Методические указания к выполнению курсовой работы 4 страница
Задание 3
Предлагаемые задачи относятся к теме "Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция." Для решения задач необходимо ознакомиться со следующими понятиями: экономический цикл, спад (рецессия), подъём (оживление), пик, низшая точка спада, потенциальный ВВП (экономический потенциал), относительное отклонение фактического ВВП от потенциального (gap GDP), безработные, занятые, рабочая сила, фрикционная безработица, структурная безработица, циклическая безработица, уровень безработицы, естественный уровень безработицы (не ускоряющий инфляцию уровень безработицы, NAIRU), страхование по безработице, безработица ожидания, закон Оукена, инфляция, дефляция, инфляция спроса, инфляция издержек, стагфляция, ожидаемая инфляция, непредвиденная (неожиданная) инфляция, гиперинфляция, "индекс нищеты".
Номера задач выбираются в соответствии с предпоследней цифрой шифра зачетной книжки. По чётной цифре требуется решить задачи под номером 1, 3, 5, а по нечетной – 2, 4, 6.
Задача 1
Численность населения составляет 100 млн чел., 24 млн чел. – дети до 16 лет, а также люди, находящиеся в длительной изоляции (в психиатрических больницах, исправительных учреждениях и т. д.); 30 млн чел. выбыли из состава рабочей силы; 4 млн 600 тыс. чел. – безработные; 1 млн чел. – работники, занятые неполный рабочий день и ищущие работу.
Используя эти статистические данные, рассчитайте:
а) величину рабочей силы;
б) уровень безработицы.
Задача 2
Известно, что численность занятых в стране в январе составила 180 млн чел., а число безработных составило 20 млн человек. В течение года в среднем за один месяц 1% занятых по тем или иным причинам оставляли работу, а 20% людей из числа безработных устраивались на работу.
а) Какой величины достигло значение естественного уровня безработицы в стране?
б) Каков был уровень конъюнктурной безработицы в январе?
Задача 3
Предположим, что естественный уровень безработицы в стране равен 5%, а её фактический уровень составил в текущем году 8,5%. Реальный объём фактически произведенного ВНП был равен 1480 млрд руб. Сколько млрд руб. составил бы реальный ВНП в условиях полной занятости при коэффициенте Оукена, равном 3.
Задача 4
Если фактический уровень безработицы составляет 12 %, естественная норма безработицы равна 5 %. Какой величины достигнет уровень конъюнктурной безработицы?
Задача 5
Предположим, что уровень инфляции был равен 0, а реальная процентная ставка составляла 5%. Какой размер номинальной процентной ставки сможет гарантировать ту же реальную процентную ставку при условии увеличения инфляции до 15%?
Задача 6
Предположим, что индекс цен на потребительские товары учитывает только два товара: еду и жилье. Доля продуктов питания – 0,33, а жилья — 0,67. Цены на продукты питания выросли на 20%, а на жилье снизились на 2%. Каков темп инфляции за год?
Задание 3
Предлагаемые задачи относятся к теме "Банковская система. Кредитно-денежная политика" Для решения задач необходимо ознакомиться со следующими основными понятиями: коммерческие банки, Центральный Банк, конечные цели кредитно-денежной политики, промежуточные цели, инструменты кредитно-денежной политики, обязательные резервы, избыточные резервы, изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки, операции на открытом рынке.
Номера задач выбираются в соответствии с предпоследней цифрой шифра зачетной книжки. По чётной цифре требуется решить задачи под номером 1, 3, а по нечетной – 2, 4.
Задача 1
Коммерческий банк выдал кредит в сумме 15 тыс. руб. Определите величину погасительного платежа через 36 мес. при условии, что начисляются сложные проценты раз в полгода по номинальной ставке – 8% годовых.
Задача 2
Коммерческий банк выдал кредит в сумме 10 тыс. долл. под сложные проценты – 6% годовых. Определите величину погасительного платежа, если срок пользования кредитом составляет четыре года.
Задача 3
Клиенту выдана ссуда на срок с 12 сентября 1995 г. по 5 марта 1996 г. под 9 % годовых. Определите размер погасительного платежа, если первоначальная величина ссуды составляла 12 тыс. долл.
Задача 4
Коммерческим банком выдан кредит в сумме 700 долл. под простые проценты – 8% годовых. Определите величину погасительного платежа, если срок пользования кредитом составляет 4 года и 8 месяцев.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Учебными планами высших учебных заведений предусматривается написание студентами курсовых работ по экономической теории, которые являются важным звеном в выработке у студентов навыков самостоятельного изучения науки, в глубоком усвоении положений, выводов, законов, приобретении опыта самостоятельного получения и накопления знаний, что необходимо будущему дипломированному специалисту в его трудовой деятельности.
Для подготовки курсовой работы студент должен использовать не только полученные теоретические знания по общей экономической теории, но и фактические данные, характеризующие деятельность всех хозяйствующих субъектов, в том числе и финансово-кредитных учреждений.
Тему курсовой работы определяет руководитель.
Выполненная работа сдается для проверки. После положительной оценки ее преподавателем она должна быть защищена.
К сдаче экзамена по экономической теории допускаются лишь те студенты, которые имеют положительные оценки по курсовым работам.
4.1. Объём и структура курсовой работы
Курсовая работа должна состоять из следующих частей: введения, основного текста, заключения и библиографического списка. Структура курсовой работы может изменяться в зависимости от темы и ее сложности.
Во введении автор должен показать актуальность рассматриваемой проблемы, степень её разработки и сформулировать те задачи, которые будут решаться в работе. Введение должно быть кратким (не более 3 – 4 страниц).
В основной части излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на 3 – 4 вопроса, раскрывающих сущность проблемы. Основная часть работы должна быть изложена на 35 – 40 страницах.
В заключении курсовой работы (2 – 3 страницы) должны быть представлены выводы и предложения по решению рассматриваемой проблемы.
В библиографическом списке указываются использованные в работе литературные источники, которые следует располагать в порядке упоминания их в тексте или в алфавитном порядке.