТ-архитектуры | Анализ собранной информации о системах предприятия | - описать соответствие (сопровождение) реализуемых бизнес-процессов и ИТ-архитектуры в целях выявления достоинств и недостатков их взаимодействия | |
Оформление отчета и дневника практики | Обработка имеющейся информации с применением средств персональной информатики | - готовый отчет, дневник, характеристика и анкета, оформленные в соответствии с требованиями программы практики |