Коммерческая и банковская тайны
Основные принципиальные положения о составе сведений, составляющих банковскую тайну, и о режиме этой тайны изложены в статье 857 Гражданского кодекса РФ и в статье 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. N 395-1. Статья 857 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренном законом. Несколько иначе это положение сформулировано в статье 26 Закона РФ N 395-1, согласно которой кредитные организации, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит указанному Федеральному закону.
Как видим, между Гражданским кодексом и Законом "О банках и банковской деятельности" имеются определенные противоречия. Гражданский кодекс в качестве субъекта, в обязанности которого вменяется хранить тайну, определяет банк, а Закон - кредитную организацию (таким образом, из сферы регулирования Гражданского кодекса выпадают небанковские кредитные организации)*(6), в Гражданском кодексе объектом защиты названы сведения об операциях по вкладу, а в Законе - вообще об операциях. В Законе, в отличие от Гражданского кодекса, перечень сведений, подпадающих под правовой институт банковской тайны, является открытым (в перечень входят "иные сведения").
С принятием Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" прибавился еще один вид обладателей банковской тайны. Согласно указанному закону предусмотрено создание бюро кредитных историй, основная цель которых состоит в накоплении определенного перечня информации, характеризующей платежную дисциплину заемщика по исполнению договора займа (кредита) и в совокупности составляющей кредитные истории физических и юридических лиц. В частности, в кредитные истории вносятся следующие сведения:
1) указание суммы обязательства заемщика на дату заключения договора займа (кредита);
2) указание срока исполнения обязательства заемщика в полном размере в соответствии с договором займа (кредита);
3) указание срока уплаты процентов;
4) о внесении изменений или дополнений к договору займа (кредита), в том числе, касающихся сроков исполнения обязательств;
5) о дате и сумме фактического исполнения обязательств заемщика в полном или неполном размерах;
6) о погашении займа (кредита) за счет обеспечения в случае неисполнения заемщиком своих обязательств по договору;
7) о фактах рассмотрения арбитражным или третейским судом споров по договору займа (кредита) и содержании резолютивных частей судебных актов, вступивших в законную силу;
8) иная информация, официально полученная из государственных органов.
Поскольку аккумулируемая в бюро кредитных историй информация может иметь значительную ценность при конкурентной борьбе, возникает необходимость в обеспечении защиты коммерческой тайны юридических лиц и частных предпринимателей. Закон "О кредитных историях" уделяет большое внимание порядку хранения и передачи кредитных историй, а также надзору за деятельностью бюро. Информация может поступить в бюро только при наличии согласия заемщика. Предусмотрен особый механизм передачи на основании договора оказания информационных услуг, исключающий возможность утечки сведений. Бюро кредитных историй обязаны иметь лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации и обеспечивать защиту информации сертифицированными средствами*(7). Пункт 14 статьи 6 рассматриваемого закона устанавливает для пользователей кредитных историй и иных лиц, имеющих доступ на законных основаниях к такой информации, обязанность не разглашать ее третьим лицам под угрозой привлечения к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Для нормального функционирования экономики институт банковской тайны не менее важен, чем институт коммерческой тайны. Не следует путать коммерческую тайну самих банков, как коммерческих организаций, и банковскую тайну. Принципиальное отличие между ними заключается в способе отнесения тех или иных сведений к категории конфиденциальной информации. Обладатель коммерческой тайны сам определяет, какая информация подпадает под эту категорию (за исключением случаев, установленных законом). Перечень сведений, являющихся банковской тайной, определен законом и одинаков для всех банков и других кредитных организаций. Сами кредитные организации не имеют права по собственному желанию его ни расширить, ни сузить. Подводя итог, можно сказать, что банковская тайна представляет собой компромисс между частными интересами кредитных организаций и их клиентов - с одной стороны, и публичной необходимостью обеспечения прозрачности банковской деятельности - с другой.
В мировой практике существуют два принципиально отличных подхода в решении этого вопроса. Законодательство целого ряда стран (Германия, Люксембург) исходит из принципа так называемой абсолютной банковской тайны, согласно которому предоставление банком государственным (в том числе правоохранительным) органам сведений о банковских операциях своих клиентов недопустимо. В большинстве государств (США, Норвегия, Великобритания) специализированные органы (в основном, налоговые) имеют доступ к банковской информации, в том числе (при выполнении ряда условий), к информации, составляющей банковскую тайну. Такой подход имеет гораздо больше сторонников, особенно в последнее время. Это связано, в первую очередь, с необходимостью борьбы с финансированием международного терроризма и транснациональных преступных организаций, а также контролем за своевременностью и полнотой налоговых выплат.