Коммуникации в организациях
Роль коммуникации в управлении. Горизонтальные и вертикальные коммуникации в системе менеджмента.
Коммуникационный процесс. Элементы и этапы процесса коммуникаций. Межличностные и групповые коммуникации. Типы общения и типы организаций. Барьеры общения и пути их устранения.
*Коммуникации- Это обмен информацией, они встроены во все виды управленческой деятельности, поэтому называются связующим процессом.
*Вертикальные коммуникации - информация перемещается внутри
организации с уровня на уровень
* Коммуникации между отделами — это горизонтальные коммуникации, они необходимы для координации задач и действий
* Коммуникационный процесс— обмен информацией между двумя и боле людьми. Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметам обмена, т.е. сообщений.
Коммуникационный процесс состоит из 4 базовых элементов:
1. Отправитель - лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее.
Сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов
Канал - средство передачи информации
Получатель - лицо, которому предназначена информация.
Коммуникационный процесс состоит из следующих 4 этапов:
1. Зарождение идеи. Обмен информации начинается с формулирование идеи и отбора информации. Руководитель решает, какую значимую информацию сделать предметом обмена. Лейтмотив этапа: не начинайте говорить — не начав думать.
2. Кодирование и выбор канала. Кодирование осуществляется с помощью слов, интонации, жестов в результате получается сообщение.
Каналы: передача речи, письменный материал, электрические средства связи, электронная почта, видеоленты, одновременно ещё несколько канатов (например, устной и письменной).
Передача — использование нескольких каналов для передачи сообщения получателю. Эта физическая передача информации.
Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя.
Межличностные связи и преграды
На межличностные связи уходит 50-90 % времени менеджера. Преграды на пути межличностных коммуникаций:
преграды, обусловленные восприятием;
семантические барьеры:
невербальные преграды;
плохая обратная связь
неумение слушать
Преграды, обусловленные восприятием.
Люди могут по-разному воспринимают одну и ту же информацию в зависимости от накопленного опыта, круга их интересов, потребностей, эмоционального состояния и внешнею окружения. Информация, вступающая в противоречие с нашим опытом или установками, либо полностью отвергается, либо искажается в соответствии с этим опытом.
Семантические барьеры. Вступая в информационный контакт, мы используем символы — слова, жесты интонацию. Семантика — использование слов в качестве символов. Невербальные преграды. Невербальные коммуникации — любые символы, кроме слов: взгляд, выражение лица, улыбка, поднятие брови и т.д. интонация, модуляция. 55 % сообщений передаются — через выражения лица, поза, жесты, 38 % — через интонацию и модуляцию голоса и только 7 % — через слова.
Плохая обратная связь. Обратная связь очень важна, так как дает возможность установить, правильно ли понято ваше сообщение.
Неумение слушать. Управляющий слушает с 25 %- ой эффективностью, тогда как подчиненные боготворят руководителей, которые могут слушать. Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщение и при его умении слушать.
Организационные коммуникации
Преграды в организационных коммуникациях:
а) Искажение сообщений, которое возможно из-за:
затруднений в межличностных контактах;
искажение с целью изменения смысла в своих интересах;
- вследствие фильтрации. Для ускорения движения информации различные сведения приходится суммировать, отсеивать одни, акцентировать на другие сообщения.
б) Информационные перегрузки. Руководитель, поглощенный переработкой информации, не в состоянии реагировать на всю информацию, он отсеивает менее важную информацию, и это происходит в работе других работников.
в) Неудовлетворительная структура организации. Чем больше уровней управления, тем больше вероятность информационных искажений