Формируемые компетенций при написании курсовой работы, учитываемые при текущем контроле
Форма контроля | Компетенция | Приобретенные знания, умения и навыки |
Курсовая работа | ОК-1 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-8 ОК-10 ОК-13 ПК-1 ПК-4 ПК-5 ПК-8 ПК-9 ПК-10 | - владеть культурой экономического мышления, обладать способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; - способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем; - умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; - способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность; - быть способным критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; - владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях. · расчетно-экономическая деятельность - способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; · аналитическая, научно-исследовательская деятельность - способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач; - способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; - обладать способностями, используя отечественные и зарубежные источники информации по экономической проблематике, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор или аналитический отчет; · организационно-управленческая деятельность обладать способностями организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретной студенческой научно-исследовательской работы, быть готовым к работе в коллективе. |
Написание курсовой работы является подготовкой студентов к научно-исследовательской работе на старших курсах и имеет двоякое значение:
· во-первых, она приобщает студентов к творческой работе с экономической литературой, приучает находить в ней основные положения, относящиеся к избранной проблеме, подбирать, обрабатывать и анализировать конкретный материал, составлять таблицы и диаграммы и на их основе делать правильные выводы;
· во-вторых, будущий специалист привыкает четко, последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли при анализе теоретических проблем и учится творчески применять экономическую теорию, связывать ее с практикой.
Успешное выполнение курсовой работы во многом зависит от правильной организации ее подготовки и написания, а также соблюдения основных требований, которые к ней предъявляются.
Соответствие работы предъявляемым формальным требованиям является составной частью оценки за курсовую работу.
Подготовка к написанию курсовой работы начинается с выбора темы. Определяющую роль в выборе темы курсовой работы играют интересы, увлечения и личные склонности студента. Вместе с тем целесообразно учитывать проверенные практикой принципы:
· тема курсовой работы должна соответствовать интересам и уровню подготовки студента. Здесь очень важен внутренний психологический настрой. Интерес порождает воодушевление, возникающее в ходе работы над курсовой работой;
· не следует выбирать слишком широкую тему курсовой работы. Это связано с ограниченностью объема работы - 25 - 45 страниц.
Для утверждения окончательного названия темы преподавателем, закрепленным кафедрой в качестве научного руководителя, необходимо представить научному руководителю примерный список литературы, на основании которой будет проходить написание курсовой работы. При этом следует учитывать, что тема курсовой работы раскрывается на основе изучения основной и дополнительной литературы, а не только на базе материалов учебников и учебных пособий. В списке литературы должно быть не менее 17 - 20 названий различных источников (монографий, журнальных и газетных статей, справочников, учебников, учебных пособий и официальных документов).
При работе в рамках НИР кроме изучения теоретической литературы необходимо составление досье по реальному субъекту микроэкономики.
Подбор литературы
Изучение литературы по выбранной теме целесообразно начинать с просмотра нескольких учебников по микроэкономике (экономической теории). Это позволит получить общее представление о вопросах исследования. Для полного и правильного раскрытия содержания избранной темы необходимо также:
- изучить научные работы по данной проблеме российских и зарубежных видных ученных;
- собрать статистические данные, публикуемые в периодической печати и статических сборниках.
- изучить статьи по избранной теме, публикуемые в экономических журналах, например: «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Финансы», «Экономист», «Мировая экономика и международные отношения», «Вестник Финансовой академии». «Вестник Московского университета», «Мир новой экономики», в еженедельнике «Экономика и жизнь» и др.
Дальнейший поиск необходимой информации предполагает знакомство с тремя группами источников.
· Официальные документы - это Конституция Российской Федерации, законодательные акты, постановления Правительства Российской Федерации и т.п.
· Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов:
- учебная литература: учебники, учебные пособия и т.д.;
- монографии, коллективные работы, сборники трудов, различные справочники, энциклопеди.
· Статьи из периодических изданий: Именно в этой группе в основном содержатся новые сведения и факты, приводятся последние цифровые данные
- журнальные и газетные статьи, аналитические и статистические материалы, и т.п.
· Интернет-ресурсы
Недопустимо написание работы только на основе учебной литературы. Важно привлечь более широкий круг литературы, в том числе и статьи на иностранных языках, так как от использования различных источников будет зависеть качество курсовой работы.
Подбор необходимой литературы в библиотеке осуществляется с помощью библиографических каталогов.
При первоначальном знакомстве с книгой надо познакомиться с оглавлением, прочесть аннотацию, предисловие, полезно также пролистать ее, бегло просмотреть текст, рассмотреть иллюстрации, таблицы, диаграммы, приложения, научно-справочный аппарат.
Подобранную литературу вначале необходимо детально просмотреть и на основании собранных материалов составить предварительный план курсовой работы, который в дальнейшем по мере работы над литературой будет уточняться и дополняться.