Понятие добавленной стоимости
При измерении ВНП следует избегать двойного счета, т. е. многократного учета одной и той же продукции. Избежать двойного счета удается, если в составе ВНП будет учитываться только стоимость, которую фирмы добавляют к продукту.
Добавленная стоимость определяется как разница между продажами фирмы и величиной приобретенных со стороны факторов производства. Тогда все остальное составит промежуточный продукт – совокупность произведенных в течение года товаров, которые были использованы для дальнейшей переработки.
Если сложить все добавленные фирмами стоимости в течение года вместе, то можно также определить размер ВНП. Этот метод получил название производственного.
XXXIV. Совокупный спрос и его факторы.
Совокупный спрос – это объем национального производства, который государство, потребители и предприниматели готовы купить на рынке:
AD=C+I+G+X, (4.5.1)
где AD – совокупный спрос; C – потребительские; I – инвестиционные расходы; G – государственные расходы; X – чистый экспорт.
Кривая совокупного спроса
Ценовой фактор, влияющий на совокупный спрос, расщепляется на три эффекта:
1. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса).
(45.2) |
2. Повышение общего уровня цен (P) ведет к росту процентной ставки (%), которая снижает покупательную способность (покупок) и сокращает инвестиционную активность предпринимателей (I). В итоге совокупный спрос снижается (AD).
3. Эффект богатства (кассовых остатков)
(45.3) |
4. Повышение общего уровня цен (Р) вызывает снижение реальной ценности финансовых активов населения (кассовых остатков) (U), что в свою очередь делает людей менее богатыми (R), а их спрос на рынке, естественно, снижается (AD);
5. Эффект импортных закупок (товаров)
(45.4) |
6. Повышение общего уровня цен (Р) вызывает снижение спроса на отечественные товары (ADx) и делает привлекательными импортные, которые их замещают в потреблении (ADE).
Все ценовые факторы (AD) традиционно воздействуют на его движение вдоль кривой совокупного спроса, а неценовые – сдвигают ее в системе координат вправо или влево.
К неценовым относятся факторы, указанные в формуле 45.1.
XXXV. Совокупное предложение и его факторы.
Совокупное предложение – объем национального производства, который предприниматели могут произвести и предложить на продажу на рынке.
Зависимость AS(совокупного предложения) от уровня цен описывается кривой совокупного предложения (рис. 45.2).
Рис. 45.2. Кривая совокупного предложения
AS– совокупное предложение.
Кривая совокупного предложения AS условно состоит из трех участков:
I. горизонтальный – производство растет при низком неизменном уровне цен;
II. восходящий – увеличение объемов производства идет на фоне роста цен;
III. вертикальный – экономика достигает высшей точки своих производственных возможностей.
Сторонники неоклассического и кейнсианского подходов к экономике по-разному оценивают кривую AS в коротком периоде: кейнсианцы считают, что она представлена участком I, а неоклассики – участком II. Различие их взглядов кроется в неодинаковой интерпретации поведения продавцов и покупателей на рынке. Неоклассики, как известно, исходят из гибкости цен и полной рациональности в поведении агентов рынка (homo economicus), а вторые это отрицают.
По существу, вид кривой AS в коротком периоде зависит от поведения экономических субъектов и условий рыночной конъюнктуры, т. е. ряда неценовых факторов.
Среди основных неценовых факторов совокупного предложения выделяют:
- уровень технологии производства в стране;
- общую производительность труда;
- изменение условий деятельности в бизнесе;
- характер применения ресурсов (экстенсивный, интенсивный) и т. д.
Если под воздействием ценового фактора совокупное предложение скользит по кривой AS, то изменение неценовых факторов приводит к ее сдвигу.
В долгосрочном периоде сторонники обеих противоборствующих экономических теорий сходятся в едином мнении: кривая AS принимает вертикальный вид, так как в длительном периоде вслед за ростом товарных цен работники всегда требуют повышения зарплаты, а вслед за ростом прибыли идет рост издержек. В этих условиях объем предложения ограничивается техническими возможностями производства и не может увеличиваться
XXXVI. Макроэкономическое равновесие.
Общее экономическое равновесие (ОЭР) – устойчивое состояние экономики, при котором:
1. потребители максимизируют значение функции полезности;
2. производители максимизируют полученную прибыль;
3. рыночные цены обеспечивают равенство спроса и предложения;
4. ресурсы в обществе разделены эффективно.
В основе ОЭР лежит механизм саморегулирования. Макроэкономическое равновесие всей национальной экономики позволяет поддерживать:
- динамичный устойчивый рост национального производства;
- стабильный уровень цен на основе свободного рыночного ценообразования и контроля инфляции;
- высокий уровень занятости;
- равновесный внешнеторговый баланс страны.
ОЭР соблюдается при:
AS=AD, (44.1)
где AS – совокупное предложение; AD – совокупный спрос.
Классическая модель ОЭР предполагает:
a. экономику совершенной конкуренции;
b. полную саморегуляцию рынка;
c. деньги как счетную единицу;
d. полную занятость населения и полную загрузку производственных мощностей;
e. результатом производства является производственная функция лишь по одному единственному фактору – труду.
По этой модели формирование ОЭР будет происходить следующим образом:
Классическая модель ОЭР
ND– спрос на труд; NS– предложение труда.
В квадранте III формируется равновесие на рынке труда, где устанавливается ставка заработной платы (W1) и количество занятых (N1).
В квадранте IV путем проецирования равновесного значения занятых (N1) на кривую производственных возможностей y (N) получаем равновесный объем национального продукта.
В квадранте I равновесный объем национального продукта предполагает равенство совокупного предложения со спросом. Совокупное предложение представлено вертикальной линией AS, так как в условиях полной занятости производство максимально загружено и не может быть увеличено. Пересечение AS и AD дает не только равновесный объем производства у, но и равновесную цену (P1).
В квадранте II откладывается равновесная цена труда, которая, как и цена товара в квадранте I, зависит от количества денег в обращении, т. е. MV=PQ.
Если предложение денег вырастет, то равновесие не нарушится, а лишь перейдет на более высокий уровень цен. Именно это и демонстрируют сдвиги кривых AD к AD1 и W к W1 квадрантах I и II.
В целом классическая модель при одновременном равновесном состоянии рынков факторов производства, денег и благ показывает возможность достижения ОЭР.
Кейнсианцы, определяя ОЭР, исходят из отличных от классической школы суждений:
a. в экономике отсутствует гибкость цен и полная саморегуляция, что вызывает необходимость вмешательства государства (опосредованно, через экономическую политику);
b. не предложение предопределяет спрос, а наоборот. Поэтому исходным является не рынок труда (квадрант III), а рынок благ (квадрант I);
c. рынок денег не отделен от остальных рынков, а цены являются не номинальными величинами, а важным фактором формирования ОЭР.
XXXVII. Экономический рост: типы и измерение.
Под экономическим ростом понимается стабильное увеличение производительной силы экономики в течение длительного периода времени.
Экономический рост измеряется двумя взаимосвязанными способами:
1. Увеличением реального валового национального продукта (ВНП) за определенный период (год).
2. Увеличением реального ВНП на душу населения за определенный период (год).
Для определения темпов изменения экономического роста применяются показатели:
Высокие темпы экономического роста не всегда оправданы, если они достигаются в ущерб качеству продукции. В этих случаях экономический рост осуществляется на не здоровой основе и рано или поздно подрывает экономический потенциал страны.
Обеспечивая экономический рост, государство может достигнуть следующих целей:
1. улучшить условия жизни населения;
2. реализовать на практике достижения НТП;
3. увеличить производственные возможности экономики;
4. сгладить социальную дифференциацию доходов населения и стабилизировать экономическую систему.
Эффективность экономического роста выражается в улучшении качества национальных товаров и услуг и повышении их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, освоении новых производств, углублении специализации и кооперации производства, освоении новых технологий, а также преодолении «Х-неэффективности» (т. е. излишних издержек) за счет улучшения менеджмента.
Экономический рост имеет не только количественное выражение, но и качественное содержание, которое выражается в социальной защищенности нетрудоспособных членов общества и безработных; безопасных условиях труда и жизни людей; росте инвестиций в человеческий капитал; поддержке полной и эффективной занятости.
XXXVIII. Модели экономического роста. Факторы роста.
Экономический рост в стране можно обеспечить путем экстенсивного или интенсивного развития.
Сущность экстенсивного пути сводится к развитию экономики вширь за счет роста вовлечения в производство большего количества работников, сырья, средств труда, земли и т. д. С помощью экстенсивного роста общество решает важные проблемы:
- обеспечивает занятость и сокращает безработицу;
- развивает новые отрасли, реструктурирует экономику в соответствии с потребностями рынка;
- вовлекает новые территории и ресурсы в хозяйственный оборот;
- устраняет территориальные диспропорции, позволяя подтягивать депрессивные и неразвитые регионы до среднего уровня по стране.
Сущность интенсивного пути выражается в развитии экономики вглубь за счет качественного совершенствования рабочей силы, применения прогрессивных технологий, более высокой производительности труда.
Интенсивное развитие экономики позволяет:
- экономно расходовать имеющиеся ресурсы;
- повышать конкурентоспособность национальных товаров за счет улучшения качества, снижения издержек производства;
- внедрять достижения НТП в производство.
Экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста всегда сосуществуют вместе, поэтому экономика страны может развиваться лишь преимущественно по какому-либо пути.
Факторы экономического роста – условия, обеспечивающие увеличение ВНП.
Все факторы можно разбить на две группы:
- прямые – факторы, обеспечивающие физический рост экономики, создающие ее экономический потенциал;
- косвенные – факторы, влияющие на прямые путем их замедления или ускорения
Основные факторы экономического роста и их взаимодействие
XXXIX. Экономический цикл: характер и типы.
Реальная экономика характеризуется неполной занятостью, колебанием цен, что ведет к периодическим взлетам и падениям валового национального продукта (ВНП).
Разновидности экономического роста
R – постоянный темп экономического роста; R1 – замедляющийся темп роста; R2 – ускоряющийся темп роста; R3 – колебательный темп роста; ВНП – валовой национальный доход.
Экономический рост, т. е. поступательное развитие национальной экономики, в целом может происходить не только путем постоянного или неравномерного роста, но и колебательно, причем последний путь является абсолютно преобладающим.
Колебания в динамике экономического роста имеют не случайный, спонтанный характер, а, по сути, являются выражением движения экономики от одного устойчивого состояния к другому, т. е. проявлением механизма саморегулирования рынка. При этом их можно объединить в последовательную цепочку – цикл.
Экономический цикл – это повторяющиеся в длительном периоде подъемы и спады в хозяйственной деятельности людей, имеющие общую тенденцию к экономическому росту.
Экономический цикл можно выразить в графических моделях двух– или четырехфазных колебаний экономической конъюнктуры
Экономический цикл
а) двухфазная модель: 1 – фаза сжатия; 2 – фаза расширения; б) четырехфазная модель: 1 – фаза кризиса; 2 – фаза депрессии; 3 – фаза оживлений; 4 – фаза подъема.
XL. Денежная система и ее элементы. Типы денежных систем.
Деньги – это товар особого рода, исторически выделившийся из ряда других товаров и ставший всеобщим эквивалентом для всех остальных товаров.
В любой стране денежное обращение организуется государством на определенных принципах, т. е. в форме денежной системы. Элементами денежной системы являются:
- национальная денежная единица (рубль, доллар, йена и т. д.), в которых выражаются цены на товары и услуги;
- виды денежных знаков в форме кредитных бумажных денег и билонной разменной монеты, являющихся законным платежным средством в наличном обороте;
- организация эмиссии денег, т. е. порядок выпуска денег в обращение;
- государственные органы, регулирующие и контролирующие денежное обращение (учреждения Центрального банка страны, Министерство финансов, государственные казначейства).
XLI. Денежная масса и ее агрегаты. Денежно-кредитная политика.
Денежная масса – это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, которыми располагают население, фирмы и государство.
Обычно денежную массу классифицируют по двум признакам: по физическому виду и по ликвидности (рис. 53.1).
Классификация денежной массы
Ликвидность денежной массы – это способность денежного актива превращаться в наличные деньги и выполнять их функции.
По принципу ликвидности вся денежная масса разбивается на несколько агрегатов, формирующихся по принципу матрешки.
Агрегат М1 в своем составе имеет наличные деньги и банковские вклады, по которым ведутся расчеты.
Агрегат М2 включает М1 и дополняется сберегательными вкладами, паями взаимных фондов и др. Он примерно в четыре раза превышает агрегат М1. Оба эти агрегата принято относить к высоколиквидным.
Агрегат М3 помимо М2 учитывает ценные бумаги крупных вкладчиков банков, акции инвестиционных фондов.
Агрегат L наравне с М3 содержит банковские акцепты, коммерческие бумаги,
краткосрочные ценные бумаги и облигации Центрального банка страны.
Денежные агрегаты М3 и L принято относить к низколиквидным.
Близок по смыслу к денежной массе показатель денежной базы, который рассчитывается как сумма находящихся в обращении наличных денег и банковских резервов.
Показатель денежной базы позволяет рассчитывать депозитный мультипликатор, демонстрирующий возможности расширения депозитов коммерческих банков при росте денежной базы на 1:
где MD – депозитный мультипликатор; rr – коэффициент обязательного резервирования по требованию Центробанка; fr – доля собственных резервов банков, сверх обязательных резервов.
Денежно-кредитная политика государства состоит в регулировании денежного обращения с целью оказания воздействия на рост производства и сдерживания инфляции и безработицы.
Основным органом, реализующим эту политику, является Центральный банк страны, который должен:
a. обеспечивать устойчивость национальной валюты;
b. вырабатывать единые правила для денежного рынка и контролировать действия его агентов;
c. осуществлять последовательную макроэкономическую политику, позволяющую задействовать разнообразные экономические регуляторы и стабилизаторы развития реального сектора экономики.
Для достижения перечисленных целей Центробанк манипулирует деньгами и кредитами.
Жесткая денежная (монетарная) политика
MD – денежная масса; MD1 – перемещение денежной массы; MS – предложение денег.