Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции
(2 часа)
План занятия
1. Характерные черты рынка совершенной конкуренции.
2. Условия максимизации прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции.
3. Поведение фирмы в краткосрочном периоде.
4. Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде.
Темы докладов и сообщений
1. Значение совершенной конкуренции в современном обществе.
2. Проблема убыточности предприятий в экономике.
3. Особенности различных отраслей российской экономики.
Основные термины и понятия
Конкуренция Общий доход
Совершенная конкуренция Средний доход
Ценовая конкуренция Предельный доход
Однородность продукции Общие издержки
Кривая предложения фирмы и отрасли Средние издержки
Кривая спроса фирмы и отрасли Предельные издержки
Равновесие в краткосрочном периоде Максимизация прибыли
Равновесие в долгосрочном периоде Минимизация убытков
Отрасли с постоянными издержками Прекращение производства
Отрасли с растущими издержками Безубыточность производства
Отрасли с падающими издержками Правило Р = MR = МС
Вопросы для обсуждения
1. Перечислите условия и критерий совершенной конкуренции.
2. Объясните, почему конкурентная фирма не может влиять на рыночную цену продукта.
3. Сформулируйте правило максимизации прибыли. В чем особенность этого правила для совершенно конкурентной фирмы?
4. При каких условиях фирма покидает отрасль в краткосрочном периоде? А при каких в долгосрочном периоде?
5. Могут ли фирмы, работающие на конкурентном рынке, получать экономическую прибыль в краткосрочном периоде?
6. Какую роль играет отсутствие барьеров в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции?
7. Что представляет собой кривая предложения конкурентной фирмы в кратко- и долгосрочном периоде?
8. Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка? Приведите свою аргументацию.
Задания
1. Функция общих издержек фирмы имеет вид TC = 50Q + 2Q2. Сколько прибыли получит фирма, реализуя продукцию на совершенно конкурентном рынке по цене 250 руб.?
2. Функция общих издержек фирмы имеет вид TC = 30Q + Q2. Если фирма реализует продукцию на совершенно конкурентном рынке по цене 90 руб., то для получения максимальной прибыли она должна произвести ______ единиц продукции.
3. Зависимость общих затрат предприятия (ТС) от выпуска представлена в таблице:
Выпуск продукции Q, ед. т. | Общие затраты TC, руб. | Рыночная цена P, руб. | Предельные затраты MC, руб. | Переменные затраты VC, руб. | Средние переменные затраты, AVC, руб. | Общая выручка TR, руб. | Прибыль, руб. |
– | – | ||||||
Пусть на рынке установилась цена на уровне 110 руб. Заполните таблицу и определите:
а) сколько продукции должно производить предприятие, чтобы достичь максимума прибыли;
б) не следует ли прекратить производство;
в) ниже какого уровня должна снизиться цена, чтобы предприятие прекратило производство данного товара?
4. Найдите функции предельных и средних издержек, а также определить максимум прибыли конкурентной фирмы, если известна функция общих издержек TC = 1 600 + 100Q + Q2 и цена продукции равна 300 ден. ед.
5. Общие издержки фирмы, действующей на рынке совершенной конкуренции, составляют TC = Q3 – 20Q2 + 200Q + 7 000. При какой цене фирме становится невыгодным работать на этом рынке в краткосрочном периоде?
6. Постоянные издержки (FC) равны 200 руб. Исходные данные:
Выпуск продукции Q, ед. т. | Переменные затраты VC, руб. | Общие затраты TC, руб. | Предельные затраты MC, руб. | Средние переменные затраты AVC, руб. | Общая выручка TR, руб. | Прибыль, руб. |
– | – | |||||
На основе данных таблицы определите:
а) будет ли фирма производить товар, если его цена установится на уровне 110 руб.;
б) какой объем производства выберет фирма; что станет ее задачей – максимизация прибыли или минимизация убытков;
в) как поступит фирма, если цена упадет до 74 руб.; до 72 руб.?
7. Конкурентная фирма находится в состоянии равновесия в долгосрочном периоде и производит дискретный продукт, т. е. Q является целым числом. Отрасль состоит из 248 таких же фирм. Заполните таблицу на основании следующих данных о затратах фирмы в долгосрочном периоде:
Q | VC | AC | MC | ТС |
– | – | |||
Определите цену на этом рынке в долгосрочном периоде.
8. В отрасли действуют 130 одинаковых фирм. Издержки производства каждой фирмы описываются функциями TC = Q3 – 36Q2 + 384Q, где Q – объем производства фирмы в тысячах ед. т. Найдите рыночную цену и отраслевой выпуск продукции, при котором на конкурентном рынке устанавливается долгосрочное равновесие.
9. Найдите функцию предложения в краткосрочном периоде для фирмы в условиях совершенной конкуренции, если функция общих затрат имеет вид ТС = 0,2Q3 – 2Q2 + 10Q + 10.
10. В краткосрочном периоде у менеджеров конкурентной фирмы имеются следующие данные:
а) TR = 160, VC = 3, AVC = 0,15, MC = 7;
б) TR = 9 000, VC = 2000, FC = 4 000, AТC = 2, MC = 3,1;
в) Q = 200, TR = 8 000, AVC = 43, MC = 40;
г) Q = 500, TC = 30 000, Р = 60, MC = AТC;
д) MC = Р = 20, VC = 1 500, FC = 1 000, AТC = 25.
Какой вариант поведения фирмы следует выбрать из нижеперечисленных на основании анализа этих показателей:
а) прекратить производство;
б) оставить все, как есть;
в) сократить объем выпуска;
г) увеличить объем выпуска?
11. В отрасли совершенной конкуренции действуют 50 фирм. Общие издержки каждой фирмы составляют ТС = 0, 25Q2 + 4Q + 32. Спрос равен QD = 600 – 25Р. Найдите равновесное положение на этом рынке в краткосрочном периоде. Определите объем производства каждой фирмы.
12. В отрасли совершенной конкуренции действуют 100 фирм. Общие издержки каждой фирмы составляют ТС = 0,05Q2 + 2Q + 100. Отраслевой спрос равен QD = 1 600 – 200Р. Найдите равновесное положение на этом рынке в краткосрочном периоде. Определите, сколько произведет каждая фирма.
13. На рисунке показаны кривые общих издержек и общего дохода гипотетической фирмы:
|
|
|
|
Внимательно изучите график и определите:
а) какому типу рынка соответствует этот график и почему;
б) какой временной период отражает график – краткосрочный или долгосрочный;
в) какова цена товара, выпускаемого фирмой;
г) какова величина постоянных издержек фирмы;
д) при каких объемах выпуска фирма получает нулевую экономическую прибыль;
е) при каком объеме выпуска фирма получает максимальную прибыль?
14. Рассмотрите диаграмму краткосрочных издержек:
Ответьте на следующие вопросы, касающиеся совершенно конкурентной фирмы:
а) будет ли фирма производить какой-либо выпуск при цене 7 долл.;
б) будет ли фирма производить какой-либо выпуск при цене 10 долл.;
в) если цена 30 долл., получит ли фирма экономическую прибыль?
Нарисуйте на графике прямоугольник, площадь которого отображает экономическую прибыль фирмы или потери при этой цене.
Тесты
1. Валовой (общий) доход – это:
а) выручка от реализации – бухгалтерские издержки;
б) стоимостное выражение всей производимой продукции;
в) доход, полученный от реализации всей продукции;
г) выручка от реализации – экономические издержки.
2. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:
а) обладают монопольной властью;
б) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;
в) поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов;
г) выпускаются дифференцированные товары.
3. Рынок совершенной конкуренции характеризует все, кроме того, что:
а) каждый покупатель имеет мизерную долю рынка данного товара;
б) производители могут свободно входить на рынок и выходить из него;
в) каждый производитель устанавливает свою цену;
г) производители хорошо информированы о рыночной конъюнктуре.
4. Предельный доход – это:
а) валовой доход на единицу продаж;
б) валовой доход на единицу произведенной продукции;
в) изменение дохода в результате изменения на единицу продаж;
г) все ответы неверны.
5. В условиях совершенной конкуренции точкой «бегства» (закрытия) называется такой объем производства, при котором цена равна минимуму:
а) средних общих затрат;
б) средних переменных затрат;
в) предельных затрат;
г) средних постоянных затрат.
6. В условиях совершенной конкуренции цены равны минимальным средним общим издержкам:
а) в краткосрочном периоде;
б) в долгосрочном периоде;
в) всегда;
г) верны ответы а и б.
7. Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняются:
а) фирма находится в равновесии, когда ее предельный доход равен предельным издержкам;
б) кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке, соответствующей минимальному значению АС;
в) кривая спроса на продукцию фирмы имеет отрицательный наклон;
г) кривые средних и предельных издержек имеют U-образную форму;
д) кривая спроса на продукцию фирмы – горизонтальная линия?
8. Успех фирмы на рынке совершенной конкуренции зависит:
а) от рекламы;
б) высокого качества товара;
в) возможности влиять на цену;
г) возможности снизить издержки.
9. Кривая спроса для фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадает:
а) с кривой предельной и средней выручки;
б) кривой общей выручки;
в) кривой общих затрат;
г) кривой предельных затрат.
10. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят:
а) дифференцированный товар;
б) уникальный товар;
в) стандартизированный товар;
г) стандартизированный или дифференцированный товар.
11. Фирма, «принимающая цену», работает на рынке:
а) олигополии;
б) монополистической конкуренции,
в) чистой монополии;
г) совершенной конкуренции.
12. Если фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке, сократит предложение своей продукции, то это:
а) приведет к снижению рыночной цены продукции;
б) не окажет никакого влияния на рынок;
в) приведет к росту рыночной цены продукции;
г) сократит предложение и повысит рыночную цену продукции.
13. Кривая предложения фирмы в коротком периоде в условиях совершенной конкуренции:
а) совпадает с участком кривой AVC, лежащим выше кривой MC;
б) выводится из рыночной кривой предложения;
в) совпадает с участком кривой MC, лежащим ниже кривой AVC;
г) совпадает с участком кривой MC, лежащим выше кривой AVC.
14. В краткосрочном периоде конкурентная фирма будет минимизировать убытки:
а) если цена продукта ниже минимальных средних общих издержек;
б) средние постоянные издержки выше цены продукта;
в) цена продукта ниже минимума средних переменных издержек;
г) цена продукта ниже предельных издержек.
15. Если рыночная цена соответствует AТC (средним общим издержкам), то фирма в условиях совершенной конкуренции:
а) имеет сверхприбыль;
б) сокращает выпуск и повышает цену продукции;
в) закрывается немедленно;
г) работает безубыточно.
Тема 7