Прогнозирование уровня инвестиционой деятельности и капитального строительства
Инвестиционная политика – это совокупность хозяйственных решений, определяющих источники, размеры, структуру, основные направления инвестиций, меры по их концентрации на важнейших участках экономического развития и эффективному использованию. Объектом инвестиционной политики является весь комплекс отраслей народного хозяйства, обеспечивающий воспроизводственный процесс и научно-техническое развитие.
Государственная инвестиционная политика – это форма поведения властных структур, подчиненная достижению научно-обоснованных целей и рассчитанная на определенный период времени. Формализация целей происходит через стратегические установки, а их реализация осуществляется путем использования тактических приемов. Инвестиционной политики присущи, следовательно, свои стратегия и тактика, являющиеся ее составными и взаимосвязанными элементами.
Под инвестиционной стратегией следует понимать важнейшие цели и задачи, которые достигаются и решаются путем расходования в определенных направлениях инвестиционных средств. Стратегические цели инвестиционной политики определяются исходя из анализа макроэкономической ситуации в стране. В обосновании выбора лучшего из всех возможных вариантов стратегических целей и состоит главная трудность в управлении инвестициями, в формировании соответствующей политики.
Тактические цели инвестиционной политики реализуются через конкретное распределение государством инвестиционных ресурсов между различными субъектами экономики.
В условиях рыночных отношений государственная инвестиционная политика охватывает инвестирование из средств бюджета. При этом государство должно решать, каковы допустимые пределы, в которых оправдано его прямое вмешательство в инвестиционный процесс, и каким именно образом оно должно осуществляться, чтобы не ослаблялась, а, напротив, усиливалась стимулирующая функция рыночных механизмов.
Преодоление инвестиционного спада предполагает формирование активной инвестиционной политики, в большей мере соответствующей особенностям современного состояния экономики.
Выделим ряд принципов, которые должны лежать в основе такой инвестиционной политики.
1. Усиление координации Федеральной инвестиционной политики и региональных инвестиционных программ с целью обеспечения оптимального уровня децентрализации инвестиционного процесса, повышения роли региональных и внутренних источников накопления для финансирования инвестиционных проектов.
2. Государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной и платной основе.
3. Создание мотивационного механизма привлечения крупных ресурсов для формирования финансовой базы инвестирования на возвратной основе.
4. Размещение централизованных инвестиций и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе с предварительной экспертизой каждой инвестиционной программы.
5. Определение государственных приоритетов инвестиционной политики.
6. Последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем повышения роли частного сектора в инвестировании экономики.
7. Значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в том числе с привлечением капиталов частного бизнеса и иностранных инвесторов.
8. Использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов.
9. Совершенствование законодательной и нормативной базы с целью привлечения иностранных инвестиций.
Кроме того, активизация инвестиционной политики и повышение эффективности инвестиций предполагает решение и ряда других вопросов:
1. Необходимо осуществить значительное сокращение продолжительности инвестиционного цикла, особенно строительства. Необходимо осуществить прогрессивные изменения структур капитальных вложений: отраслевой, воспроизводственной, технологической.
2. Следует ориентировать инвестиционную политику на сокращение доли ручного труда в промышленности и строительстве.
3. Необходимо значительно повысить качество вводимых в эксплуатацию объектов путем повышения технического уровня проектно-изыскательских работ и качества строительства.
4. Больше внимания необходимо уделять экологическим мероприятиям и т.д.
В широком понимании строительный комплекс охватывает все предприятия и отрасли народного хозяйства, которые выступают в виде заказчиков, поставщиков оборудования, механизмов и строительных материалов, финансово-кредитную и банковскую систему, научно-исследовательские и проектные организации и непосредственно само население.
В узком понимании строительный комплекс включает только отрасли строительной индустрии и промышленности строительных материалов, проектные и научно-исследовательские организации, без фондосоздающих отраслей (машиностроения, металлургии и др.).
По своей сути строительный комплекс является межотраслевым, так как он обслуживает все отрасли народного хозяйства и использует их продукцию в своей деятельности.
Под потенциалом строительного комплекса понимается совокупность показателей определяющих его возможность качественно и в заданные сроки удовлетворять запросы потребителей в необходимой им строительной продукции. Среди этих показателей выделим следующие:
1) кадровые, к которым относят количество и качество рабочей силы и специалистов, занятых на строительно-монтажных работах в подсобном производстве;
2) показатели материально-технической оснащенности строительно-монтажных организаций;
3) показатели финансового, экономического и научно-технического саморазвития;
4) организационно-управленческие показатели, характеризующие возможность адаптации строительных организаций к рыночным условиям;
5) показатели уровня развития проектной сферы в области строительства;
6) показатели системы информации в сфере рынка труда, рынка подрядных работ, инвестиций и др.
Требуется принятие комплекса мер, способных эффективно развивать строительный комплекс и повысить его мобилизационную готовность до необходимого уровня. В числе таких мер могут быть следующие:
1. Выработка целостной концепции развития всего инвестиционного комплекса, исходя из ближайших и перспективных национальных интересов. Известно, что существует тесная связь между объемами строительного и промышленного производства: спад промышленного производства ведет к сворачиванию строительства и наоборот. Кроме того, требуется значительно усилить координацию деятельности основных звеньев инвестиционного комплекса: изыскательских работ, проектирования, добычи и переработки минерального сырья, обеспечение оборудованием и транспортом, строительства объектов.
2. Обоснование наиболее результативных направлений использования ограниченных ресурсов централизованных капитальных вложений.
3. Интенсификация рыночных механизмов, их инфраструктурных составляющих (банков, бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний), а также институциональных финансовых структур, создаваемых на основе привлеченных средств населения (ипотечных банков, негосударственных пенсионных фондов, спецжилсчетов и др.).
4. Пересмотр ранее принятых, но не работающих законов и указов в сфере инвестиций и стимулирования инвестиционной деятельности.
5. Использование новых возможностей хозяйственной и финансовой самостоятельности субъектов РФ, а также преимуществ свободных экономических зон в направлении активизации инвестиционной деятельности.
6. Ускорение темпов НТП в строительном производстве, увеличение объема перспективных исследований и разработок, обновление и техническое перевооружение парка строительных машин, широкое использование лизинговых операций, в том числе и с зарубежными странами.