Рабочая поза и правильная организация рабочего места

Характерной особенностью во время занятий является сидячая лоза в течение 6 — 8 часов. При этом голова наклонена вниз и удерживается в таком положении усилием затылочных мышц. Нервные центры, соответствующие этим мышцам, утомляются в первую очередь. Поэтому самым ранним признаком умственного утомления является ослабление тонуса шейных мышц -— голова опускается, это затрудняет работу глаз. Позвоночник согнут вперед и несколько влево при письме. Уменьшается экскурсия ребер; сни­жается объем вдыхаемого воздуха. Кроме того, при длительном си­дячем положении в нижних частях легких, органах брюшной полости и нижних конечностях происходит застой крови, что также снижает работоспособность организма и, прежде всего, головного мозга.

При правильной посадке человек опирается стопами о пол или подставку, большая часть бедра лежит на скамье, бедро и голень составляют прямой угол, туловище имеет опору в поясничной об­ласти позвоночника, при письме оба предплечья слегка опираются о стол, горизонтальные линии плеч, лопаток и глаз параллельны краю стола, голова несколько наклонена, глаза находятся на рас­стоянии 25 — 30 см от предметов работы, туловище придвинуто к столу на расстояние 3 см (толщина ладони).

В процессе занятий (чтения) большая нагрузка приходится на зрительный анализатор. Глазам читателя приходится различать большое количество мелких частичек букв. Возьмем, к примеру, букву «Н». Если всмотреться в нее, то окажется, что она состоит из семи черных черточек и двух белых просветов. Подсчитано, что для прочтения примерно трех строчек книжного текста глазу приходит­ся различить 1180 мелких черных и белых деталей. При чтении глаза находятся в постоянном движении — от левого края к правому и от строчки к строчке. Это движение осуществляется с помощью глазных мышц. Поэтому так важно беречь органы зрения и созда­вать благоприятные условия для их работы. Обычно большая часть времени, отводимого для самостоятельной работы, приходится на вечерние часы при искусственном освещении.

Установлено, что при хорошем освещении умственная работа протекает с меньшим напряжением, и человек к концу дня чувствует себя менее уставшим. Напротив, недостаточное и неравномерное освещение приводит к быстрому утомлению глаз и человек испы­тывает чувство общего утомления. К сожалению, не всегда студен­ты правильно определяют причину этой усталости и относятся к ней как к фактору, не зависящему от освещения. Освещенность на рабочем месте должна быть не менее 150 люкс.

Особенно важно, чтобы источник искусственного освещения не слепил глаза. Так как обычно источники искусственного освещения обладают значительной яркостью, то они должны иметь специаль­ную осветительную арматуру. Светильник следует располагать сле­ва, чтобы не создавалось теней на рабочей поверхности. Большое значение для предупреждения утомления глаз имеет равномерность освещения в помещении. Глаз обладает способностью приспосаб­ливаться к определенной яркости. Если в результате неравномерно­го освещения взгляд переводится из более освещенной точки в ме­нее освещенную, то глаз должен адаптироваться. При необходимо­сти частой адаптации наступает утомление. Наряду с местным ос­вещением на рабочем столе должно быть общее освещение поме­щения.

Как и любой работающий орган в процессе умственного труда клетки головного мозга утомляются. Поэтому труд следует чередо­вать с разумным отдыхом. Рекомендуется делать перерывы в заня­тиях через каждые 50 — 60 минут на 10 минут. После 3 — 4 часов умственного труда следует делать часовой перерыв.

Исследованиями установлено, что, если работающий орган вре­менно прекращает работу и находится в состоянии покоя, а другой, неутомленный орган, в это время работает, работоспособность утом­ленного органа восстанавливается быстрее. Вот почему отдых должен быть активным. Так, во время коротких перерывов необходимо снять мышечное напряжение, обусловленное скованным положением тела во время умственной работы. Рекомендуется походить, размяться, можно откинуться на спинку стула и расслабить мускулатуру. Для отдыха глаз надо посмотреть вдаль. Активный отдых нужен в конце рабочего дня, в воскресный день, во время каникул.

Наблюдения показывают, что 83% суточного времени студентов приходится на статические виды деятельности и лишь 17% на динамические. Такой малоподвижный образ жизни приводит к значи­тельному ухудшению функциональных возможностей организма и, прежде всего, мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой сис­тем. Так, динамические наблюдения за состоянием здоровья сту­дентов показали, что, начиная с III курса, ряд функциональных показателей (жизненная емкость легких, мышечная сила рук и ста­новая сила) снижаются.

Многие студенты живут в общежитии, и здесь должен быть ус­тановлен единый для всех режим труда и отдыха. В комнате могут жить люди разного темперамента, здоровья, жизненного уклада. Например, один может спать при свете и под звуки радио, а для другого это — настоящее страдание. В такой обстановке необходи­мо проявлять уважение и заботу друг о друге. Единый режим со­храняет энергию, силы, нервную систему.

Для быстрого включения в работу и концентрации внимания большое значение имеет постоянство места работы. Привычка к месту работы играет такую же роль, как и привычка к определен­ному времени работы. Если обстановка в общежитии или дома не позволяет продуктивно работать, надо выбрать себе место в читаль­ном зале, в рабочей комнате и постоянно заниматься там. Необхо­димо поддерживать строгий порядок в записях, бумагах, книгах. Для каждой вещи должно быть свое определенное место.

Наши рекомендации