Предмет статистики и ее теоретические основы
Каждый экономист должен понимать статистические данные, уметь пользоваться ими в своей работе, в совершенстве владеть методами экономико-статистического анализа и делать правильные выводы по его результатам.
Иногда статистику рассматривают как универсальную или методологическую науку – как теорию, в которой последовательно излагаются статистические методы, равным образом применимые как к анализу общественных, так и природных явлений. В этом смысле понятие «статистики» сливается с математической статистикой, в основе которой лежит теория вероятностей.
Так, согласно руководству Евростата «Области изучения и сферы подготовки» (1999 г.), под изучением статистики (код 462) понимают «изучение сбора, описания, организации и анализа цифровых данных». При этом статистика вместе с математикой (код 461) входит в состав области образования с кодом 46 «математика и статистика» в Международной стандартной классификации образования (МСКО, ISCED-97).
В рамках изучения статистики входят программы по актуарной науке (страховой статистике), математической (теоретической) статистике, теории вероятности, прикладной статистике, плану обследования, выборочным обследованиям. При этом изучение демографических исследований исключено из этой области и включено в область 312 «Социология и изучение культуры».
Мы считаем, что понимание статистики как некоей универсальной науки (в узком смысле слова) больше подходит к общей теории статистики, несмотря на то, что она в первую очередь предназначена для количественного изучения общественных явлений.
В курсе общей теории статистики излагаются основные категории, принципы статистической науки, научные основы методов сбора, обработки и анализа статистических данных. В ходе своей деятельности специально обученный статистический персонал руководствуется определенными положениями и правилами, установленными статистической наукой.
Учитывая, что статистика связана с изучением социально-экономических явлений и процессов, определимстатистику как самостоятельную общественную науку(в широком смысле слова).Как и любая наука,она имеет свой предмет исследования и свои специфические методы.
Предмет статистики.Статистика изучает с количественной стороны качественное содержание массовых общественных явлений.
Данное определение раскрывает три особенности статистики:
1) статистика не универсальная наука, сводящаяся к математической статистике, а наука, изучающая общественные явления;(тем не менее, мы согласны с теми учеными, которые под статистикой как универсальной наукой имеют в виду только общую теорию статистики, по существу сливающейся с математической статистикой);
2) качественное содержание общественных явлений изучается с количественной стороны;
3) статистика изучает массовые общественные явления, т.е. статистика исследует множества, количественно характеризуя их по разным признакам. Она имеет дело с такими категориями, как статистическая совокупность, вариация, варьирующие признаки, статистические закономерности, закон больших чисел.
Поскольку статистика – это общественная наука, то ее теоретической основой, как и других общественных наук, служит экономическая теория и философия.
Статистика и экономическая теория. Статистик должен быть хорошим экономистом, чтобы правильно понимать сущность явлений, которые он изучает.
Базируясь на передовой экономической теории, статистик осуществляет научное обобщение в статистической сводке совокупности факторов и их целесообразное разграничение и объединение в группы. Именно знание законов общественного развития определяет те показатели, группировки и классификации, с помощью которых статистика будет давать конкретную цифровую характеристику общественных явлений.
И, наоборот, статистика дает новую сумму фактов, обобщенных в виде статистических закономерностей, которые позволяют развивать экономическую теорию.
Следует отметить также, что основой демографической статистики является также демография, или наука, изучающая население.
Статистика и философия.Общие законы диалектического и исторического материализма лежат в основе статистической методологии.
Одно из требований диалектического метода познания – рассмотрение всех явлений не изолированно друг от друга, а во взаимной связи. В метафизике природа и общество рассматриваются как случайное скопление предметов и явлений, оторванных друг от друга. Статистика рассматривает факты, относящиеся к данному явлению, в их целостности, связи и взаимообусловленности, вскрывая причинные связи.
Другая черта диалектического метода познания – рассмотрение всех явлений природы и общества в непрерывном развитии. Явления должны рассматриваться не только во взаимной связи и обусловленности, но и с точки зрения их движения, изменения, развития, с позиции их возникновения и исчезновения. Статистика рассматривает все общественные явления в их исторической обусловленности, а полученные статистические характеристики – как исторические, присущие данному способу производства. Эта черта диалектического метода имеет очень важное значение для всех разделов статистики и особенно для методов изучения динамики, метода средних величин и метода группировок.
Статистика опирается также на диалектический закон перехода количества в новое качество. Развитие рассматривается как переход от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям коренным, качественным. Также диалектически в статистике употребляются такие понятия, как случайное и необходимое, единичное и массовое, индивидуальное и общее.
Закономерность массовых общественных процессов и явлений.Обобщая характеристики массовых общественных явлений, статистика выявляет с их помощью определенные закономерности, проявляющиеся в определенном порядке расположения, соотношения или изменения статистических данных. Они могут быть следующих видов:
1) закономерности развития (динамики) явлений(например, динамика численности населения, объемов производства, уровня жизни населения, себестоимости продукции и т.д.);
2) закономерности изменения структуры явлений(например, доли городского населения в его общей численности; доли отраслей в промышленности, обеспечивающих технический прогресс; удельного веса отельных продуктов в потреблении населения);
3) закономерности распределения единиц внутри совокупности(распределение населения по возрасту, распределение численности покупателей в магазинах по часам и т.д.);
4) закономерности связного изменения разных варьирующих признаков в совокупности(зависимость урожайности от количества внесенных удобрений, уровень квалификации рабочих в зависимости от стажа работы и т.д.).
Обобщающие статистические данные образуются под воздействием сложного комплекса причин, одни из которых являются основными, общими для всех единиц совокупности, а другие носят сугубо индивидуальный (случайный для всей совокупности) характер. В обобщающих статистических показателях, исчисленных на основе массового наблюдения, сглаживаются последствия, порожденные этими индивидуальными причинами, и отчетливо проявляются следствия, обусловленные общими для всей совокупности причинами. В этом проявляется действие закона больших чисел.
Закон больших чисел требует достаточно большого числа наблюдений для того, чтобы статистические характеристики были типичны и свободны от влияния случайных факторов. Например, подмечено, что на 100 девочек рождается 105–107 мальчиков, что является проявлением определенного биологического закона.
Методы статистики
Метод статистики (статистическая методология)– это совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Метод статистики включает в себя три группы методов: метод массовых наблюдений, метод группировок, метод обобщающих показателей. Статистическое исследование проходит в три этапа:
1) На первом этапе с помощью метода массовых наблюдений собирают первичные статистические данные. Основное содержание этого этапа заключается в получении данных, характеризующих каждую единицу наблюдения.
2) На втором этапе статистического исследования собранные данные подвергаются первичной обработки, сводке и группировке. Метод группировок позволяет выделить однородные совокупности, разделить их на группы и подгруппы. Сводка – это получение итогов по совокупности в целом и отдельным ее группам и подгруппам. Результаты группировки и сводки излагаются в виде статистических таблиц. Основное содержание этого этапа заключается в переходе от характеристик каждой единицы наблюдения к сводным характеристикам совокупности в целом или ее групп.
3) На третьем этапе полученные сводные данные анализируются методом обобщающих показателей (абсолютные, относительные и средние величины, показатели вариации, индексные системы, методы математической статистики, табличный метод, графический метод и др.) Основное содержание этого этапа заключается в выявлении взаимосвязей явлений, определении закономерностей их развития и осуществлении прогнозных оценок.