Профессионализм преподавателя экономики как проблема педагогического менеджмента

Проблема эффективности управления преподавателем учебно-познавательным процессом учащихся в учебных заведениях может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого преподавателя. Компетентность преподавателя как субъекта менеджмента характеризуется его готовностью к выполнению профессиональных функций. Гармоничным единством социальных установок и его психолого-педагогической подготовки. Главное в характеристике его личности – это знание предмета, эрудиция и педагогическое (методическое) мастерство в первую очередь. В понятие педагогическое мастерство вкладывается следующее содержание:

- умение учителя решать задачи обучения, воспитания и развития в их диалектической взаимосвязи и единстве;

- умение привлечь внимание учащегося и заинтересовать их изучаемым материалом;

- умение учитывать возраст и психологические особенности учащихся, а также уровень их развития и на основе этого обеспечивать индивидуальный и дифференцированный подход;

- умение строить свои взаимоотношения с учащимися на гуманной, демократической основе;

-умение не теряться при самых трудных и неожиданных вопросах учащихся;

- умение сочетать теорию и практику в преподавании учебного предмета;

- умение грамотно использовать в своей работе новинки передовой педагогической науки и практики:

- умение в совершенстве владеть своим «орудием» труда – речью, словом;

- умение критически мыслить и иметь четкую активную гражданскую позицию, не пасовать перед трудностями и показать учащимся органичное единство слов, убеждений и дела;

- умение разнообразить свои занятия, избегать шаблонности в их организации.

Профессиональное мастерство преподавателя характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков в деле управления обучением, воспитанием и развитием формирующейся личности в первую очередь. Однако, многие преподаватели, особенно молодые, испытывают целый ряд затруднений и совершают определенные ошибки в своей менеджерской(управленческой) деятельности при проведении учебных занятий.

Необходимо уже сейчас представлять природу и источники противоречий и затруднений, носящих массовый характер и типичных для преподавателей. Рассмотрим также возможные пути преодоления этих противоречий и затруднений, что по своей сути является основой для устранения некомпетентности и преодоления формализма у учебно-воспитательной деятельности преподавателя.

1. Основополагающим принципом организации образовательного процесса наряду с принципом связи с жизнью, теории с практикой является принцип обучения, воспитания и развития учащихся на каждом занятии, у каждого преподавателя. Основными методами воспитания на практике остаются (84 %) словесные методы (замечания, нравоучения, нотации и т.д.). Использовать воспитательные возможности оценки и бальной отметки – особенно стимулирующей роли положительной оценки затраченного труда. Не отождествлять оценку с личностью учащегося в целом.

2. У отдельных преподавателей наблюдается не совсем грамотная реализация принципа наглядности в обучении. Дидактическое средство преподавателя должно появляться перед глазами учащихся только тогда, когда пришло время, а не задолго до про до того момента, когда они будут необходимы по логике объяснения нового материала.

3. Реализация принципа доступности и посильности в обучении. Умение каждого педагога донести учебный материал до каждого учащегося минимально на уровне понимания, а максимально ( при соответствующих условиях и возможностях) – на уровне элементарных умений и навыков, т.е. в тесной связи теории с практикой.

4. Реализации принципа развивающего обучения противоречит объяснительно-иллюстративная методика обучения. В настоящее время в дополнение к объяснительно-иллюстративной методике пришла проблемно-развивающая.

5. Дифференцированный подход при работе с учащимися.

Пути повышения компетентности и мастерства педагога заключаются в следующем:

2. выработать правильную установку на отход от традиционных, шаблонизированных методов и приемов обучения;

3. проверка степени усвояемости знаний должна происходить на уровне долговременной памяти и здесь на первый план выходит реализация принципа прочности, глубины и осознанности знаний учащихся – принцип непрерывного повторения (около 9-12 раз) , при доминировании объяснительно-иллюстративной методике организовать непрерывное повторение практически невозможно.

4. теоретические знания в области определенного учебного предмета обязательно должны быть подкреплены самостоятельными работами учащихся.

Эффективная учебно-познавательная деятельность учащихся на занятиях – это следствие компетентности и педагогического мастерства преподавателя, его менеджерских управленческих умений и навыков в первую очередь.

Планирование образовательного процесса по экономическим дисциплинам.

Сущность планирования образовательного процесса заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с определением конкретных исполнителей и сроков исполнения. Специфика работы образовательных учреждений заключается в том, что педагогическая деятельность, являясь по своей сути творческой, в то же время в определенной степени регламентируется рамками учебных и воспитательных программ, рядом методических писем, приказов, методических рекомендаций. Для преподавателя экономики в настоящий момент нормативными документами являются :

- «Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Минобразования России от №0 июня 1999 г. № 56. Модуль «Экономика»;

- Письмо Минобразования России от 12 мая 1999 г. № 707\11-12 «Об организации преподавания экономики в общеобразовательных учреждениях»,

- Об изучении основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях. Письмо Минобразования России от 30 марта 2000 г. № 508\ 11-13.

Государственные органы разрабатывают единые стандартные учебные планы, государственные образовательные стандарты по различным экономическим специальностям. Закон РФ об образовании дает школам право составлять индивидуальные учебные планы при том условии, что они отвечают государственным стандартам. Это означает наличие обязательных для всех школ учебных предметов и право на углубленное изучение ряда предметов, выражающее некоторую специализацию по направлениям: в том числе социально-экономическое. В структуре учебного плана выделяются инвариативная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащегося к общекультурным и национально значимым ценностям и вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся. В учебном плане выделяются федеральный, национально-региональный и школьный (местный) компоненты. Экономика, как предмет школьной программы до сих пор не является федеральным компонентом. Экономика в некоторых регионах России входит в национально- региональный компонент, а других регионах в школьный компонент (Курская область), а в некоторых отсутствует совсем. Это не способствует развитию экономической грамотности школьников, снижает уровень подготовки экономических кадров в средних специальных и высших учебных заведениях.

Регламентация упрощает планирование работы, так ряд вопросов носит циклический характер и повторяется из года в год. У каждого преподавателя экономики должна быть разработана программа курса, исходя и требований государственного образовательного стандарта, и календарно - тематический план по данному предмету

Однако при планировании открывается и простор для творчества

Это прежде всего планирование деятельности преподавателя и учащихся на занятиях. Всякое учебное занятие (урок, семинар, практическое занятие) является не только составной частью образовательного процесса как системы, т.е. объектом педагогического менеджмента, но и само может рассматриваться как самостоятельная система.

Планирование учебных занятий – это акт целеполагания и конструирования на этой основе общей модели взаимодействия преподавателя и учащегося в их ходе.Планирование всегда осуществляется на основе определенных принципов и методов деятельности, исходя из целей и задач учебно-воспитательного процесса на конкретном этапе и с учетом содержания конкретного учебного материала.

Неформально составленный план учебных занятий обязательно предусматривает следующие основные положения:

2. отражает единство учебной и воспитательной направленности учебных занятий с учетом их развивающегся значения (человек развивается в действительности);

3. учитывает объективный характер взаимосвязи учебно-воспитательной деятельности преподавателя с учебно-познавательной деятельностью учащихся, т.е. учитывает, что учащийся активный субъект учебно-познавательного процесса;

4. отражает основные виды и этапы деятельности преподавателя и учащихся на занятиях;

5. учитывает реальное время планируемого занятия (на что и как будут израсходованы все 90 или 45 минут)

6. является рабочим документом, помогающим преподавателю не только в проведении настоящего занятия, но и в последующем анализе и оценке его эффективности

7. является оптимальным по объему: преподаватель не должен тратить много времени на его описание и оформление.

В целом структурные и функциональные компоненты всякого учебного занятия включают следующие составляющие:

- главную дидактическую цель, которая должна отражать наряду с тем, какие теоретические знания получат учащиеся, также и то, какие умения у них будут сформированы и какие навыки развиты, усовершенствованы. (иногда ставят три цели: учебные, воспитательные и развивающие);

- планирование применения наглядных пособий и аудиовизуальных средств:

- планирование структуры учебного занятия с вычленением основных видов действий преподавателя и обучаемых, которую, как показала практика, удобно оформлять в плане в виде двух столбцов, параллельных временной оси.

Текущее время занятий Действия преподавателя Действия обучаемых
     

Преподаватель уже не планирует предстоящее занятие на себя, а продумывает, чем и как будут заниматься учащиеся.

Примерный план комбинированного урока по экономике.

1. Дидактическая цель: _________________________________________

2. Воспитательные задачи _____________________________________

3. Наглядные пособия на уроке _____________

4. Тип урока________________________________________________

5. Структура урока

Время Действия учителя Действия учащихся
сильные средние слабые
0 - ….        
         
         
         
         
         
… - 45        

6 . Основные понятия темы (дайте определение)

6.1 _________

6.2. ________

6.3. ________

6.4._________

6.5._________

7. Разработайте логическую или математическую задачу к теме урока:_________________

_______________________________________

8. Найдите и опишите формы активизации деятельности учащихся на уроке (деловые игры, ситуационные задачи и т.д.) _______________________________________________
_____________

_____________

9. Составьте контрольные вопросы:

9.1._________

9.2._________

9.3._________

9.4 _________

9.5. ________

10. Сформулируйте дифференцированное домашнее задание для учащихся

10.1. для сильных учащихся ___________________________________________________

10.2. для средних учащихся____________________________________________________

10.3. для слабых учащихся _____________________________________________________

Планирование не всегда может и не всегда должно выражаться в письменной форме. Ведь всякий план – это принятое решение, зафиксированное не только на бумаге, а и в памяти исполнителя. Подробные письменные планы учебных занятий (именно планы, а не конспекты) оправданы только в учебных целях по подготовке будущих преподавателей, при повышении их квалификации в последующие годы либо для создания уголков и кабинетов передового опыта, либо у начинающих свою педагогическую деятельность преподавателей.

Наши рекомендации