Сущность, причины, типы, виды инфляции (И). Антиинфляционная политика, особеннсти ее реализации в РБ
И (лат. «вздутие»)- переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, кот. не обеспечены соответствующим ростом товарной массы. В реаль. жизни проявляется как повыш-е общего уровня цен; при постоянном росте цен- падение реальн.доходов насел-я. Падение покупательной способности денег.
Теория И базируется на осн. положениях количественной теории денег. Закон денежного обращения отражает механизм расчета денег (наличных), необходимых д/обращения. Кол-во денег, необходимых д/обращения=(сумма цен товаров-безналичные платежи за товары):скорость обращения денег.
Глубина инфляц. процессов определяется с помощью индексов цен в разл.секторах эк-ки., в т.ч. в потребительском секторе.
Темп роста цен или темп инфляции определяется как разница индексов цен отчетного и базисного года.
Индекс цен= (цена отчетного года: цена базисного года)*100%
Кроме индексов цен в качестве косвенных показателей И могут использоваться:
Отношение товарных запросов к сумме денежных вкладов в насел-е
Превышение доходов насел-я над расходами.
Причины И
Внешние:
Неблагоприят. коньюктура на мир.рынке; падение цен на экспортируемые товары
Увелич-е внеш. долга
Отрицательное сальдо внешнеторгового(разница экспорт-импорт) и платежного(кол-во получаемых-выдаваемых кредитов) баланса
Внутренние:
Деформация стуктуры нац.эк-ки
Отставание отраслей потребительского сектора
Недостатки в механизме денежного обращ-я. Эмиссия необеспеченных денежных знаков.
Отсутствие антиинфляц.регулирования
Неэффект.менеджмент в нац.макроэк-ке
Виды И.
И. спроса: предполагает, что в какой-то момент эк-ка может тратить больше,чем способна производить.Эк-ка будет стремиться к объему потребл-я, кот. находится за пределами производственных возможностей.(График)Причиной избыточного спроса могут явл-ся: увелич-е кол-ва денег, находящихся в обращении, рост реального потребления, рост дефицита гос.бюджета.
И.спроса может привести к экспансионистской денежно-кредитной политике(активное кредитование с низкой %-ной ставкой)
И. издержек (сегодня в РБ): связ.с повышением затрат на ед.продукции, кот.ведет у уменьш. прибыли и сокращению объемов произв-ва. Гл.источники И.издержек: 1.рост цен на сырье, материалы, п/фабрикаты, оборудов., кот.являются базов.элементами издержек пр-ва.; 2.И. ожидания
Типы И
Ползучая(невысокая): невысокие темпы роста цен, до 10%(Сейчас)
Галлопирующая: темп роста цен 10-40% в год(сер.90х)
Гиперинфл.: рост цен превыш.50% в год
Последствия И: сниж-ся реаль.доходы насел-я, обесцениваются сбережения насел-я, ухудш-ся усл-я жизни соц.групп с твердыми доходами(бюджетники), опасность соц.потрясений(забастовки), ослабление позиций властных структур, снижение доверия к прав-ву, трудности с долгосрочным планированием, повышение риска инвестирования
Антиинфляц.политика
Методы б-бы с И. – меры по устранению причин И., ограничения совокупного спроса.
Ужесточ-е кредитной политики (повыш.ставок по кредитам, более жестк.оценка кредитоспособ-ти клиента, ужесточ-е обеспеч-я и покрытия кредита)
Замораживание доходов и зарплаты насел-я
Повыш-е налогооблагаемой базы
31. “фиаско” р-ка и необход-сть гос. регулир. эконом. и его основные элементы. Приоритетные направлен. гос. регул. в РБ.
Гос. Регулир. Эк-ки – совокупность форм и методов целенаправ. воздействия гос-ва на эк-ку для обеспечения или поддержания ее в заданном режиме.
Цели гос. Рег. Рынка:
1) сокращение Ур-ня безработ.
2) выравнивание доходов населен.
3) борьба с инфляцией
4) сдерживание произв-ва одних товаров и стимулирование выпуска др.
Методы воздейств. Гос-ва на деятельн. микроэкономич. Субъектов:
1) прямые
2) косвенные
1 – базируются на силе гос. власти и включ. в себя меры запрета, разрешения принуждения, т.е. прямое вмешательство гос-ва в жизнедеят. предприятий в виде целевого финансирования программ, введение фиксир. цен и гос. заказов.
2 – заключ в использ. таких фин рычагов как налоги, налог. Льготы, тамож. пошлины, субсидии, политика ускоренной амартизации.
В ситуации, когда гос-во активно вмешивается в эк., оно устанавливает фиксированные (субсидированные, предельные) цены на товар. Но в ситуации дефицита товаров и активации черного рынка субсид. цена не всегда уравновешивает эк.
В РБ в переходный период гос-во имеет очень большую роль. Можно выдел. 3 направления деят-ти гос-ва:
1) создание правовых и организационных инст-ов, ноебход. для функ-ия рыночной эк-ки.
А) инс-ут частной собственности
Б) обеспечение свободы предпринимательства
В) эффект-ая антимонопольная политика
2) перестройка самой гос. стр-ры на принципах потребностей рыночн. хоз-ва
3) выбор приоритетов развития РБ
Определение приоритетов – сложн, многофакторный процесс, в кот. учит-ся:
1) масштаб страны
2) геополит. положение страны
3) экономич безопасность страны (продовольств. без-сть, энергетич.)
4) экономич. эфф-ть национальн. произ-ва
5) сбалансированность внеш. торговли (платежный баланс – соотношение экспорта и импорта)
Роль гос-ва в регулир-ии эк-ки проявл-ся в:
1) гос-во в перех-ый период активно осущ-ет законотворческую деят-ть, кот необхадима для предотвращ-ия анархии при рыночной перестройке.
2) гос-во активно учавст-ет в формир-ии процесса разгосударствления собственности и приватизации
3) гос-во играет существ роль в борьбе с инфляцией
Гос-во РБ проводит гибкую внешнеэкономич политику с одной стороны направлен. на либеральн. внешнеэк. Деят-ти субъектов хоз-ния, а с др стороны проводит протекционистич-ую пол-ку (вводит высокие ввозные пошлины, ипользует нетарифные барьеры, пинимаются меры для увелич-ия экспорта).
Гос-во активно в регулировании соц отношений, т.е. оно разрабатывает:
1) систему соц защиты населения
2) активно участвует в решении жилищных проблем.
3) регулирует доходы населения с целью недопущения значит разрывов в уровне жизни населения.