Международные соглашения и договора стран мирового сообщества
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ В УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СФЕРЕ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ В РАМКАХ ООН, ЕЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, МАГАТЭ, А ТАКЖЕ СОВЕТА ЕВРОПЫ
1. Договора, заключенные в рамках ООН и ее специали
зированных учреждений:
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 год.
Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 год.
Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения, 1991 год.
Протокол 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года.
2. Договора, заключенные в рамках Совета Европы:
Европейская конвенция о выдаче 1957 года с дополнительными протоколами 1975 и 1978 годов.
Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года с дополнительным протоколом 1978 года.
Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными и условно освобожденными правонарушителями 1964 года.
Европейская конвенция об охране археологического наследия 1969 года.
Европейская конвенция о международной силе решений по уголовным делам 1970 года.
7* 195
Европейская конвенция о передаче производства по уголовным делам 1972 года.
Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами 1978 года.
Европейская конвенция о борьбе с терроризмом 1977 года.
Европейская конвенция о компенсации жертвам насильственных преступлений 1983 года.
Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года.
Раздел VIII
СОГЛАШЕНИЯ И КОНВЕНЦИИ СТРАН - УЧАСТНИЦ СНГ
Приложение 2
СОГЛАШЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МИНИСТЕРСТВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
(Алма-Ата, 24 апреля 1992 года)
Министерства внутренних дел независимых государств: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Грузия, Республики Казахстан, Республики Киргизстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, далее именуемые Сторонами, подчеркивая, что в основе сотрудничества независимых государств в сфере борьбы с преступностью лежат принципы взаимопонимания, взаимной выгоды и равноправия, придавая важное значение развитию взаимодействия в области борьбы с преступностью и обеспечения надежной защиты прав и свобод граждан, руководимые желанием укреплять и развивать сотрудничество и взаимное доверие между органами внутренних дел независимых государств, согласились о нижеследующем:
Статья 1
Стороны на основе действующего законодательства своих государств осуществляют сотрудничество по следующим основным направлениям:
196 *Г
а) борьбы с преступлениями против жизни, здоровья,
свободы, достоинства личности и собственности;
б) борьбы с бандитизмом, терроризмом и междуна
родной преступностью;
в) борьбы с незаконными операциями с оружием, бое
припасами, взрывчатыми, ядовитыми веществами и ра
диоактивными материалами;
г) борьбы с незаконным оборотом наркотических
средств и психотропных веществ;
д) борьбы с изготовлением и сбытом поддельных до
кументов, денег и ценных бумаг;
е) борьбы с преступлениями в сфере экономики;
ж) борьбы с контрабандой, а также преступлениями,
объектом которых являются культурные и исторические
ценности;
з) розыска преступников, лиц, скрывшихся от следст
вия и суда, отбытия наказания, безвести пропавших, а
также лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов и испол
нения решений судов по искам;
и) установления неопознанных трупов, личности неизвестных больных и детей;
к) борьбы с преступлениями на автомобильном, железнодорожном, водном, воздушном и трубопроводном транспорте.
Стороны также осуществляют сотрудничество в обеспечении безопасности дорожного движения, ликвидации пожаров, устранении последствий стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотии.
Статья 2
Стороны, руководствуясь национальным законодательством, осуществляют сотрудничество в борьбе с преступностью в следующих формах:
а) исполнения запросов и просьб по уголовным делам,
делам оперативного учета и материалам об администра
тивных правонарушениях;
б) обмена оперативно-розыскной, оперативно-спра
вочной и криминалистической информацией о готовя
щихся или совершенных преступлениях и причастных к
ним лицах, а также архивной информацией;
в) содействия в проведении оперативно-розыскных
мероприятий и процессуальных действий;
г) обмена опытом работы, законодательными и норма
тивными актами, учебной литературой по вопросам дея
тельности органов внутренних дел, а также оказания на
взаимной основе содействия в подготовке, переподготов
ке и повышении квалификации кадров;
д) взаимовыгодных поставок автомобильной, крими
налистической и специальной техники, средств связи, ве
щевого имущества и продукции производственно-техни
ческого назначения;
е) содействия в осуществлении транзитных перевозок
специальных и других грузов, конвоирования и этапиро
вания;
ж) обмена научно-технической информацией по вопро
сам деятельности органов внутренних дел, совместного про
ведения научных исследований, разработок и программ по
представляющим взаимный интерес актуальным проблемам;
з) организации шифрованной связи;
и) развития спортивных и культурных связей, оказания содействия в лечении, санаторно-курортном оздоровлении сотрудников и членов их семей.
Настоящее Соглашение не препятствует Сторонам в разработке и развитии иных взаимоприемлемых форм сотрудничества.
Статья 3
Запросы и просьбы, предусмотренные частью 1 и 2 настоящего Соглашения, должны быть соответствующим образом оформлены и иметь следующие реквизиты:
а) наименование органа внутренних дел, от которого
исходит запрос или просьба, и наименование органа вну
тренних дел, к которому они обращены;
б) наименование дела или материала, по которому на
правляется запрос или просьба;
в) фамилии свидетелей, потерпевших, подозреваемых,
обвиняемых, разыскиваемых, подсудимых и осужденных,
их гражданство, занятие и постоянное место жительства,
или место пребывания, а при необходимости фамилии и
адреса их законных представителей;
г) содержание запроса и просьбы, а также необходи
мые сведения по их существу и описание состава право
нарушения.
К запросу и просьбе прилагаются также надлежаще оформленные специальные постановления, необходимые для совершения санкционированных действий.
Запрос и просьба должны быть скреплены подписью руководителя и печатью органа внутренних дел. Стороны при исполнении запросов и просьб пользуются русским языком.
По документам, прилагаемым к запросам и просьбам, составленным на государственном языке запрашивающей Стороны, приобщается надлежаще заверенный перевод на русский язык.
При выполнении запроса и просьбы документы, составленные на государственном языке исполняющей Стороны, переводятся ею на русский язык.
Переводы удостоверяются печатью компетентного учреждения и подписью должностного лица.
В безотлагательных случаях могут делаться запросы в устной форме, но они должны быть немедленно подтвер-ясдены письменно, в том числе с использованием технических средств передачи текста.
Статья 4
В удовлетворении запросов и просьб может быть отказано полностью или частично, если запрашиваемая Сторона полагает, что их выполнение повлечет нарушение прав человека, суверенитета, безопасности или других важных интересов своего государства. В случае принятия такого решения письменно уведомляется запрашивающая Сторона с указанием причин отказа.
Статья 5
Каждая из Сторон обеспечивает конфиденциальность сведений, передаваемых другой Стороной, если эти сведения носят закрытый характер или передающая Сторона считает нежелательным разглашение их содержания. Степень закрытости сведений определяется передающей Стороной.
В случае необходимости передачи третьей Стороне данных и сведений, полученных одной из Сторон в рамках настоящего Соглашения, требуется согласие Стороны, передавшей эти данные и сведения.
Статья 6
Стороны, руководствуясь национальным законодательством, обязуются оказывать содействие по запросу и просьбе другой Стороны:
а) в задержании лиц, скрывшихся от следствия, суда и
отбытия наказания, заключении их в необходимых случа
ях под стражу;
б) в выдаче лиц для привлечения их к уголовной ответ
ственности или для приведения приговора в исполнение.
Статья 7
Стороны обязуются предоставлять необходимую информацию на унифицированных носителях для пополнения межгосударственных оперативно-справочных, дактилоскопических, криминалистических и иных учетов, находящихся в ведении МВД Российской Федерации.
Стороны пользуются этой информацией на безвозмездной основе.
Содержание такого информационного банка осуществляется на долевом участии. Размеры долевого участия будут определены по согласованию Сторон.
Статья 8
Стороны по взаимной договоренности могут направлять в командировку своих работников в органы внутренних дел другой Стороны.
Работникам, находящимся в служебных командировках, принимающая Сторона оказывает необходимую помощь в выполнении запросов и просьб направляющей Стороны, принимает меры к обеспечению их правовой защиты в соответствии с действующим законодательством своего государства.
Статья 9
Стороны условились не препятствовать переходу работников на службу в органы внутренних дел другой Стороны, в соответствии с нормативными актами своих государств о прохождении службы в органах внутренних дел решать вопросы сохранения им стажа службы для выплаты процентной надбавки за выслугу лет, присвоения специальных званий, оплаты труда, предоставления прав и льгот и назначения государственных пенсий в размерах, установленных для работников органов внутренних дел той Стороны, куда был осуществлен перевод.
Стороны также условились, что вопросы регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей, постоянно проживающих на территории государств Сторон, осуществляются на основе межгосударственных соглашений, законов о пенсионном обеспечении.
Статья 10
Для координации и взаимодействия в борьбе с преступностью Стороны учреждают Совещание министров внутренних дел независимых государств, в дальнейшем именуемое Совещание.
Подготовку очередных заседаний Совещания обеспечивает принимающая Сторона.
Статья 11
Стороны при осуществлении сотрудничества пользуются русским языком.
Статья 12
Положения настоящего Соглашения не затрагивают обязательств Сторон по другим международным договорам и соглашениям.
Статья 13
Принятие настоящего Соглашения не препятствует развитию двусторонних связей между министерствами внутренних дел независимых государств.
Статья 14
Стороны самостоятельно несут расходы, которые будут возникать в ходе реализации настоящего Соглашения, если не будет установлен иной порядок.
Статья 15
Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания, оно открыто для подписания министерствами внутренних дел других независимых государств.
Любая из Сторон вправе выйти из настоящего Соглашения, направив МВД Республики Казахстан письменное уведомление о своем намерении за шесть месяцев до предполагаемой даты выхода, которое сообщает об этом другим Сторонам. В этом случае исполнение обязательств, вытекающих из Соглашения, продолжается Стороной до истечения 6 месяцев со дня получения МВД Республики Казахстан письменного уведомления о ее выходе из Соглашения.
Совершено в г. Алма-Ате 24 апреля 1992 года в одиннадцати экземплярах на русском языке. Все экземпляры имеют одинаковую силу и хранятся в министерствах внутренних дел независимых государств.
В удостоверение чего нижеподписавшиеся, будучи должным образом уполномоченными на это своими правительствами, подписали настоящее Соглашение.
(Подписи)
Приложение 3
РЕШЕНИЕ О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ СОВМЕСТНЫХ МЕР БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ И ИНЫМИ ВИДАМИ ОПАСНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ -УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПЕРИОД до 2000 года
Совет глав государств Содружества Независимых Государств в соответствии со статьей 4 Устава Содружества Независимых Государств в целях эффективности совме-
стных действий в борьбе с преступностью решил: утвердить Межгосударственную программу совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств — участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 года (прилагается); поручить Межгосударственному экономическому Комитету Экономического союза по согласованию с правительствами государств — участников Содружества Независимых Государств решить вопросы, связанные с финансированием и материальным обеспечением мероприятий, предусмотренных в вышеуказанной Межгосударственной программе.
Совершено в городе Москве 17 мая 1996 года в одном подлинном^ экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
За Азербайджанскую Республику
Г. АЛИЕВ
За Республику Армения
Л. ТЕР-ПЕТРОСЯН
За Республику Беларусь
За Грузию
Э. ШЕВАРДНАДЗЕ
За Республику Казахстан
Н. НАЗАРБАЕВ
За Киргизскую Республику
За Республику Молдова М. СНЕГУР
За Российскую Федерацию Б. ЕЛЬЦИН
За Республику Таджикистан
Э. РАХМОНОВ
За Республику Узбекистан
И. КАРИМОВ
За Украину
Л. КУЧМА
Межгосударственная программа совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 года
Межгосударственная программа совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств — участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 года разработана во исполнение Протокольного решения Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 года.
Состояние преступности в государствах — участниках СНГ вызывает серьезную озабоченность. В последние годы отмечается значительный рост тяжких преступлений, имеющих транснациональный характер, совершаемых организованными преступными формированиями.
Широкое распространение получили различные проявления терроризма, легализация преступных доходов, наркобизнес, контрабанда оружия и военной техники, радиоактивных веществ, культурных ценностей, редкоземельных и стратегических материалов, фальшивомонетничество, кражи автомобилей, преступления в финансовой и внешнеэкономической сферах, в том числе с использованием информационно-вычислительной техники и новейших платежных средств, заказные убийства и другие опасные виды преступлений.
Принимаемые в государствах — участниках СНГ меры не всегда адекватны преступным проявлениям, недостаточно скоординированы и согласованы. В результате увеличиваются масштабы транснациональной организованной преступности, возможности ее проникновения в экономическую, политическую, социальную и финансовую сферы, оказывающие дестабилизирующее влияние на весь ход социально-экономических преобразований в отдельных государствах и на межгосударственные отношения.
Сложившаяся обстановка настоятельно диктует необходимость принятия соответствующих межгосударственных мер, направленных на совершенствование информационного обеспечения государств, на гармонизацию и Унификацию правовой базы, проведение конкретных согласованных мероприятий правоохранительных и иных органов системы уголовной юстиции в борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступной деятельности.
Комплекс мер, предусмотренных Программой, основывается на анализе криминогенной ситуации и прогнозе развития преступности в государствах — участниках СНГ, результатах научных исследований, практике борьбы с организованными формами преступности, в том числе опыте совместных действий по выполнению мероприятий, предусмотренных Программой совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ, утвержденной Советом глав правительств 12 марта 1993 года.
J. Организационно-правовые вопросы:
1.1. Укрепление международно-правовой базы сотрудничества.
1.1.1. Подготовить и внести на рассмотрение Совета глав государств, Совета глав правительств СНГ проекты следующих международных договоров:
—соглашение о сотрудничестве в борьбе с актами
терроризма, затрагивающими общие интересы и безо
пасность государств — участников СНГ;
—соглашение о борьбе с легализацией доходов от
преступной деятельности;
—соглашение о сотрудничестве в борьбе с незакон
ным оборотом наркотических средств и психотропных
веществ и злоупотреблением ими;
—протокол об изменениях и дополнениях к Конвен
ции о правовой помощи и правовых отношениях по граж
данским, семейным и уголовным делам от 22 января
1993 года;
—договор о передаче для отбывания наказания лиц,
осужденных к лишению свободы;
—договор о порядке пребывания и взаимодействия
сотрудников правоохранительных органов на территории
государств — участников СНГ;
—соглашение о сотрудничестве налоговых служб го
сударств — участников СНГ;
—соглашение правоохранительных органов и специ
альных служб государств — участников СНГ о формах и
методах борьбы с преступностью;
—соглашение о сотрудничестве в сфере борьбы с не
законным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых
веществ и взрывных устройств;
—соглашение о сотрудничестве в сфере борьбы с хи
щениями интеллектуальной собственности;
—соглашение в сфере борьбы с незаконной миграцией;
—договор о выдаче;
—соглашение о защите свидетелей и других участни
ков уголовного процесса;
—соглашение о сотрудничестве в борьбе с компью
терными преступлениями.
1.1.2. В целях расширения международно-правовой
базы участия государств — участников СНГ в междуна
родном сотрудничестве в области борьбы с преступно
стью рассмотреть вопрос о целесообразности присоеди
нения, если это еще не сделано, к основным договорам,
заключенным в уголовно-правовой сфере в рамках ООН,
ее специализированных учреждений и МАГАТЭ, а также
Совета Европы (приложение).
1.1.3. Осуществить, если это еще не сделано, внутриго
сударственные процедуры, необходимые для вступления в
силу:
—соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в
таможенных делах от 15 апреля 1994 года;
—соглашения о сотрудничестве таможенных служб по
вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и
ввозимых культурных ценностей от 15 апреля 1994 года.
1.2. Совершенствование и гармонизация национального законодательства.
1.2.1. Предложить Межпарламентской Ассамблее государств — участников СНГ разработать проекты модельных законодательных актов по вопросам борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений для государств — участников СНГ и рекомендовать национальным парламентам учитывать их при разработке проектов национальных законов:
—модельный уголовный кодекс для государств — уча
стников СНГ;
—модельный уголовно-процессуальный кодекс для
государств — участников СНГ;
—модельный уголовно-исполнительный кодекс для
государств — участников СНГ;
—о противодействии незаконному обороту наркоти
ческих средств и психотропных веществ;
—о борьбе с незаконным оборотом оружия;
—о порядке выдачи лиц, совершивших преступления
на территории других государств;
—об исполнении приговоров, вынесенных судом дру
гих государств;
—о порядке передачи лиц, осужденных к лишению
свободы, для отбывания наказания в государствах их
гражданства;
—о контроле за оборотом радиоактивного материала;
—о борьбе с организованной преступностью;
—о борьбе с коррупцией;
—о борьбе с терроризмом;
—об ответственности за легализацию доходов от пре
ступной деятельности;
—о защите работников правоохранительных органов
и участников уголовного процесса.
1.2.2. Разработать научно-практический комментарий по реализации положений Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года.
1.3. Укрепление механизмов координации сотрудничества.
1.3.1. Расширить применение института представите
лей (офицеров связи) при правоохранительных органах
государств — участников СНГ.
1.3.2. Проработать вопрос о формах взаимодействия
государств — участников СНГ с Программой ООН по
контролю над наркотическими средствами.
II. Организационно-практические мероприятия
2.1. Изучить вопрос о создании единого межгосудар
ственного банка данных о лицах, причастных к террори
стической деятельности, незаконным вооруженным фор
мированиям, и внести предложения в Совет глав прави
тельств СНГ.
2.2. Продолжить формирование специализированного
банка данных, в первую очередь:
—о лидерах преступной среды, организаторах и ак
тивных участниках международных и межрегиональных
организованных преступных сообществ;
—о предприятиях, учреждениях, банках и собствен
ности, используемых для легализации доходов от пре
ступной деятельности на территории государств — участ
ников СНГ и других стран.
2.3. Подготовить предложения Совету глав прави
тельств СНГ о создании банка данных коллективного
пользования о иностранных гражданах и лицах без граж
данства, занимающихся противоправной деятельностью
на территории государств — участников СНГ, и лицах,
совершивших преступления в отношении граждан зару
бежных стран.
2.4. Проработать вопрос о создании централизованно
го автоматизированного банка данных похищенного ав
тотранспорта в государствах — участниках СНГ и других
государствах.
2.5. Создать в каждом государстве реестр негосударст
венных фармакологических и иных химических предпри
ятий, а также коммерческих структур, осуществляющих
деятельность, связанную с производством, культивирова-
ни, экспортом, импортом, отпуском, закупкой и транспортировкой наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ в целях противодействия создания на их основе подпольных лабораторий по производству наркотических средств и их незаконному обороту на территориях государств — участников СНГ и других стран.
2.6. В соответствии с Договором о сотрудничестве ор
ганов безопасности и спецслужб государств — участни
ков СНГ от 31 мая 1995 г. и в целях активизации инфор
мационного взаимодействия и сотрудничества с зару
бежными партнерами по линии борьбы с контрабандой,
наркобизнесом и экономической преступностью транс
граничного характера:
а) создать и ввести в эксплуатацию 1-ю очередь Объ
единенного банка данных спецслужб государств — участ
ников СНГ (ОБД СНГ);
б) подготовить и провести в г. Москве совместное за
седание Координационного Совета и Технического коми
тета спецслужб государств — участников СНГ, участниц
ОБД;
в) разработать и ввести в действие нормативно-
правовую базу функционирования ОБД.
2.7. Принять меры по совершенствованию учета въез
жающих (выезжающих) в государства — участники СНГ
иностранных граждан и лиц без гражданства на основе
системы «Дельта-Поток». В этих целях провести в г. Мо
скве многостороннее межведомственное совещание, на
котором рассмотреть меры по подготовке необходимых
нормативных документов.
2.8. Провести комплексную инвентаризацию огне
стрельного нарезного оружия, находящегося во владении
предприятий, организаций, учреждений и граждан, мест
хранения взрывчатых материалов.
2.9. Провести проверки предприятий военно-про
мышленного комплекса, воинских частей, военизирован
ных подразделений, направленных на выявление фактов
нарушений условий хранения и учета, а также незаконной
продажи гражданам либо вооруженным формированиям
боеприпасов, боевой техники, ядерных расщепляющих
материалов, источников радиоактивного излучения, силь
нодействующих ядов, патогенных микроорганизмов.
2.10. Рекомендовать разработать механизм деклариро
вания доходов для физических и юридических лиц в це
лях создания возможностей реального контроля за за
конностью их происхождения.
2.11.Проанализировать практику борьбы с контра
бандой, незаконным вывозом за пределы государств —
участников СНГ стратегически важных сырьевых ресур-
сов в условиях единого таможенного пространства государств — участников Таможенного союза и внести коррективы в организацию этой работы и укрепление взаимодействия в правоохранительной сфере.
2.12. В целях предупреждения «заказных» убийств про
верить соблюдение законности в деятельности охранно-
сыскных предприятий и служб безопасности в сфере част
ного предпринимательства и в финансово-кредитной сфере.
Принять меры по пресечению фактов использования этих структур для возврата кредитов и исполнения иных долговых обязательств в порядке, противоречащем закону.
2.13. Провести согласованные межведомственные опе
ративно-профилактические целевые мероприятия и спе
циальные операции:
— по пресечению контрабанды и хищений сырьевых
ресурсов;
— по пресечению контрабанды и хищений культур
ных ценностей;
— по пресечению незаконного изготовления и оборо
та оружия и взрывчатых веществ;
— по противодействию незаконному обороту нарко
тических средств и психотропных веществ;
— по выявлению и пресечению деятельности между
народных «гастролирующих» преступных групп;
— по выявлению и пресечению деятельности между
народных бандитских группировок, действующих на вод
ном, воздушном, железнодорожном транспорте и автомо
бильных дорогах;
— по пресечению организованной преступности фор
мирований из числа иностранных граждан, находящихся
на территории государств — участников СНГ;
— по предупреждению и пресечению правонаруше
ний, связанных с посягательствами на денежные и мате
риальные ресурсы, выделяемые на поддержку своих гра
ждан, проживающих в других государствах — участниках
СНГ (образование, культуру и т. д.).
III. Информационное и научное обеспечение
3.1. Разработать перечень статистических показате
лей, на основании которых можно было бы проводить
анализ состояния организованной преступности и ре
зультатов борьбы с ней на территории государств — уча
стников СНГ. Ежегодно представлять его Совету глав
правительств СНГ.
3.2. Подготовить методические пособия для сотрудни
ков правоохранительных органов государств — участни
ков СНГ по вопросам:
— выдачи;
—межгосударственного розыска;
—расследования преступлений, связанных с незакон
ным оборотом наркотических средств и психотропных
веществ.
3.3. Провести совместные исследования актуальных
проблем борьбы с организованной преступностью и ины
ми видами опасных преступлений в целях подготовки
предложений по совершенствованию правовой базы и
практической деятельности правоохранительных орга
нов, в том числе по следующим темам:
—о порядке изъятия и передачи угнанного и похи
щенного автотранспорта;
—о сотрудничестве в сфере борьбы с хищениями
предметов старины и искусства, представляющих куль
турную ценность;
—о возврате похищенного имущества или возмещении
ущерба, причиненного преступными действиями физиче
ских или юридических лиц государств — участников СНГ.
3.4. Организовать проведение научно-практических
конференций по проблемам и совершенствованию рабо
ты правоохранительных органов государств — участни
ков СНГ в борьбе с терроризмом, организованной пре
ступностью и иными видами опасных преступлений.
3.5. Обобщать практику привлечения к уголовной от
ветственности лидеров, организаторов преступных груп
пировок;
— информировать высшие законодательные, и судеб
ные инстанции государств — участников СНГ, а также
готовить рекомендации правоохранительным органам.
3.6. Обобщать материалы по фактам хищений в госу
дарствах — участниках СНГ денежных средств с исполь
зованием информационно-вычислительной техники, кре
дитных карточек и других подложных платежных доку
ментов. Изучить вопрос о создании информационного
банка о физических и юридических лицах, проходящих
по материалам уголовных дел.
3.7. Подготовить предложения руководителям средств
массовой информации в государствах — участниках СНГ
о выделении в программах телерадиопередач и в прессе
специального раздела «Общество и преступность», чтобы
регулярно отражать усилия правоохранительных органов
и общественных формирований в борьбе с преступно
стью и в защите граждан, их прав и свобод от преступных
посягательств
3.8. Решить вопрос об издании информационного
бюллетеня по проблемам борьбы с преступностью в госу
дарствах — участниках СНГ.
3.9. Организовать разработку комплекса организационно-технических мероприятий по созданию и эффективному использованию современных и перспективных систем связи и информационных технологий для обмена информацией между правоохранительными органами государств — участников СНГ.
IV. Кадровое обеспечение
4.1. Продолжить на договорной основе сотрудничество
в подготовке кадров правоохранительных органов.
4.2. Организовать взаимодействие в повышении ква
лификации сотрудников правоохранительных органов, в
том числе путем консультаций и стажировки в специали
зированных подразделениях по борьбе с организованной
преступностью и иными видами опасных преступлений.
4.3. Осуществлять обмен учебными планами, програм
мами и другими методическими материалами по подго
товке и повышению квалификации кадров правоохрани
тельных органов государств — участников СНГ.
V. Материально-техническое и финансовое обеспечение
5.1. Порядок материально-технического и финансово
го обеспечения настоящей Программы определяется
Межгосударственным экономическим Комитетом Эко
номического союза по согласованию с правительствами
государств — участников СНГ.
5.2. Развивать на основе двусторонних договоренно
стей сотрудничество в области разработки, производства,
поставок вооружения, специальных средств, техники и
оборудования для оснащения подразделений по борьбе с
организованной преступностью и иными видами опасных
преступлений.
VI. Механизм контроля
6.1. Принять национальные планы по реализации по
ложений настоящей Межгосударственной программы и
определить формы внутригосударственного контроля по
ее выполнению на национальном уровне, информировать
об этом Исполнительный Секретариат СНГ.
6.2. Ежегодно информировать Исполнительный Сек
ретариат СНГ о ходе выполнения настоящей Межгосу
дарственной программы.
6.3. Представлять доклад Совету глав государств и Со
вету глав правительств СНГ о ходе выполнения Межгосу
дарственной программы совместных мер борьбы с орга
низованной преступностью и иными видами опасных
преступлений на территории государств — участников
СНГ на период до 2000 года.
6.4. Подготовить и представить Совету глав государств СНГ доклад о выполнении настоящей Межгосударственной программы в целом с рекомендациями о последующих мерах по укреплению сотрудничества в сфере борьбы с преступностью.
*В графе «Исполнитель» указаны государства, органы СНГ, которые в указанный срок разрабатывают и вносят в установленном порядке проект документа на рассмотрение Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ.
Раздел IX