Базы практики (предприятия)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОХОЖДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Направление «Бизнес-информатика» (БИб-12)

Руководитель от института Зобнин Юрий Александрович,

кафедра ММЭ, ауд. 311 (3-й корп.), e-mail: [email protected]

Обязательность практики

Практика студентов – это обязательный вид учебных занятий. Отчет по практике подлежит защите, результат которой проставляется в зачетной книжке. Непрохождение практики – это академическая задолженность, ведущая к отчислению(в отличие от экзамена учебную практику невозможно перепройти).

Сроки практики

  • время: второй семестр 1-го курса;
  • продолжительность: 2 недели;
  • официальный период: с 17 по 30 июня 2013 г.

Организация практики

В срок до 25 мая всем студентам необходимо в результате прохождения собеседований подыскать предприятие (базу практики), подписать и предоставить Ю. А. Зобнину – руководителю практики от института (или на кафедру ММЭ) договор между институтом и предприятием о прохождении практики в соответствии с образцом [см. Приложение 1]. В договоре фиксируются обязанности обоих руководителей практики – от института и от предприятия. По результатам этого 1 июня институтом издается приказо прохождении практики с указанием фамилий студентов и мест практики – наименований предприятия. Непопадание в приказ означает непрохождение практики.

Прошу всех предоставить мне такие договоры в срок. Вариант – гарантийное письмо предприятия с указанием ФИО студента, с подписью директора и печатью организации.

Имеется альтернатива: ваша работа в приемной комиссии института (с абитуриентами), которая засчитывается как учебная практика. Рекомендую этот довольно простой способ пройти учебную практику. Мне нужны 6 фамилий студентов, которые готовы таким способом пройти практику, и номера их телефонов (список). Ответственная за решение этого вопроса – староста группы.

Задание на практику

Всем студентам формулируется следующее задание на практику:

ИЗУЧИТЬ И ОПИСАТЬ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПРЕДПРИЯТИЯ (ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) НА ПРИМЕРЕ _________________________________ (например, ООО «Легкий Веторок»).

Конкретизация индивидуального задания заключается в наименовании предприятия, на котором вы будете проходить практику. Это значит, что в своем отчете вы обязаны описать:

  • органы управления конкретным предприятием (вашей базы практики) и структурные подразделения;
  • их цели, задачи, права и обязанности, субординацию и координацию;
  • внутрифирменные регламенты (правила, стандарты, положения, должностные инструкции и др.) осуществления основных бизнес-процессов;
  • особенности маркетинга (история, продукт, потребители, внешняя среда, конкуренты);
  • особенности информационного взаимодействия внутри организации и с внешней средой – какие информационные технологии применяются, какие для этого используются средства: аппаратное обеспечение, программное обеспечение, информационные базы (системы), персонал;
  • насколько бизнес-процессам соответствует (сопровождает) реализация основных информационных процессов (поиск, сбор, накопление, хранение, анализ, обработка, передача информации).

Таким образом, вы должны изучить и сопоставить между собой бизнес-архитектуру и информационно-технологическую (ИТ) архитектуру предприятия. А затем сделать выводы о достоинствах и недостатках, об эффективности, о несоответствиях и проблемах, о препятствиях и возможностях, о перспективах развития и т. д.

Базы практики (предприятия)

Бакалавр бизнес-информатики может применить свои знания на предприятиях и организациях различной отраслевой принадлежности и различных форм собственности, занимающихся хозяйственной, коммерческой, производственной, торговой, маркетинговой, рекламной, страховой, финансовой, информационной, учётно-статистической и другой деятельностью, а также в учреждениях государственного и муниципального управления.

В качестве базы практики могут выступать любые предприятия и организации любой формы собственности (государственные, общественные, частные), обладающие организационно-штатной структурой и адекватной информационной архитектурой. Это могут быть, например, банки, финансовые корпорации, топливно-энергетические компании, компании-интеграторы, предприятия, где существуют отделы системного анализа, компании по ИТ-консалтингу (внедрение), ИТ-отделы предприятий, у которых уже установлена ERP-система (поддержка), торговые сети, туристические компании, государственные корпорации и другие предприятия, использующие информационно-компьютерные технологии.

Обращаю ваше внимание, что уже на этом этапе вы можете начать заниматься научно-исследовательской деятельностью. В этом случае при разработке программы научно-исследовательской работы кафедра предоставит вам возможности:

- изучать специальную литературу и другую научную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки;

- участвовать в проведении научных исследований;

- осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);

- составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

- выступать с докладом на конференциях различного уровня.

Защита практики

По результатам практики вам необходимо подготовить 3-и документа:

  • Дневник практики;
  • Отчет по практике;
  • Характеристика на студента от предприятия-базы практики, входящая в состав Дневника практики.

Образцы документов приведены ниже в приложениях 1-5. Все документы в готовом виде с подписями и печатями необходимо предоставить Зобнину Ю. А. – в срок до 5 сентября 2013 г. –для получения допуска на защиту. Основанием для допуска служит полнота и правильность составления документов.

Защита Отчета проводится на кафедре ММЭ и включает в себя определение уровня овладения студентом практическими навыками работы и степени применения на практике полученных в период обучения теоретических знаний. После защиты Зобнин Ю. А. выставляет общую оценку, в которой отражается как качество предоставленного Отчета и других документов, так и уровень вашей подготовки к практической деятельности.

Для студентов, работавших в приемной комиссии ИМиБ: вам необходимо по окончании работы получить справку о периоде работы в комиссии, которую вы предоставите Зобнину Ю. А. 5 сентября 2013 г.

Методические основы

Продумайте изложенное ниже. И можете использовать эти формулировки (в вашем практическом преломлении, с учетом конкретики) для написания Отчета по практике и заполнения Дневника практики.

А. Цели практики

· закрепление на практике знаний и умений, приобретаемых студентами в результате освоения теоретических курсов;

· знакомство с применением на предприятиях различных видов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения задач организационной, управленческой или научной деятельности;

· сбор материала для отчета по практике, а также для возможного выполнения научно-исследовательской работы студента, курсовых, контрольных и прочих учебных работ.

Б. Задачи практики

  • изучение организационно-функциональной структуры предприятия;
  • изучение и определение состава информационных технологий (ИТ), применяемых на предприятии;
  • изучение основных обеспечивающих средств информационных технологий, применяемых на предприятии (техническое, программное, лингвистическое обеспечение и т. п.);
  • описание информационных ресурсов, применяемых на предприятии (базы данных, web-ресурсы, архивы и т. п.).

В. Объекты профессиональной деятельности бакалавров:

  • архитектура предприятия;
  • методы и инструменты создания и развития электронных предприятий и их компонент;
  • информационные системы (ИС) и ИКТ управления бизнесом;
  • методы и инструменты управления жизненным циклом ИС и ИКТ;
  • инновации и инновационные процессы в сфере ИКТ.

Г. Компетенции студента, которые оцениваются при защите практики (федеральный государственный образовательный стандарт):

· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

· способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

· способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

· готов к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами;

· способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

· способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

· осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

· имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

· владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного;

· способен работать с информацией из различных источников;

· способен к организованному подходу к освоению и приобретению новых навыков и компетенций;

· способен проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней;

· способен проводить анализ архитектуры предприятия;

· способен проводить обследование деятельности и ИТ инфраструктуры предприятий;

· способен осуществлять подготовку и ведение контрактной документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ;

· способен использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты деятельности предприятия;

· способен использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ инфраструктуры предприятий;

· способен использовать основные методы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности для теоретического и экспериментального исследования;

· способен использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования;

· способен готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований.

Д. Этапы прохождения практики

Вид деятельности Способ выполнения Содержание контроля
Знакомство с организационно-правовой характеристикой предприятия Изучение устава предприятия, основных нормативно-правовых документов, других внутрифирменных регламентов - указать статус предприятия, отраслевую принадлежность, форму собственности; - описать краткую историю становления и развития предприятия (фирмы); - привести регистрационные коды предприятия и его деятельности по общероссийской классификации; - проанализировать миссию, цели фирмы, проблемы и задачи; какие ресурсы и условия необходимы для их достижения и решения
Знакомство с организационно-функциональной структурой Экскурсия по структурным подразделениям предприятия, изучение положений об отделах и других структурных подразделениях - составить организационно-штатную схему управления и функционирования предприятия; - описать функции всех структурных подразделений предприятия (рекомендуется выполнить в виде иерархической модели управления, в которой должны быть представлены все звенья этой системы и показаны их взаимосвязи по горизонтали и вертикали)
Знакомство с производимой (реализуемой) продукцией (оказываемыми услугами) Сбор первичной информации в различных подразделениях - описать ассортимент реализуемой продукции, оказываемых услуг, рассчитать (проанализировать) структуру товарооборота и других товарных показателей
Изучение маркетинговой среды предприятия Изучение поставщиков, маркетинговых посредников, потребителей продукции, конкурентов - описать маркетинговую среду предприятия, дать характеристику канала распределения и др.
Изучение информационных технологий, применяемых на предприятии, и основных обеспечивающих их средств Экскурсия по структурным подразделениям предприятия, изучение ИТ и обеспечивающих средств (техническое, программное и др. обеспечение) - описать и проанализировать ИТ и обеспечивающие их средства, используемые на предприятии; их возможности и функции
Изучение информационных ресурсов предприятия Экскурсия по структурным подразделениям предприятия, изучение информационных ресурсов (базы данных, web-ресурсы, архивы и др.) - описать и проанализировать информационные ресурсы предприятия; их возможности и функции
Сопоставление бизнес-архитектуры предприятия и ИТ-архитектуры Анализ собранной информации о системах предприятия - описать соответствие (сопровождение) реализуемых бизнес-процессов и ИТ-архитектуры в целях выявления достоинств и недостатков их взаимодействия
Оформление отчета и дневника практики Обработка имеющейся информации с применением средств персональной информатики - готовый отчет, дневник, характеристика и анкета, оформленные в соответствии с требованиями программы практики

Наши рекомендации