Тема 1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Московский автомобильно-дорожный инститУт

(государственный технический университет)

А.А. Султыгова, В.В. БЕЗНОВСКАЯ, И. В. Кирова

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

В задачах и ситуациях

ЧАСТЬ 1

Микроэкономика

Учебное пособие

Москва 2008

удк 330. 01

ббк 65. 01

Султыгова А. А., Безновская В. В., Кирова И. В. Экономическая теория в задачах и ситуациях. Часть 1: Микроэкономика: Учеб. пособие / МАДИ (ГТУ). – М., 2008. 84с.

Рецензенты:

Т. П. Минаева, заместитель директора Учебно-консультационного центра АСМАП, кандидат экономических наук, доцент.

Т. Л. Попова, вице-президент Международного фонда социальных и экономических реформ (фонд «Реформа»), кандидат экономических наук, доцент.

Данное учебное пособие знакомит читателей с основными проблемами микроэкономики. Оно состоит из пяти тем одноименного учебного курса, которые соответствуют стандарту экономического образования высших учебных заведений. Каждая тема учебного пособия содержит необходимый теоретический материал, подробный разбор типовых задач и упражнений с ответами на закрепление соответствующего материала. В конце пособия помещены тесты и ключи к ним. Для более глубокого усвоения материала приведен список литературы, предназначенный для самостоятельного изучения проблем микроэкономки и закрепления обретенных навыков.

Пособие предназначено для студентов, изучающих курс «Экономическая теория» раздел «Микроэкономика», преподавателей экономики технических вузов, техникумов, колледжей и менеджеров фирм, а также для всех, интересующихся вопросами современной экономики.

Все темы написаны авторами совместно.

© Московский автомобильно-дорожный институт

(государственный технический университет), 2008.

Введение

Уважаемые читатели!

Предлагаемое учебное пособие представляет собой разъяснение теоретических положений и практических примеров курса «Экономическая теория» (раздел «Микроэкономика»). При этом, разумеется, пособие не охватывает весь круг проблем, встречающихся как в теории микроэкономики, так и на практике. Материал учебного пособия «привязан» к определённым темам учебников и учебно-методической литературы, поэтому его следует рассматривать как дополнение к ним.

Теоретический материал учебного пособия разбит на две части: основной и дополнительный. При этом и та, и другая учебная информация является существенной, поскольку решение типовых экономических задач не возможно без опоры на неё. Знание основного материала поможет Вам в успешном усвоении экономической теории, в решении типовых задач. Умения и навыки, приобретенные при изучении дополнительного материала, позволят полученные знания представить в обобщенно-систематизированном виде, и на основании этого делать научные прогнозы.

Особое значение в пособии придаётся решению типовых экономических задач. По мнению авторов, они наглядно иллюстрируют экономические концепции и модели, позволяют усвоить материал глубже и эффективнее, развивают экономическую культуру студентов и преподавателей. В пособие включены не только задачи, придуманные его авторами, но и наиболее удачные задачи коллег из высшей школы, а также задачи, которые использовались при проведении Международных, Всероссийских и окружных олимпиад по экономике в 1997 – 2007 гг.

Идея авторов учебного пособия состоит в том, чтобы научить читателей рассматривать учебный курс на теоретическом и практическом уровне в их единстве, видеть структуру изучаемой проблемы, их логические связи, а следовательно, обеспечить более глубокое изучение учебного материала.

Авторы надеются, что пособие поможет студентам при самостоятельной работе над программным материалом, в подготовке к контрольным работам, семинарам, зачётам и экзаменам.

Желаем успеха!

Тема 1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Основные понятия. Производственные возможности. Кривая(граница) производственных возможностей. Альтернативный товар. Альтернативные (вмененные) издержки. Закон возрастающих альтернативных издержек.

Дополнительные понятия. Предельная норма продуктовой трансформации. Парето - эффективное размещение ресурсов. Экстенсивный и интенсивный тип экономического роста.

Основные умения. Строить, анализировать и применять кривую производственных возможностей в решении задач.

Дополнительные умения. Применять принцип Парето, типы экономического роста в разъяснении задач.

Теоретический материал

Производственные возможности – это возможности производства продуктов или услуг при полном и эффективном использовании всех имеющихся ограниченных ресурсов (земли, труда, капитала) и данном уровне развития научно-технического прогресса.

Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. Так, обеспеченность человечества земельными ресурсами определяется мировым земельным фондом, в пределах 13,1 млрд. га. При этом обрабатывемые земли, которые дают необходимые человечеству продукты питания, составляют 88% от него. Что же касается производительности труда работников, станков, оборудования, то они также имеют свой верхний предел эксплуатации.

Кривая (граница) производственных возможностей (КПВ) - график, показывающий предел возможных вариантов использования имеющихся ограниченных ресурсов для производства альтернативных видов продуктов, т.е. одного продукта при фиксированном производстве другого.

Допущения модели:

· при построении КПВ прибегают к рассмотрению двухпродуктовой модели, т.к. изучение всех возможных вариантов выпуска продуктов чрезвычайно затруднено;

· полное использование ресурсов и неизменность техники рассматривается как необходимое условие их наилучшего использования (в том смысле, что при фиксированном выпуске одного продукта ресурсы используются так, чтобы максимизировать выпуск другого).

Рассмотрим экономическую ситуацию. Предположим, что общество нуждается в производстве двух продуктов – дизельного масла и газонокосилок и все имеющиеся ресурсы распределяются между ними. Пусть общее количество ресурсов (земли, труда и капитала) составляет на сумму 180 тыс. рублей. На выпуск одной тонны дизельного масла необходимо 4 тыс. рублей, а на выпуск одной газонокосилки 5 тыс. рублей. При этом совместное производство продуктов предполагает экономию ресурсов равную 10%. На основе данной ситуации:

1. составим функцию кривой производственных возможностей;

2. построим график КПВ;

3. проведем анализ данной кривой, опираясь на основные экономические положения КПВ;

4. охарактеризуем производственную программу при следующем условии совместного производства продуктов:

а) 10 т масла и 25 газонокосилок;

б) 35 т масла и 35 газонокосилок. Определим, чему равна потребность в ресурсах при данном выборе?

Решение:

1. Опираясь на вышеизложенные допущения, выразим зависимость между величинами X и Y через равенство, отражающее сбалансированность располагаемых и расходуемых ресурсов.

Пусть X и Y – необходимое для производства количество масла и газонокосилок соответственно;

Тогда тождество примет следующий вид:

4X + 5Y = 180 + 0,1 XY.

Следовательно, Y = 36 – 0,8X ∕ 1 – 0,02X

и есть функция кривой производственных возможностей.

2. Построим график кривой производственных возможностей, предварительно используя табличный метод:

X
Y

Графическое изображение кривой производственных возможностей примет следующий вид:

Тема 1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - student2.ru

3. Проведём анализ данного графического изображения, опираясь на общеизвестные экономические положения:

а) Кривая производственных возможностей (криваятрансформации) представляет собой выпуклую форму. В чём мы и убедились, строя данную линию. Кривизна объясняется действием закона возрастающих альтернативных издержек. В случае прямой линии это означало бы, что альтернативные издержки производства любого из двух продуктов постоянны, в какую бы точку на данной прямой линии ни перемещалась экономика.

б) Минимальное количество продукта Y (газонокосилки), которым необходимо пожертвовать для увеличения производства продукта Х (масла) на единицу называется предельной нормой трансформации.

Так, первые 10 т масла стоят 1 газонокосилки (36 – 35); – точка B.

Вторые 10 т масла – уже 2 газонокосилки (35 – 33); – точка C.

Третьи 10 т – 3 газонокосилки (33 – 30); – точка D.

Четвёртые 10 т – 10 газонокосилок (30 – 20); – точка E.

Последние пять тонн – 20 газонокосилок (20 – 0); - точка F.

Таким образом, мы видим, что каждые последующие 10 т масла обходятся обществу всё дороже и дороже, а что же касается последних пяти тонн масла, то они самые дорогие.

· Точки: B, C, D, E, принадлежащие данной КПВ, отражают предельные возможности совместного производства обоих продуктов.

· Точки A и F характеризуют ситуацию, при которой производится только один из продуктов при условии полного отказа от производства другого продукта.

в) Постепенное удорожание производства масла объясняется тем, что при увеличении его выпуска приходится использовать ресурсы, приспособленные для производства газонокосилок. Поскольку производительность ресурсов в разных процессах производства различна, то переключение их из одной сферы применения в другую приводит к росту альтернативных издержек производства.

Тем самым, согласнозакону возрастающих альтернативных издержек, по мере увеличения выпуска данного продукта (масла) для получения каждой следующей, т.е. дополнительной его единицы приходится отказываться от другого продукта (газонокосилок) во всё большем количестве. Следовательно, издержки производства данного продукта (масла) можно выразить в издержках другого продукта (газонокосилок), от производства которого приходится отказываться. В экономике такая стоимость или такие издержки производства называются альтернативными (вмененными) издержками. Продукт, выраженный в другом продукте, которым пришлось пожертвовать при экономическом выборе, называется альтернативным продуктом. Значит, альтернативные (вмененные) издержки – издержки одного продукта, выраженные в другом продукте, которым пришлось пожертвовать для получения первого.

г) Функционирование экономики на границе своих производственных возможностей отражает Парето-эффективное размещение ресурсов, т.е. такое размещение ресурсов, при котором нельзя увеличить выпуск одного продукта, не сократив выпуск другого. Так, двигаясь по кривой производственных возможностей, действительно, мы видим, что с увеличением производства масла выпуск газонокосилок сокращается, и наоборот.

4. Кривая производственных возможностей подвижна:

а) Она может сместиться влево или вниз. Об этом свидетельствует предлагаемый в условии задачи выбор сочетания продуктов, соответствующий координатам точки N (10; 25). Однако данный выбор неудачный (неэффективный), т.к. ресурсы используются не полностью. В данной точке потребность в ресурсах составляет 140 тыс. рублей, что меньше имеющихся 180, т.к. (4 × 10 + 5 × 25 – 0,1 × 10 × 25 = 140). Таким образом, точка N и все точки, лежащие левее или ниже границы кривой производственных возможностей, принадлежат области возможных, но неэффективных объемов производства.

б) Линия КПВ может переместиться вверх или вправо. Производство продуктов, соответствующее координатам точки M (35;35) невозможно, т.к. она лежит за границей КПВ. Об этом свидетельствует и потребность в ресурсах, которая равна 192,5 тыс. рублей (4 × 35 + 5 × 35 – 0,1 × 35 × 35 = 192,5) против исходных 180 тыс. рублей. Следовательно, точка М и все точки, лежащие правее или выше границы КПВ, принадлежат области недоступных объёмов производства в силу недостаточной обеспеченности ресурсами. Однако это совсем не означает, что в принципе производственные возможности не могут увеличиться. Можно воспользоваться двумя способами расширения производственных возможностей (экстенсивным и интенсивным):

· экстенсивный способ – предполагает вовлечение в производство дополнительных ресурсов (земли, труда, капитала);

· интенсивный способ – предполагает наилучшее использование имеющихся ресурсов (применение ресурсосберегающих технологий, повышение производительности труда, улучшение организации производства и т.п.).

Выводы:

· кривую производственных возможностей в реальной жизни не строят, а значит, она предельно абстрактна и непригодна;

· кривая производственных возможностей находит теоретическое применение при изучении теории экономического роста; при определении недогрузки мощностей; при анализе роста производительности труда и т.д.;

· кривая производственных возможностей учит нас правильной логике выбора, т.к. иллюстрирует принцип выбора в условиях ограниченности ресурсов.

Наши рекомендации