Меры ответственности установлены и Законом № 2034-ХИ
Так, ст. 5 этого документа запрещает и признает в установленном порядке неправомерной деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, в т.ч. совместно с другими хозяйствующими субъектами, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей посредством:
- изъятия товаров из обращения, ограничения производства, имеющих целью создание
или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованного и преднамеренного повышения или снижения цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост
или падение;
- установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов.
· 3. Регулирование цен на товары, производимые и реализуемые субъектами естественных монополий
Естественная монополия -- система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства(в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами,в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.
Субъект естественной монополии -- юридическое лицо Республики Беларусь, осуществляющее производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии (ст. 1 Закона № 162-З).
В соответствии со ст. 3 Закона № 162-З, сферами деятельности субъектов естественных монополий признаются:
· транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
· транспортировка газапо магистральным и распределительным трубопроводам;
· передача и распределение электрической и тепловой энергии;
· централизованное водоснабжение и водоотведение;
· услуги электрической и почтовой связи общего пользования;
· услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;
· услуги транспортных терминалов, аэропортов;
· обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.
·
· Механизм регулирования цен на товары,(работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, базируется на ведении Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр субъектов естественных монополий, на основании Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года "О естественных монополиях",
· путем установления:
· фиксированных цен (тарифов);
· предельных цен (тарифов) и порядка их определения и применения.
· Фиксированная цена (тариф) -- регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине;
· Предельная цена (тариф)-- регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами;
· Установление фиксированных отпускных цен :
· – на основные виды топливно-энергетических ресурсов (нефть сырая собственной добычи (для государственных нужд) и нефтепродукты, вырабатываемые из нее и реализуемые потребителям по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь);
· – на газ природный и сжиженный;
· – на электрическая и тепловая энергия;
· – на лекарственные средства, производимые предприятиями республики (по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь);
· – на драгоценные металлы в изделиях и ломе, скупаемые у физических лиц;
· – на услуги связи, оказываемые населению и юридическим лицам;
· – на перевозку пассажиров, грузов и багажа железнодорожным и автомобильным транспортом;
· – на коммунальные услуги населению.
·
· Выбор конкретного способа регулирования цен (тарифов) определяется органами государственного управления исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в Республике Беларусь.
·
·