Функция полезности домохозяйства описывается формулой
и(С,,С2) = С*'* х С2"3,
Где Cj — потребление в текущем году;
С2 — потребление в будущем году.
Доход домохозяйства в текущем и будущем году составит 20 тыс.
долл. Ставка процента — 10%. Будет ли домохозяйство в текущем
году сберегать или пользоваться кредитами и в каком объеме?
Quot;Повышение ставки процента на депозиты вдвое не привело
к ощутимому росту сбережений домохозяйств". Возможно ли
Такое, и если да, то почему7
Глава 11. Общее равновесие
И экономическая эффективность
В предыдущих темах мы изучали различные аспекты рыночной
экономики: поведение потребителя и деятельность фирмы, рынки
Потребительских товаров и рынки факторов производства.
При этом в центре внимания было частичное равновесие {partial
Equilibrium) — равновесие, складывающееся на отдельном рынке.
Однако в реальной действительности рынки взаимосвязаны, цены
Одних экономических благ влияют на цены других. Рынок, как и
Человеческий язык, возникает в процессе взаимодействия (общения).
Поэтому отдельный товар, вырванный из этого контекста взаимосвязи,
не может быть "истинным товаром", соответствующим
Своей товарной природе.
Предметом исследования данной темы является общее равновесие
(general equilibrium) — равновесие, возникающее в результате
Взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или
Предложения на одном рынке влияет на равновесные цены и объемы
Продаж на всех рынках. Поэтому задача данной темы — анализ
Рыночной экономики как целого, исследование взаимодействия
И взаимозависимости ее частей. При этом решаются три основных
вопроса:
Способствует ли рыночный механизм достижению общего
равновесия и каким образом?
Является ли эффективное равновесие единственным или
возникает ряд вариантов цен, которые отвечают этому требованию?
3. Будет ли это эффективное общее равновесие устойчивым?
Анализ общего равновесия
--.,. Достижение общего равновесия — результат
Общее равновесие „ ^ г J
^ г воздействия изменения на одном рынке на все
Другие рынки, в том числе и на тот рынок, с которого началось
движение. В этом взаимодействии на передний план выходят взаимозависимость
(взаимодополняемость и взаимозаменяемость) различных
Товаров. Поэтому простейший анализ должен включать как
минимум четыре этапа' 1) первичное изменение, 2) рынки взаимоза-
Меняющих товаров, 3) рынки взаимодополняющих товаров, 4) эффект
Обратной связи.
Рассмотрим условный пример с ростом цен на автомобили.
Допустим, что цена на автомобиль поднялась с 7000 до 10 000 долл.
Это вызовет снижение продаж с 20 млн до 15 млн. автомобилей в год
(рис. 11—1а). Падение спроса на автомобили отразится на спросе на
Бензин. Он сократится с 12 млн. до 10 млн. л в день Это приведет к
падению цены бензина с 50 до 40 центов за литр (рис. 11—16)
Глава 11. Общее равновесие и экономическая эффективность
Цена автомобиля,
Долл. за шт.
А)
.уЧ ч/\\ -A[--V /^UKi^ * ^ ^ i • i
! > I i i J
i ' !
^ s
\и
Цена бензина,
Долл. за литр б)
Млн автомобилей
В год
Цена мотоцикла,
Долл. за шт
Млн. литров
В день
В) биля,
U
Долл.
л^ \?
Г)
/ S
\ ч D'
Млн. мотоциклов
В год о 100 120 млн. услуг
В год
Рис. 11—1. Взаимосвязь рынков в экономике: эффект обратной связи
Рост цен на автомобили заставит многих отказаться от покупки
Нового автомобиля и обратить свои взоры на товары-заменители.
Не исключено, что высокая цена на автомобиль расширит спрос
На мотоциклы и заставит дольше эксплуатировать старые машины.
Допустим, спрос на мотоциклы возрастет с 50 млн. до 60 млн. мотоциклов
в год (рис. 11—1в). Это поднимет цену мотоцикла в среднем
С 1000 до 1100 долл.
Более длительное использование старых автомобилей приведет
К росту цены услуг по ремонту вследствие увеличения спроса
На такие услуги. Их число возрастет со 100 млн. до 120 млн. в год, а
цена на них в среднем поднимется с 400 до 500 долл. (рис. 11—1г).
В результате более широкого использования старых автомобилей
И расширения спроса на мотоциклы спрос на новые автомобили