Помощь, оказываемая преподавателем и необходимость выполнения его указаний.
Впроцессе изучения дисциплины «Экономическая теория» и выполнения контрольных работ, могут возникнуть трудности. В этом случае студенту необходимо обратиться за консультацией к преподавателю.
После изучения полученной отрецензированной контрольной работы необходимо продумать замечания, которые сделаны преподавателем в рецензии, и еще раз проработать по учебному пособию соответствующий раздел, чтобы правильно понять содержание вопроса, в изложении которого были допущены неточности.
Имеют место случаи, когда контрольная работа «не зачтена»и возвращается для доработки. Это значит, что автор не разобрался в теме контрольной работы, в изложении поставленных в работе вопросов имеются серьезные искажения и т.п. Поэтому необходимо вновь вернуться к изучению относящихся к теме работы учебных пособий и руководствуясь указаниями преподавателя исправить замечания и вновь представить работу к проверке.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.Объем работы не должен превышать более 20 страниц ученической
тетради.
2.Страницы должны быть пронумерованы на полях.
3.Писать работу следует через клетку, не допуская помарок и сокращения
слов.
4.На первой странице указываются номер варианта и записываются
контрольные вопросы.
5.При ответе на контрольные вопросы слова «вопрос» и «ответ» не
пишутся. Номер вопроса указывается цифрой, ставится точка и пишется
ответ.
6.Ответы на первый и второй вопросы заканчиваются краткими
обобщающими выводами.
7.Условие задач переписывается, решения оформляются краткими
пояснениями и графиками.
8.В конце работы указывается список использованной литературы, ставится
дата и подпись студента.
9.При оценке работы учитывается самостоятельный подход студента к
изложению ответов.
ВЫБОР ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от двух последних цифр личного дела (шифра) студента.
В таблице по вертикали (А)размещаются цифры от 0 до 9, каждая из которых является предпоследнейцифрой шифра студента.
По горизонтали (Б)размещаются цифры от 0 до 9, каждая из которых является последнейцифрой шифра студента. Пересечение горизонтальной и вертикальной линий определяет номер варианта контрольной работы.
(А) | (Б) ПОСЛЕДНЯЯ ЦИФРА ШИФРА | ||||||||||
П Р Е Д П О С Л Е Д Н Я Я Ц И Ф Р А | |||||||||||
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант 1
1. Производство и экономика. Воспроизводственный цикл и его фазы.
Производство простое и расширенное, материальное и нематериальное.
2. Международная система национальных счетов. Основные
макроэкономические показатели.
3. Поставьте в соответствие понятия и определения.
A. Низшие товары...
Б. Товар Гиффена...
B. Дорогостоящие товары...
1) ... потребительские качества которых невысоки, занимают
незначительное место в общих потребительских расходах - снижение цены
увеличивает спрос на них или вытеснение.
2) ... связаны с престижным спросом, свидетельствуют о высоком
социальном статусе покупателя - снижение цен может уменьшить их
привлекательность - "эффект Веблена".
3) ... занимает место в структуре потребления (на него приходится
большая доля семейного бюджета). Увеличение цены сопровождается
повышением спроса на товар, снижение цены - уменьшением спроса.
4. Задача
Заполните пропуски в таблице:
Количество товаров | Общая полезность | Предельная полезность |
Вариант 2
1. В чем суть идеологизации социальных наук и каковы основные идеи
марксистской экономической теории?
2. Место России в международном товарном обмене, ее конкурентные
преимущества и слабые стороны.
3. Заполните таблицу.
4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Тип экономической системы | Преимущества | Недостатки |
Традиционная | ||
Командная | ||
Рыночная |
4. Задача.
Численность экономически активного населения (рабочей силы) к концу 1995 г. составила 73,0 млн. человек, а к концу 1996 г. 72,7 млн. человек. Количество занятых в экономике на конец 1995 г. составило 67,0 млн. человек, а на конец 1996 г. 65,0 млн. человек. Определите количество безработных в составе рабочей силы в России на конец 1995 и 1996 г.г. В соответствии с методологией Международной организации труда к безработным относятся лица, не имеющие работы, но активно ищущие ее. Определите уровень занятости в России на конец 1995 и 1996 гг. Определите уровень безработицы в России наконец 1995 и 1996 гг.
Вариант 3
1. Структура государственной собственности в России.
2. Каковы закономерности переходного периода?
3. Заполните таблицу.
ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
Основные черты рыночной структуры | Рынок совершенной конкуренции | Рынок несовершенной конкуренции | ||
монополия | олигополия | монополистическая конкуренция | ||
Количество фирм | ||||
Тип продукции | ||||
Степень сложности входа в рынок | ||||
Доступность экономической информации | ||||
Контроль над ценами |
4. Задача.
Надя Иванова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», получая зарплату 3000 рублей в месяц, секретарем с окладом 4000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 5000 в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и поступить в экономический институт, справедливо оценив перспективы будущей профессии. Какова альтернативная стоимость ее выбора?
Вариант 4
1. Кривая производственных возможностей. Проблема оптимального
выбора. Вмененные издержки.
2. Рынок и государство. Необходимость участия государства в
экономических процессах.
3. Определите к какому типу безработицы относятся следующие
безработные:
а) квалифицированный бухгалтер уволился, потому что у него не сложились
отношения с директором фирмы, и сейчас он находится в поисках рабочего
места, соответствующего его квалификации.
б) в последнее время внедрение персональных компьютеров в России
сократило спрос на машинисток, а также понизился спрос на рабочую силу
занятую на предприятиях по производству пишущих машинок.
в) медсестра Н. Костромина переехала жить в Москву и хочет устроиться на
работу в одну из московских поликлиник.
4. Задача.
На основании данных, приведенных в таблице, определите следующие величины:
а) реальный объем ВНП в расчете на душу населения;
б) оптимальную численность населения в данной стране;
в) абсолютную величину прироста ВНП во 2-ом году по сравнению с 1-м
годом;
г) прирост ВНП (в процентах) в 4-ом году по сравнению с 3-м годом;
Год | Население (млн.чел,) | Реальный объем ВНП (млрд. долл.) | Реальный объем ВНП на душу населения (долл.) |
? | |||
.................................... |
Вариант 5
1. Опишите российскую модель социальной рыночной экономики.
2. Деньги как экономическая категория. Функции денег. Уравнение обмена.
3. Какое из следующих утверждений является правильным:
а) бухгалтерские издержки + экономические издержки = нормальная
прибыль;
б) бухгалтерская прибыль - неявные издержки = экономическая прибыль;
в) экономическая прибыль + неявные издержки = бухгалтерская прибыль;
г) явные издержки + неявные издержки = бухгалтерские издержки.
4. Задача.
Функция спроса представлена Q d = 600 - Р, а функция предложения
Qs = 6Р - 100, где Р - цена.
Найти равновесную цену и равновесный объем спроса и предложения.
Вариант 6
1. Рынок как развитая система отношений товарно-денежного обмена.
Виды рынков. Функции рынка.
2. Финансы. Госбюджет и его виды. Бюджетный дефицит.
Государственный долг.
3. Задача.
Предприниматель Иванов открывает собственную прачечную. За аренду помещения он платит 32 тыс. руб. в год, за аренду оборудования -
64 тыс. руб. в год. Его расходы на сырье и материалы составляют примерно 10 тыс. руб. в год. Годовая выручка предпринимателя 150 тыс. руб. в год.
Если бы Иванов работал по найму, то получал бы 24 тыс. руб. в год. На основании имеющихся данных определите:
а) бухгалтерскую прибыль Иванова;
б) экономическую прибыль за год.
4. Задача.
Допустим:
функция спроса равна Q d = 100 - Р, а функция предложения Qs = 2 х Р - 50, где: Р - цена в руб.,
a Qd и Qs - величины соответственно спроса и предложения в тыс. шт.
Если правительство решит снизить цену до 40 рублей, стремясь стимулировать потребление, к чему это приведет?
а) найдите равновесную цену и равновесное количество.
б) определите величины спроса и предложения. Каков объем
потребления?
Вариант 7
1. Товар как экономическая категория. Стоимость и цена товара.
2. Понятие кредитной системы. Уровни банковской системы.
3. Задача.
Номинальный ВВП составил 1250 млрд. руб., а реальный 1000 млрд. руб. Рассчитайте дефлятор ВВП.
4. Задача.
Кривая спроса на яблоки описывается следующим уравнением: Qd =1000-25Р, где Qd - объем спроса (кг. в неделю); Р - цена 1 кг яблок (руб.).
Кривая предложения яблок описывается уравнением: Qs=-500 + 50Р, где Qd - объем предложения (кг в неделю).
а) определите равновесную цену и объем продаж на рынке яблок;
б) определите объем дефицита (или перепроизводства), который будет иметь
место при цене 15 руб. за 1 кг.
Вариант 8
1. Теория «предельной полезности».
2. Налоги: сущность, виды, функции. Кривая Лаффера.
3. Задача.
Банк имеет депозиты на сумму 500 000 руб. Норма обязательных резервов равна 20%. Рассчитайте максимально возможную сумму, на которую банк может предоставить кредиты.
4. Задача.
Предложение труда в некоторой отрасли описывается уравнением Ls=20w, а отраслевой спрос на труд описывается уравнением Ld = 1200-10w, где W - дневная ставка заработной платы (руб.), a L количество работников запрашиваемых фирмами и предлагающих услуги своего труда за один день.
а) изобразите кривые спроса и предложения труда на графике;
б) определите на данном рынке труда равновесное количество занятых и
равновесную заработной платы (используйте графический и
аналитический методы);
в) предположим, что по каким-либо причинам отраслевой спрос на труд
возрос. Отобразите это на графике. Что произойдет со ставкой
заработной платы и объемом занятости?
Вариант 9
1. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Эластичность
спроса.
2. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия.
3. Задача.
Предположим, что номинальный национальный продукт страны X
составил 1трлн. рублей. Обращение каждого рубля составляет в среднем 4 раза в год. Сколько рублей должно выпустить в обращение правительство страны X, чтобы не допустить повышение цен в стране?
4. Задача.
Год тому назад Иванов стал владельцем небольшой мастерской по ремонту обуви. Он нанял двух рабочих, заплатив им в сумме 22 тыс. руб. в год, и 16 тыс. руб. в год ушло на покупку сырья и материалов. В начале года Иванов закупил оборудование на сумму 40 тыс. руб., срок службы которого составляет 8 лет. Для того, чтобы финансировать покупку оборудования Иванов взял в банке кредит на 8 лет под 10% годовых. Иванов использует собственное помещение в качестве мастерской. Это помещение он мог бы сдать в аренду и получать за него в виде арендной платы 10 тыс. руб. в год. Конкурент предлагает ему рабочее место сапожника с оплатой 18 тыс. руб. в год. Годовая выручка от осуществляемых Ивановым работ по ремонту обуви составляет 82 тыс. руб.
Определить:
а) величину годовых амортизационных отчислений;
б) величину бухгалтерских издержек;
в) величину экономических издержек;
г) величину бухгалтерской прибыли за год:
д) величину экономической прибыли за год.
Вариант 10
1. Предложение. Закон предложения. Факторы, воздействующие на
предложение. Эластичность предложения. Равновесная цена.
2. Доход как экономическая категория. «Функциональные» и
«вертикальные» доходы. Проблема перераспределения доходов.
3. Задача.
Предположим, что каждый рубль, предназначенный для сделок обращается в среднем 5 раз в год и направляется на покупку конечных товаров и услуг. Номинальный объем ВНП составляет 2000 млрд. рублей. Определите величину спроса на деньги для сделок.
4. Задача.
В марте 1999 года самарская фирма приобрела импортный копировальный аппарат за 30 тыс. руб. С марта по декабрь она произвела и реализовала продукцию на 50 тыс. руб. на приобретенной отечественной бумаге стоимостью 10 тыс. руб. 31 декабря 1999 года копировальный аппарат был продан за 20 тыс. руб. Какой вклад внесли эти события в российский ВВП?
Вариант 11
1. Модели современного рынка, их характеристика. Ценовая и неценовая
конкуренция.
2. Безработица: сущность, виды, последствия. Естественный уровень
безработицы. Закон Оукена.
3. Задача.
Рассчитайте индекс цен в сентябре по сравнению с июлем для некоторого набора товаров, при условии, что количество купленных товаров не изменилось.
Продукт | Цена июля, руб./кг | Количество продуктов, кг | Цена сентября, руб./кг |
Ро | q0 | P1 | |
Мясо | 1,5 | ||
Колбаса | 1,0 | ||
Сыр | 1,0 | ||
Рыба | 1,0 | ||
Сахар | 2,0 | ||
Крупа | 1,0 | ||
Масло | 1,0 |
4. Заполните таблицу.
№ п/п | Содержание основных функций налогов | Наименование данных функций |
Сбор денежных средств для создания денежных фондов и материальных условий для функционирования государства | ||
Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними | ||
Влияние на воспроизводство, стимулирование или сдерживание его темпов, усиление или ослабление нахождения капитала, расширение или уменьшение платежеспособного спроса посредством применения налогов |
Вариант 12
1. Теория потребительского поведения: кривые «безразличия» и
«бюджетные» линии.
2. Проблема неравенства доходов. «Кривая Лоренца» и «Коэффициент
Джинни».
3. Задача.
При каком годовом уровне инфляции определенно не стоит вкладывать свои сбережения в банк, если известно, что, вложив в банк 1000 рублей через год можно получить 1080 рублей?
4. Поставьте в соответствие понятия и определения:
A. Номинальные доходы...
Б. Рента...
B. Процент...
Г. Предпринимательский доход...
1) ... часть прибыли, остающаяся в распоряжении.
2) ... это доход на капитал.
3) ... доход, который приносит стоимость природных ресурсов, включая
землю.
4) ... это уровень денежных доходов независимо от налогообложения и
изменения цены.
Вариант 13
1. Рынок труда и его особенности. Цена труда.
2. Сущность принципа «невидимой руки». Преимущества и недостатки
рынка.
3. Задача.
Бригада студентов работает на практике в мясном цехе предприятия общественного питания. Они изготавливают чебуреки и беляши. Рабочий день длится 8 часов. Мария делает 30 чебуреков в час или 35 беляшей. Елена делает 20 чебуреков в час или 45 беляшей. Артем делает 25 чебуреков в час или 40 беляшей.
Как бригаде распределить работу, чтобы сделать как можно больше чебуреков с обязательным условием изготовить 180 беляшей?
Сколько чебуреков будет изготовлено?
4. Установите соответствие между наименованием и содержанием
приведенных экономических теорий.
Поставьте в графе 2 порядковый номер правильного содержания экономической теории. Например, 2 - 3 и т.д.
Наименование экономической теории или школы | Краткое содержание | |
Классическая школа | Ценность товара зависит от системы роста потребностей и уже имеющегося запаса товаров у потребителей | |
Экономическая теория марксизма | Всякое действие правительства, направленное на экономическое регулирование рыночных субъектов, рассматривалось негативно, так как это действие лишь нарушает работу «невидимой руки» рынка. | |
Теория предельной полезности | Выступает за обоснование временного характера капиталистического способа производства. Заложены основы концепции социализма (коммунизма) |
(маржинализм) | как новой экономической системы. | |
Кейнсианство и неокейнсианство | Определяющим в развитии экономических процессов в обществе является отлаженный денежно-кредитный механизм. Представители данного направления сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег. Одновременно государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения. | |
Монетаризм | Необходимо наращивать эффективный спрос на потребительские товары и инвестиции в реальный сектор экономики, на стимулирование капитализации прибыли, создании государством благоприятных условий для повышения эффективности рыночной экономики. |
Вариант 14
1. Рынок капитала. Равновесие на ранке капитала.
2. Международная торговля. Международное разделение труда. Виды
торговой политики.
3. Установите соответствие между авторами, данными их жизни и
экономическими взглядами, которые они обосновали. Например, 1-3-2.
№ п/п | Авторы | Даты жизни | Экономические взгляды | |
Альфред Маршалл | 1883-1946 | Сторонник монетаризма считал, что деньги, их движение является главным фактором, определяющим направление самих рыночных процессов, включая развитие производства. | ||
Милтон Фридмен | 1842-1924 | Родоначальник неоклассической школы в экономической теории. Обосновал определяющую роль в функционировании частнокапиталистической экономики стихии рынка, взаимодействия спроса и предложения на товары и услуги при ценообразовании, но с учетом издержек производства в сочетании с признанием их предельных характеристик. | ||
Джон Мейнард Кейнс | 1818-1883 | Основоположник теории прибавочной стоимости, доказывает, что существует противоположность антагонистического характера между трудом и капиталом, а капиталистический строй с его частной собственностью - только временное явление. | ||
Карл Маркс | род. 1912 | Основоположник развития теории эффективного спроса на потребительские товары и инвестиции, а также необходимости участия государственного вмешательства в экономику в целях его стимулирования, широкого использования рычагов регулирования экономики на микроуровне, в силу чего обосновывалась возможность предотвращения трудностей в рыночной капиталистической экономике. | ||
4. В таблице приведены данные, характеризующие объемы фактического и потенциального ВНП (млрд. долл.):
Год | Потенциальный ВНП | Фактический ВНП |
3712,5 |
В 1990 году экономика развивалась в условиях полной занятости при уровне безработицы 6 %.
1) Рассчитайте по данным, относящимся к 1991 году:
а) разницу между фактическим и потенциальным объемом ВНП в
абсолютном и процентном выражении;
б) используя закон Оукена, определите уровень безработицы в 1991 году.
2) Рассчитайте по данным, относящимся к 1992 году:
а) разницу между фактическим и потенциальным объемом ВНП в
абсолютном и процентном выражении;
б) используя закон Оукена, определите уровень безработицы в 1992 году.
Вариант 15
1. Рынок земли и его особенности. Рента и ее виды.
2. Глобальные проблемы экономики.
3. Сделайте необходимые расчеты и заполните пропуски в таблице.
Год | Номинальный ВНП (млрд. долл.) | Реальный ВНП (млрд. долл.) | Индекс уровня цен |
… | |||
… | |||
… |
4. В таблице приведены данные о заработной штате, потреблении и сбережениях в 1-ом и во 2-ом году (в условных ден. ед.). На основе этих данных определите величину избыточного спроса.
Годы | Заработная плата | Потребление | Сбережения |
1-ый | |||
2-ой | НПО |