Тема 2. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ
Тесты и задачи
1. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета микроэкономики?
а) эффективное использование ресурсов;
б) неограниченные производственные ресурсы;
в) максимальное удовлетворение потребностей;
г) материальные и духовные потребности.
2. Что из перечисленного изучает микроэкономика?
а) производство в масштабе всей экономики;
б) численность занятых в народном хозяйстве;
в) общий уровень цен;
г) производство сахара и динамику его цены.
3. Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа является:
а) описательным;
б) гипотетическим;
в) индуктивным;
г) дедуктивным.
4. Позитивная микроэкономика изучает:
а) «что есть»;
б) что должно быть;
в) предполагаемые тенденции в экономическом развитии;
г) оценочные суждения.
5. Основное значение экономической науки состоит в том, что она:
а) помогает предпринимателям вести успешный бизнес;
б) дает ученым возможности реализовать свои способности;
в) показывает пути наилучшей организации общества для удовлетворения потребностей людей;
г) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения.
6. Какая из перечисленных задач является основной для экономической системы?
а) определить технические условия производства;
б) ликвидировать инфляцию и безработицу;
в) установить справедливое общественное устройство;
г) скоординировать действия отдельных экономических субъектов.
7. Противоположностью метода анализа является:
а) гипотеза; б) дедукция; в) индукция; г) синтез.
8. Научная абстракция – это метод, состоящий в:
а) разложении целого на составные элементы;
б) мысленном отвлечении от несущественных сторон;
в) обобщении данных, добытых анализом;
г) движении мысли от частного к общему.
9. Противоположностью метода дедукции является:
а) синтез; б) гипотеза; в) индукция; г) анализ.
10. Синтез – это метод исследования, заключающийся в:
а) обобщении данных, добытых анализом;
б) мысленном отвлечении от несущественных сторон;
в) разложении целого на составные элементы;
г) умозаключении от общего к частному.
11. Экономическая модель не является:
а) инструментом для экономических прогнозов;
б) комплексом экономических принципов;
в) объяснением, как функционирует экономика;
г) идеальным типом экономики или политики.
12. Если утверждается, что две экономические цели взаимоисключают друг друга, то это означает:
а) невозможность одновременного достижения обеих целей;
б) отрицание их в качестве целей, которые должны быть реализованы в определенной стране;
в) что реализация одной рассматривается как результат достижения другой;
г) что эти цели имеют количественное выражение.
13. Использование допущений в экономическом анализе:
а) изменяет внутреннюю логику теории или модели;
б) облегчает решение проблемы;
в) делает модель более реалистичной;
г) увеличивает число вопросов, которые должны быть включены в анализ.
14. Какое утверждение является позитивным?
а) если сокращается производство масла, то будет увеличиваться производство пушек;
б) производство масла должно быть больше, чем производство пушек;
в) производство масла и производство пушек должны соответствовать потребностям государства;
г) производство масла и производство пушек должны соответствовать спросу экономических субъектов.
15. Термин «предельный» в микроэкономике означает:
а) небольшое изменение экономической величины;
б) максимальное изменение экономической величины;
в) дополнительное изменение экономической величины;
г) очень большое изменение экономической величины.
16. Что выражает кривая производственных возможностей?
а) взаимосвязь между факторами производства;
б) максимальный объем производства двух продуктов при использовании всех имеющихся ресурсов;
в) соотношение между производственными мощностями и объемом выпускаемой продукции;
г) дополнительный выпуск продукции при увеличении (уменьшении) ресурсов.
Ответы:1. б); 2. г); 3. в); 4. а); 5. в); 6. г); 7. г); 8. б); 9. в); 10. а); 11. б); 12. а); 13. б); 14. а); 15. в); 16. б).
Тема 2. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Тесты и задачи
1. Параллельный сдвиг линии бюджетного ограничения вправо связан с:
а) ростом дохода;
б) падением дохода;
в) увеличением полезности;
г) ростом спроса.
2. Какой из следующих перечней значений предельной полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?
а) 200, 300, 400, 500;
б) 200, 450, 750, 1100;
в) 200, 400, 1600, 9600;
г) 200, 180, 150, 110.
3. Какой ряд значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?
а) 10, 18, 25, 31;
б) 10, 18, 28, 38;
в) 10, 18, 24, 30;
г) 10, 18, 22, 34.
4. Предположим, что потребитель имеет доход в 8 тыс. рублей. Цена товара А равна 1 тыс. рублей, а цена товара В – 0,5 тыс. рублей. Какая из следующих комбинаций товаров находится на бюджетной линии?
а) 8А и 1В;
б) 7А и 1В;
в) 6А и 6В;
г) 5А и 6В.
5. Утверждение, которое говорит о том, что полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров – это закон:
а) спроса;
б) полезности;
в) убывающей предельной полезности;
г) рынка.
6. Потребительское равновесие на карте кривых безразличия – это:
а) любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия;
б) любая точка на самой высокой из кривых безразличия;
в) та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия;
г) любая точка, расположенная на бюджетной линии.
7. Какое из следующих утверждений является неверным?
а) каждая точка кривой безразличия означает комбинацию товаров;
б) каждая точка кривой безразличия означает комбинацию двух товаров;
в) все точки кривой безразличия означают одинаковый уровень полезности;
г) все точки бюджетной линии означают одинаковый уровень полезности.
8. Способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей – это:
а) необходимость;
б) желание;
в) полезность;
г) спрос.
9. Полезность каждой дополнительной единицы потребленного блага – это:
а) предельная полезность;
б) предельные издержки;
в) предельный доход;
г) предельная производительность.
10. Кривая, которая показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя,– это:
а) линия бюджетного ограничения;
б) кривая безразличия;
в) изокоста;
г) кривая средних издержек.
11. Кривая, показывающая, какие потребительские наборы можно приобрести при данном бюджете потребителя, – это:
а) кривая безразличия;
б) линия бюджетного ограничения;
в) кривая «цена-потребление»;
г) изокванта.
Ответы:1. а); 2. г); 3. а); 4. г); 5. в); 6. в); 7. г); 8. в); 9. а); 10. б); 11. б).
Задача. Потребитель, располагающий доходом в 9 ден. единиц, делает выбор между двумя товарами А и Б, цены на которые соответственно 2 и 1 ден. единиц. Определите, сколько единиц каждого товара ему следует купить, чтобы максимизировать полезность. Предельная полезность товаров приведена в таблице.
Количество товара А | Предельная полезность товара А | Количество товара Б | Предельная полезность товара Б |
Решение. Согласно правилу максимизации полезности, потребитель максимизирует свою полезность, когда отношение предельных полезностей товаров в потребительском наборе будет равно отношению их цен:
Так как цены на товар А и товар Б известны из условия задачи, то получаем:
Таким образом, потребитель, расходуя весь свой доход в размере 9 ден. единиц, будет максимизировать полезность при покупке таких товаров, отношение предельных полезностей которых будет равно 2. Исходя из таблицы, такой единственно возможный вариант набора двух товаров наблюдается при покупке 2 ед. товара А и 5 ед. товара Б.