Тема 9. Управление региональным развитием
Задание1: Укажите правильный вариант ответа:
К функциям регионального управления относят:
A. функции накопления;
B. функции сбережения;
C. функции восстановления;
D. функции закрепления;
E. функции анализа и планирования.
Стратегический план регионального развития предполагает:
A. определение приоритетов экономики в текущем году;
B. определение приоритетов экономики на долгосрочную перспективу;
C. определение приоритетов экономики на следующее полугодие;
D. определение приоритетов экономики на следующий год;
E. определение приоритетов экономики на краткосрочную перспективу.
К разновидностям целевых региональных программ относят:
A. программы маркетинга малых предприятий;
B.социальные программы, предусматривающие меры по социальной поддержке населения;
D.бизнес - планы промышленных предприятий;
E. программы политических партий и течений.
Термин «стагнация экономики» означает:
A. состояние экономики, характеризующееся высокими темпами развития производства;
B.состояние экономики, характеризующееся застоем экономической деятельности;
C. пере специализацию экономики;
D. увеличение числа безработных;
E. увеличение числа состоятельных граждан.
Задание 2. Обоснуйте экономические показатели для расчета синтетического взвешенного индекса экономического уровня развития региона
Задание 3. Используя данные таблицы, определите отрасли промышленной специализации регионов - А и Б.
Показатели производства продукции по отраслям промышленности, млн. руб.
Показатели | По стране в целом | По регионам | |
А | Б | ||
1.По всем отраслям промышленного производства | |||
2.Машиностроение | |||
3. Легкая |
Задание 4. Используя данные таблицы, рассчитайте значение коэффициентов отраслевой концентрации и отраслевой диверсификации
Отрасли экономики | Характеристика занятых | |||
По РФ в целом | В Волгоградской области | |||
Тыс. чел | Отн. .доля,% | Тыс. чел | Отн. доля,% | |
Промышленность | 0,22607925 | 257,6 | 0,24650718 | |
Сельское хозяйство | 0,13011644 | 151,1 | 0,1445933 | |
Лесное хозяйство | 0,00371539 | 2,9 | 0,00277512 | |
Строительство | 0,07775895 | 62,5 | 0,05980861 | |
Транспорт | 0,06434312 | 73,8 | 0,07062201 | |
Связь | 0,01355574 | 14,9 | 0,01425837 | |
Торговля и общественное питание | 0,14645483 | 178,9 | 0,17119617 | |
Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения | 0,05156466 | 60,3 | 0,05770335 | |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 0,07000171 | 76,2 | 0,07291866 | |
Образование | 0,09126805 | 93,4 | 0,08937799 | |
Культура и искусство | 0,01778413 | 0,015311 | ||
Наука и научное обслуживание | 0,01867023 | 6,5 | 0,0062201 | |
Страхование, финансы и кредит | 0,01153481 | 9,2 | 0,00880383 | |
Другие отрасли | 0,07715267 | 41,8 | 0,04 | |
Итого |
Тема 10. Региональная политика государства на современном этапе.
1. Изучите соотношения движущихся сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия.
2. Изучите соотношение общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой.
3. Изучите программу выравнивания уровня развития регионов РФ.
Тема 11. Анализ и диагностика региональной экономики
1. Изучите задачи анализа и диагностики в системе регионального управления экономикой.
2. Определите основные макроэкономические показатели развития региона.
3. Изучите современные социально-экономические индикаторы уровня и качества жизни населения региона.
4. Проведите следующие виды работ:
- Анализ производственного потенциала региона (на примере региона).
- Анализ уровня экономического развития региона (на примере региона).
- Анализ уровня и качества жизни в регионе (на примере региона).
- Анализ состояния экологии в регионе (на примере региона).
Тема 12. Прогнозирование экономики региона.
Изучите сущность и содержание социально-экономического прогнозирования.
Рассмотрите классификацию методов прогнозирования.
Рассмотрите практические аспекты прогнозирования регионального развития.
Тема 13. Региональное планирование
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1. Укажите правильный вариант (варианты) ответа.
Планирование региональным развитием включает фазы:
- разработку стратегии развития региона,
- разработку тактики по реализации стратегических целей,
- комплекс программ,
- планы оперативных мероприятий.
Задание 8. Дайте характеристику уровням реализации территориальной стратегии:
· межнациональный уровень предполагает……………..
· общегосударственный уровень предполагает……………..
· межрегиональный уровень предполагает……………..
· региональный уровень предполагает……………..
· внутри региональный уровень предполагает……………..
Задание 9. Укажите этапы разработки регионального стратегического плана:
а)____________________________________;
б)____________________________________;
в)____________________________________;
г)____________________________________,
д)____________________________________.
Задание 2. Назовите принципы, которыми следует руководствоваться при разработке регионального стратегического плана:
а)____________________________________;
б)____________________________________;
в)____________________________________;
Задание 3. Назовите разделы целевой комплексной программы:
а)____________________________________;
б)____________________________________;
в)____________________________________;
г)____________________________________,
д)____________________________________,
е)____________________________________,
ж)____________________________________,
з)_____________________________________.
Задание 4. С использованием возможностей Интернет проведите анализ практики позиционирования регионов РФ в электронных средствах массовой информации.
Разработайте текст (тексты) с целью позиционирования Волгоградской области в системе национальной экономики для последующего размещения текста в электронных средствах массовой информации:
· для привлечения инвестиций,
· для развития туризма,
· для развития международных экономических связей.
Тема 14. Региональная бюджетно-налоговая система
Задание 1. Укажите правильный вариант ответа:
1.Под бюджетом региона понимают:
A.всестороннюю смету региональных доходов по источникам поступления;
B.всестороннюю смету региональных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам расходования;
C.всестороннюю смету региональных расходов по основным каналам расходования;
D.сумму налога на прибыль предприятий;
E. сумму единого социального налога.
2.Термином «субвенция» обозначают:
A.налоговые отчисления;
B. форму финансовой помощи регионам;
C.договор о научно-техническом сотрудничестве;
D.договор о культурном сотрудничестве;
E. отраслевые отчисления.
3.В доходной части региональных бюджетов выделяют:
A.налоговые отчисления;
B.географические отчисления;
C.временные отчисления;
D.сезонные отчисления;
E. отраслевые отчисления.
4.К собственным доходам местных бюджетов относят:
A. доходы промышленных предприятий;
B. доходы сельскохозяйственных предприятий;
C.доходы граждан;
D.доходы банков;
E. местные налоги и сборы.
Задание 2. Используя штриховку, выделите в таблице: федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги, регулирующие налоги.
Наименование налога | Федеральные | Региональные | Местные | Регулирующие | ||
Устанавливаемые ФЗ | Устанавливаемые органами субъекта РФ | Устанавливаемые ФЗ | Устанавли-ваемые мест. орган. | |||
Прямые налоги на прибыль | ||||||
Налог на прибыль | ||||||
Подоходный налог с физических лиц | ||||||
Налоги, взимаемые в зависимости от ФОТ | ||||||
Транспортный налог | ||||||
Сбор на нужды образовательных учреждений | ||||||
Налоги на товары и услуги | ||||||
Налог на добавленную стоимость | ||||||
Акцизы | ||||||
Сбор за право торговли | ||||||
Таможенные пошлины | ||||||
Налоги на имущество | ||||||
Налог на имущество физических лиц | ||||||
Налог на имущество предприятий | ||||||
Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения | ||||||
Платежи за использование природных ресурсов | ||||||
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы | ||||||
Лесной доход | ||||||
Плата за воду | ||||||
Земельный налог | ||||||
Прочие налоги | ||||||
Госпошлина | ||||||
Налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы | ||||||
Налог на рекламу |
Тема 15. Международные связи регионов России
Задание 1. Используя данные таблицы, сделайте вывод о степени зависимости отдельных отраслей промышленности региона от международной торговли.
Показатели производства, импорта и экспорта продукции в различных отраслях промышленности региона, млн. руб.
Годы | |||||||||
Отрасли промышленности | N1 | N2 | N3 | ||||||
экспорт | импорт | объем производства | экспорт | импорт | объем производства | экспорт | импорт | объем производства | |
1.Легкая промышленность | 8,5 | 5,68 | 5,46 | 8,1 | 8,37 | 7,22 | |||
2. Пищевая промышленность | 5,8 | 5,76 | 6,7 | 6,54 | 6,3 | 6,12 | |||
3.Электронная промышленность | 211,1 | 487,2 | 287,5 | 486,5 | 207,3 | 501,8 | |||
4. Станкоинструментальная промышленность | 244,4 | 4,2 | 267,2 | 5,8 | 251,2 | 4,3 |
Задание 2.Выберите правильный вариант ответа:
1.К формам внешнеэкономических связей регионов относят:
A. встречи с лидерами зарубежных политических партий;
B. торговлю;
C. анализ зарубежной конъюнктурной информации;
D. изготовление сувениров предприятиями народного промысла;
E. реконструкцию исторических памятников.
2.Под термином «совместное предприятие» понимают:
А. любое предприятие, владельцами которого являются два и более лица;
В. предприятие, созданное на основе вложения капитала нескольких вкладчиков, один или более из которых являются представителями другого государства;
C. предприятие, созданное на основе вложения капитала нескольких вкладчиков, один или более из которых являются представителями одного из европейских государств;
D. предприятие, созданное на основе вложения капитала нескольких вкладчиков, один или более из которых являются представителями одного из американских государств;
E. предприятие, созданное на основе вложения капитала нескольких вкладчиков, один или более из которых являются представителями одного из азиатских государств.
3.Под экспортом понимают:
A. ввоз товаров и услуг из-за рубежа;
B. вывоз товаров и услуг за границу;
C. транзит иностранных товаров через территорию страны;
D. оплату иностранных товаров;
E. продажу иностранных товаров.
4.Под импортом понимают:
A. продажу иностранных товаров;
B. ввоз товаров и услуг из-за рубежа;
C. транзит иностранных товаров через территорию страны;
D. оплату иностранных товаров;
E. вывоз товаров и услуг за границу.
5.Термин «эмбарго» означает:
A.разрешение торговых отношений с каким – либо государством;
B. полный запрет торговых отношений с каким – либо государством;
C. запрет на продажу какому – либо государству военной техники;
D. запрет торговых отношений с каким – либо европейским государством;
E. запрет торговых отношений с каким – либо азиатским государством.
6.Термин «таможенная пошлина» означает:
A.разрешение на товары, пропускаемые через границу;
B. налог на товары, пропускаемые через границу;
C. оплату стоимости иностранных товаров;
D. оплату стоимости доставки иностранных товаров;
E. оплату складских расходов на границе.
7.Под свободными экономическими зонами понимают:
A. часть территории страны, где используется специальная система льгот и стимулов, направленная на снижение активности внешнеэкономической деятельности;
B. часть территории страны, где не используется специальная система льгот и стимулов, направленная на активизацию внешнеэкономической деятельности;
C. часть территории страны, где используется специальная система льгот и стимулов, направленная на активизацию внешнеэкономической деятельности;
D. часть приграничной территории страны;
E. часть приграничной территории страны, где используется специальная система льгот и стимулов, направленная на активизацию внешнеэкономической деятельности.
Тема 16. Экономика Волгоградской области.
1. Изучите экономику Волгоградской области.
2. Рассмотрите отрасли специализации в регионе.
3. Проанализируйте структуру трудовых ресурсов региона.
4. Проанализируйте региональную стратегию социально-экономического развития и международная деятельность региона.
3. Оценочные средства промежуточной аттестации.
Фонд промежуточной аттестации: вопросы к зачету (экзамену), тестовые задания и пр.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Региональное управление и территориальное планирование» проводится в соответствии с Учебным планом: в 3 семестре – в виде зачета, во 4 семестре в виде экзамена.
Промежуточные тесты по курсу
«Региональное управление и территориальное планирование»
Срез 1
1. Регион как объект хозяйствования и управления.
2. Методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства.
3. Принципы районирования, используемые в территориальном управлении.
4. История формирования районов на территории России.
5. Практические аспекты современного районирования в управлении регионами.
6. Характеристика отраслевой структуры экономики России.
7. Закономерности размещения производительных сил в регионах.
8. Принципы размещения производительных сил в регионах.
9. Факторы размещения производительных сил в регионах.
10.Экономическое обоснование размещения отраслей хозяйства в регионе и оценка их эффективности.
11.Основы управления трудовыми ресурсами в регионе.
12.Показатели конъюнктуры на рынке труда: спрос, предложение, цена, конъюнктурообразующие факторы.
13.Характеристика инфраструктуры рынка труда.
Срез 2
14.Характеристика функций по управлению регионом.
15.Основные аспекты региональной политики государства на современном этапе.
16.Задачи анализа и диагностики в системе регионального управления экономикой.
17.Анализ и диагностика природно-ресурсного потенциала региона.
18.Анализ и диагностика экономического уровня развития региона.
19.Анализ и диагностика комплексности хозяйства региона.
20.Экологический анализ и диагностика региона.
21.Анализ и диагностика уровня жизни населения.
22.Анализ и диагностика качества жизни населения.
23.Сущность и содержание социально-экономического прогнозирования.
24.Классификация методов прогнозирования, их краткая характеристика.
25.Региональное планирование в системе государственного управления экономикой.
26.Основы стратегического регионального планирования в условиях России.
Вопросы к экзамену
по дисциплине «Региональное управление и территориальное планирование»
1. Развитие дисциплины как отрасли научного знания.
2. Регион как объект хозяйствования и управления.
3. Методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства.
4. Принципы районирования, используемые в территориальном управлении: экономический принцип, национальный принцип, административно-территориальное деление.
5. История формирования районов на территории России.
6. Практические аспекты современного районирования в управлении регионами.
7. Характеристика отраслевой структуры экономики России.
8. Закономерности размещения производительных сил в регионах
9. Принципы размещения производительных сил в регионах.
10. Факторы размещения производительных сил в регионах.
11. Экономическое обоснование размещения отраслей хозяйства в регионе и оценка их эффективности.
12. Основы управления трудовыми ресурсами в регионе.
13. Показатели конъюнктуры на рынке труда: спрос, предложение, цена, конъюнктурообразующие факторы.
14. Характеристика инфраструктуры рынка труда.
15. Характеристика функций по управлению регионом.
16. Основные аспекты региональной политики государства на современном этапе.
17. Задачи анализа и диагностики в системе регионального управления экономикой.
18. Анализ и диагностика природно-ресурсного потенциала региона.
19. Анализ и диагностика экономического уровня развития региона.
20. Анализ и диагностика комплексности хозяйства региона.
21. Экологический анализ и диагностика региона.
22. Анализ и диагностика уровня жизни населения.
23. Анализ и диагностика качества жизни населения.
24. Сущность и содержание социально-экономического прогнозирования.
25. Классификация методов прогнозирования, их краткая характеристика.
26. Региональное планирование в системе государственного управления экономикой.
27. Основы стратегического регионального планирования в условиях России.
28. Экономическое программирование как инструмент реализации стратегического плана.
29. Бюджетное устройство РФ. Финансовые взаимоотношения субъектов РФ с федеральным центром.
30. Доходы и расходы региональных и местных бюджетов.
31. Формы внешнеэкономических связей, используемые в международной деятельности.
32. Свободные экономические зоны и их роль в привлечении иностранных инвестиций.
33. Характеристика отраслей хозяйства: состав и размещение на территории РФ, динамика производства.
34. Комплексная характеристика Северного, Северо-Западного и Центрального федеральных округов.
35. Комплексная характеристика Центрально-Черноземного, Волго-Вятского и Поволжского федеральных округов.
36. Комплексная характеристика Северо-Кавказского и Уральского федеральных округов.
37. Комплексная характеристика Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
38. Комплексная характеристика Крымского федерального округа.
Комплексная характеристика экономики Волгоградской области.
Оценивание качества устного ответа при промежуточной аттестации обучающегося
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время промежуточной аттестации определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям:
Оценка «5 (90-100)» (отлично) | – полно раскрыто содержание материала; – материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности; – продемонстрировано системное и глубокое знание программного материала; – точно используется терминология; – показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; – продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков; – ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов; – продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; – продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы; – допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию. |
Оценка «4 (75-89)» (хорошо) | – вопросы излагаются систематизированно и последовательно; – продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер; – продемонстрировано усвоение основной литературы. – ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5 (90-100)», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; - допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по замечанию преподавателя. |
Оценка «3 (60-74)» (удовлетворительно) | – неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; – усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам; – имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; – при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации; – продемонстрировано усвоение основной литературы. |
Оценка «2 (0-59)» (неудовлетворительно) | – не раскрыто основное содержание учебного материала; – обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; – допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов. – не сформированы компетенции, умения и навыки. |