Этапы выполнения заданий самостоятельной работы

- определение целей самостоятельной работы;

- конкретизация поставленной задачи;

- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;

- выбор путей и средств для решения поставленной задачи;

- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;

- реализация программы выполнения самостоятельной работы;

- самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, их корректировка;

- определение причин и устранение выявленных ошибок.

Организуя свою самостоятельную работу по дисциплине «Методы принятия управленческих решений» студенты должны выявить рекомендуемый режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса «Методы принятия управленческих решений», практических и/или семинарских занятий, лабораторных работ (практикумов), и практическому применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной работы, по использованию информационных технологий и т.д.

Прежде всего, студент обязан ознакомиться с указанным в методическом материале по дисциплине «Методы принятия управленческих решений» перечнем учебно-методических изданий, рекомендуемых студентам для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы, а также с методическими материалами на бумажных и/или электронных носителях, выпущенных кафедрой своими силами и предоставляемые студентам во время занятий: рабочие тетради студентов; наглядные пособия; глоссарий (в словаре терминов по тематике дисциплины); тезисы лекций, раздаточный материал и др.

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике.

Задания для самостоятельной работы содержатся в специальных методических пособиях по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

Следует учитывать, что задания по самостоятельной работе могут быть оформлены в виде таблицы с указанием конкретного вида самостоятельной работы:

конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;

работа с нормативными документами и законодательной базой;

поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;

выполнение контрольных работ, творческих (проектных) заданий;

написание рефератов (эссе);

работа с тестами и вопросами для самопроверки;

моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций ситуации;

обработка статистических данных, нормативных материалов;

анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Самостоятельная работа по изучению дисциплины «Методы принятия управленческих решений» должна носить систематический характер, быть интересной и привлекательной для студента.

Организуя самостоятельную работу, студент должен учитывать, что результаты контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (экзамен). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.

В самостоятельную работу включена подготовка рефератов, доклада и презентации по теме реферата.

Целью написания реферата является выработка навыков и умений краткого изложения в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы.

В начале учебного процесса после вводной лекции, в которой указывается структура и общее содержание дисциплины, проблемы и практическая значимость, студентам предлагается перечень тем рефератов в рамках существующих проблем данной дисциплины, из которого студенты выбирают тему реферата. Студент может предложить свои индивидуальные темы в рамках общей тематики. Темы рефератов должны быть современными, проблемными и профессионально ориентированными, требующей самостоятельной творческой работы студента и при необходимости использования практического материала.

Студенты готовят текст реферата и делают по нему презентацию доклада, который представляют в группе. Обсуждение доклада происходит с участием всех студентов группы. Такая активная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, активности мышления, умений вести дискуссию, аргументировано отвечать на вопросы, анализировать и синтезировать изучаемый материал. Доклады и обсуждения презентаций студенческих работ рекомендуется проводить в рамках аудиторного и внеаудиторного времени (конференций, круглых столов, деловых игр и других видов научно-учебной работы). Качество реферата (его структура, полнота изложения, новизна материала, количество используемых источников научной и учебной литературы, степень оригинальности и инновационности предложений, обобщений и выводов), а также уровень качества доклада (последовательность, убедительность, использование специальной терминологии и др.) учитываются в системе балльно-рейтингового контроля и рубежной аттестации по дисциплине.

Темы рефератов

  1. История становления теории принятия решений.
  2. Вклад виднейших теоретиков и практиков управления в теорию принятия решений.
  3. Условия реализации управленческих решений в современном мире.
  4. Управленческое решение как организационный процесс.
  5. Управленческое решение как главная функция деятельности руководителя.
  6. Управленческое решение как продукт интеллектуальной деятельности.
  7. Управленческие решения в системе бизнес-процессов.
  8. Преимущества и недостатки индивидуальных и коллективных управленческих решений.
  9. Стили принятия решений.
  10. Системы поддержки принятия решений.
  11. Применение социально-экономического прогнозирования при подготовке решений.
  12. Организационно-правовое, кадровое и финансовое обеспечение принятия управленческих решений.
  13. Учет влияния внешних факторов при принятии управленческих решений.
  14. Роль руководителя и делегирование полномочий при принятии управленческих решений.
  15. Технологические виды ответственности руководителя при принятии управленческих решений.
  16. Гуманитарные виды ответственности руководителя при принятии управленческих решений.
  17. Модели принятия управленческих решений.
  18. Реализация модели принятия решений В. Врума.
  19. Описание модели процесса подготовки и принятия управленческих решений в российской компании, формулирование предложений по ее совершенствованию.
  20. Применение математических моделей для распределения ресурсов и достижения компромиссов в процессе подготовки управленческих решений.
  21. Особенности деятельности высших органов управления компании в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений.
  22. Использование программных продуктов при принятии управленческих решений.
  23. Управление проектами как особый вид процесса принятия управленческих решений.
  24. Практика применения экспертных оценок в процессе генерирования альтернативных вариантов решений.
  25. История применения эвристических методов в подготовке и реализации управленческих решений.
  26. Примеры эвристического решения управленческих проблем в российских и зарубежных компаниях.
  27. Логические и эвристические методы решения проблем: преимущества и недостатки.
  28. Описание методов коллективного принятия решений.
  29. Имитационные методы принятия решений.
  30. Организационно-психологические предпосылки качества решений.
  31. Типичные ошибки менеджера, снижающие качество решений и практические рекомендации по повышению его качества.
  32. Направления оценки эффективности реализации индивидуальных и групповых управленческих решений.
  33. Экономическая оценка эффекта от принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности.
  34. Кризисы в принятии управленческих решений и борьба с ними.
  35. Применение новейших психотехнологий в процессе принятия управленческих решений.
  36. Управление конфликтами в процессе принятия управленческих решений.

Допуск к экзамену осуществляется по результатам набранных баллов в рамках балльно-рейтинговой системы, при этом минимальное количество баллов не должно быть ниже – 35. В случае набора баллов меньше указанного количества, студент не допускается к сдаче предмета в зачетно-экзаменационную сессию. Студенту предоставляется возможность отработки пропущенных занятий и набора недостающего количества баллов в соответствии с «Положением о балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в Южно-Российском институте управления – филиале РАНХиГС».

Наши рекомендации