Понятие рынка и его функции
Функционирование современной экономики нельзя осуществлять без использования рыночных механизмов. Рынок является определенной формой взаимоотношений между хозяйствующими субъектами.
Рынок – это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда. Такие отношения носят общественный (социальный) характер и поэтому называются социально-экономическими. Полезность или значимость труда изготовителя товара получает окончательное признание только тогда, когда товар кем-то куплен и за него заплачены деньги (или он обменен на другой товар). В противном случае такой товар и труд признается ненужным.
Необходимость перехода отрасли к рыночным отношениям диктуется тем, что только на рынке обнаруживается, какие условия производства являются общественно необходимыми и определяют величину стоимости товаров, формируют рыночную цену. Через рынок происходит возмещение издержек производства и обеспечивается получение прибыли, создаются стимулы снижения себестоимости, улучшения качества выпускаемой продукции.
В экономической теории отмечаются следующие преимущества рынка перед административно-плановыми методами управления экономикой:
1) на рынке каждый товаропроизводитель имеет равные со всеми другими производителями возможности для реализации произведенной продукции, то есть становится равноправным экономическим партнером;
2) каждый потребитель (покупатель) также получает равные со всеми другими покупателями возможности приобретения необходимых ему товаров: средств производства, предметов потребления и т.д.;
3) только на рынке при помощи товарно-денежных, рыночных отношений определяются, как указывалось выше, общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции. И за эти общественно необходимые затраты покупатель голосует своими деньгами. Голосует самым демократическим образом, поскольку в этом голосовании принимает участие каждый;
4) именно рынок выявляет все реально существующие в обществе и постоянно изменяющиеся потребности и, главное, ориентирует товаропроизводителей на их удовлетворение. Общество не имеет иного, более совершенного экономического механизма, реализующего данную функцию;
5) рынок является наиболее демократической формой влияния потребителя на производителя; степень такого влияния определяет эффективность функционирования общественного производства.
Таким образом, рынок обеспечивает свободу действий потребителей и предпринимателей, эффективное распределение ресурсов, лучшее использование достижений научно-технического прогресса, гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям, более полное удовлетворение потребностей общества. Его преимущество состоит также в том, что рыночный механизм содержит встроенные стимулы к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
Вместе с тем рынок имеет и негативные стороны:
· приводит к значительной дифференциации в уровне жизни различных слоев населения, никому не гарантирует право на труд, порождает безработицу;
· не способствует сохранению невоспроизводимых природных ресурсов и не имеет встроенного экономического механизма защиты окружающей среды;
· не может регулировать использование глобальных ресурсов (например, рыбных богатств океана);
· не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, а также услуг, в которых нуждается любой человек и от которых невозможно получать прибыль (образование, здравоохранение, оборона, охрана природы, наука, культура и т.д.);
· подвержен макроэкономической нестабильности (не содержит защитных механизмов, препятствующих кризисам и инфляции).
Функции рынка:
Информационная функция заключается в том, что через постоянно меняющиеся цены и процентные ставки за кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые востребованы обществом. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Посредническая функция рынка позволяет экономически обособленным производителям налаживать деловые контакты и обмениваться результатами своей деятельности.
Ценообразующая функция. На каждый конкретный рынок обычно поступают продукты и услуги одного назначения, но произведенные при разных уровнях материальных и трудовых затрат. При этом признаются лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Тем самым формируется цена, отражающая общественную стоимость товара.
Регулирующая функция рынка связана с его воздействием на различные сферы экономики и, прежде всего, на производство; фактически он указывает, что, для кого и как производить.
Санирующая функция. Рыночная система по самой своей природе беспощадна к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым. Это повышает эффективность экономики в целом, но в определенных случаях требует вмешательства государства для защиты отраслей, жизненно важных для страны.