Рационализация организационной деятельности
Рационализация как усовершенствование, улучшение, осуществление наиболее целесообразной и разумной организации управленческого труда. Формулировка принципов рационализации Ф.Тейлором, Г. Эмерсоном, Ф. Гилбертом, Г. Фордом. Основные направления рационализации. Усовершенствование научной организации труда, результатов груда, средств труда и технологических процессов. Влияние новаций на общественное и экономическое развитие. Формирование нового информационного пространства. Рационализирующее воздействие новых информационных технологий и среды электронной коммерции.
Основная литература:2,3,4, 8,15, 16.
Формирование организационных структур.
Научно-обоснованный подход к формированию организационных структур управления. Основные этапы процесса формирования структуры. Последовательность перехода от цели организации к организационной структуре управления. Влияние внешней среды на прогноз развития организации. Разработка гипотезы. Выбор стратегии. Процедуры моделирования. Экономический анализ возможных вариантов развития. Анализ альтернативных вариантов организационной структуры. Оптимизация решения. Алгоритм проектирования организационной системы.
Основная литература: 7, 9,15, 16, 17. 18.
Проектирование и корректировка организационных систем.
Поэтапное проектирование организационной системы. Организационное планирование. Последовательное приближение рациональной структуры управления к ее эталонной модели. Сложность автоматизированного проектирования организационных систем. Обоснование необходимости корректировки системы управления. Диагностическое обследование. Организационные преобразования. Методы корректировки организационных структур. Оперативная коррекция системы управления деловой организацией. Частичные и радикальные изменения в структуре организации. Практическая реализация метода оценки эффективности сформированной организационной системы. Базовый набор моделей. Усредненные оценки показателей эффективности. Обобщенный показатель качества. Экспертные системы. Проблема окупаемости затрат па корректировку существующей структуры или разработку нового проекта.
Основная литература: 8, 9, 15, 16, 18.
Субъекты и объекты организационной деятельности.
Уровни управления в организации. Процесс самоорганизации. Взаимосвязь функции и подфункций управления. Относительность понятий субъекта и объекта организационной деятельности. Обобщенный и коллективный субъект организационной деятельности. Лицо, принимающее решение. Распределение ролей и функциональных обязанностей в организации. Права и обязанности членов коллектива. Должностные инструкции. Проблема лидерства. Формальное и неформальное лидерство. Требования, предъявляемые к менеджеру.
Основная литература: 4,12,15, 16. 18.
Организационная культура.
Культура как сложившаяся в процессе развития общественных отношений система материальных и духовных ценностей. Организационная культура (ОК) и ее зависимость от целей деятельности организации. Влияние среды обитания организации на ее ОК. Внешняя и внутренняя составляющая ОК. Роль административно - управленческого аппарата в формировании ОК. Использование системы мотиваций. Статика и динамика культуры в организационных отношениях. Взаимосвязь профессионализма персонала и ОК. Типы ОК Целенаправленное формирование имиджа и фирменного стиля организации. Новые информационные технологии и их влияние на ОК. Способы контроля состояния ОК.
Основная литература: 10,15. 16,18, 19.
7.5. Литература для написания контрольных работ
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Издательство «Питер», 1999.
2. Козье Д. Электронная коммерция: Пер. с англ. - М.: Русская редакция, 1999. 3. Краснова В., Матвеева А. И др. Семь нот менеджмента. - М.: Журнал Эксперт, 1997.
4. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения М.: Дело, 2000.
5. Литвинюк А.А. Мотивационные комплексы трудовой деятельности в системе менеджмента. - М.: МГУ К, 1997.
6. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. - М.: ABF, 1996.
7. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др.- М.: ИНФРА-М. 1995.
8. Мескон М.. Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело, 2001.
9. Мильнер Б.З. Теория организаций.- М.: ИНФРА-М, 2000.
10. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. - М.: Финансы и статистика, 1998.
11. Перегудов Ф.И. Введение в системный анализ. - М.: ИНФРА-М, 2001.
12. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции/Казакова К.А. и др. - М.: Экономика, НОРМА, 1997.
13. Пригожин А. И. Современная социология организации. Программа обновления гуманитарного образования в России. - М.: ИИТЕРПАКС, 1995.
14. Радченко Я.В. Теория организации. Ч. 1 (конспект лекций) - М.: Изд-во ГАУ.1998.
15. Рогожин С.В., Рогожина ТВ. Теория организации. Учебное пособие М.:Изд-во МГУК, 2001.
16. Рогожин С.В., Рогожина ТВ. Теория организации. Учебное пособие. -
М.: Экзамен, 2002.
17. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика:
Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2001.
18. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие для вузов.-М.:Аудит, ЮНИТИ,2000.
19. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. - ИНФРА-М, 2000 - (Серия «Вопрос-ответ»).