Понятие и классификации машиностроения

Машиностроение является главной отраслью мировой промыш­ленности: на него приходится примерно 35% стоимости мировой про­мышленной продукции и более 30% занятых в промышленности.

В машиностроении обычно выделяют: общее машиностроение, транспортное машиностроение, приборостроение, электротехнику (включая электронику), производство вооружений и военной техни­ки и т.п. Общее машиностроение включает станкостроение, выпуск производственного оборудования всех видов, производство сельско­хозяйственных машин. Выпуск производственного оборудования — металлургического, горно-химического и иного тяжелого оборудова­ния — объединяют в понятие «тяжелое машиностроение».

К перечисленным подразделениям машиностроения следует до­бавить и «малую» металлургию — производство стали и проката как в литейных цехах машиностроительных предприятий, так и на отдель­ных специализированных предприятиях по производству литья, по­ковок, штамповок и сварных конструкций для машиностроения.

В указанной структуре отрасли наиболее сложным представ­ляется машиностроение. В него входят важнейшие подотрасли: машиностроение для межотраслевых производств (электронная и ра­диопромышленность, приборостроение, станкостроительная и ин­струментальная, подшипниковая промышленность и др.); произ­водство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно-дорожное, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслей промышленности (энергетиче­ское, металлургическое, горно-шахтное и горнорудное, химическое машиностроение, производство технологического оборудования для текстильной промышленности и др.); для непроизводственной сфе­ры (коммунальное машиностроение, производство бытовых прибо­ров и машин, военная техника и др.).

По стадиям технологического процесса машиностроение можно подразделить на заготовку, механическую обработку и сборку.

По металлоемкости, трудоемкости и энергоемкости принято вы­делять тяжелое, общее и среднее машиностроение. Тяжелое машино­строение отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью. Оно включает производство металлоемких и крупногабаритных изделий.

Для общего машиностроения характерны средние нормы потреб­ления металла, энергии, невысокая трудоемкость. В основном это про­изводство оборудования для отдельных отраслей промышленности.

Общее и среднее машиностроение схожи между собой и четко выраженных закономерностей в географии не имеют.

Все отрасли можно классифицировать по хронологическому при­знаку: (хронологическая классификация):

1) новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX в. Преж­де всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, робототехника, ракетно-космическая промышленность

и др.;

2) новые отрасли, которые появились во второй половине XIX в. и первой половине XX в.: авиа- и автотранспортная техника, парово-зо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочис­ленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др.;

3) старые отрасли, сформировавшиеся еще в XVIII в. и первой половине XIX вв.: производство металлических изделий для первич­ных отраслей экономики (сельского хозяйства, добывающей промыш­ленности).

Машиностроение отличается от других отраслей промышленно­сти целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшая из них — наличие общественной потребности в продук­ции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производ­ства или возможности поставки конструкционных материалов и элек­троэнергии.

Наши рекомендации