Тема 2.1. Потребительский выбор
1. Задания для самостоятельной работы
1. Раскрыть содержание категорий: свобода выбора потребителя, рациональность потребителя, полезность, предельная полезность, общая полезность, кривая безразличия, карта безразличия, бюджетное ограничение, равновесие (оптимум) потребителя. Внесите соответствующие определения в словарь - справочник.
2. Изучить источники из списка основной и дополнительной литературы. Уясните сущность кардиналистского и ординалистского подходов к объяснению особенностей поведения потребителя на рынке, связь категорий ценность, полезность, предельная полезность, общая полезность, отношения предпочтения и безразличия. Построить соответствующие графические модели. Подготовиться к устному обсуждению вопросов плана семинарского занятия.
3. Подготовиться к решению учебных задач по вопросам оптимального выбора потребителя в условиях бюджетного ограничения, определения нормы замещения, структуры расходов потребителя.
4. Подготовить доклад на тему «Маржиналистская революция в экономической теории» (доклад готовится по выбору студентов).
II. План семинарского занятия
Форма обучения : очная
1. Теории поведения потребителя на рынке. Принципы потребительского поведения.
2. Количественная теория полезности. Динамика предельной и общей полезности.
3. Отношения потребительского предпочтения и безразличия. Кривые и карта безразличия.
4. Бюджетное ограничение потребителя и факторы его определяющие.
5. Равновесие и оптимум потребителя. Теоретическое и практическое значение теории предельной полезности.
III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:
- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;
- при составлении словаря-справочника по данной теме изучите раздел «Содержание темы», изложенный в Рабочей программе дисциплины «Микроэкономика», содержание соответствующих разделов учебной литературы, справочно-информационных и энциклопедических источников, а также материалы конспектов лекций, прослушанных в аудитории. Структурирование словаря может осуществляться по следующим критериям – алфавитному, тематическому, логическому. Целесообразно установить связь и обусловленность категорий, применимость к решению учебных задач и формированию умений анализировать и структурировать факторы ценообразования на рынках, находить эффективные способы реализации произведенных благ с помощью инструментария теории потребительского поведения;
- подготовка к устному обсуждению вопросов плана семинарского занятия предполагает написание кратких конспектов ответов на соответствующие вопросы. Работа над подготовкой конспекта может реализоваться в следующих формах: развернутый план-конспект или тезисы. Используйте источники ОЛ-1, ОЛ-2, ДЛ- 2, 4, 5, 7, 8. Постарайтесь раскрыть экономическое содержание категорий ценность и стоимость, обосновать значение данных категорий в объяснении механизма ценообразования в рыночной экономике, выявить различия в определении ценности благ с позиций политэкономического анализа и маржиналистского подхода;
- решение учебных задач в ходе проведения семинарских занятий требует самостоятельной работы по уяснению сущности бюджетного ограничения потребителя и его графической интерпретации, уравнения бюджетного ограничения и нормы замещения одного блага другим, используйте источники ОЛ-1, 2, ДЛ- 4, 5, 6;
- целью подготовки доклада является оценка вклада, который внесли представители теории маржинализма в развитие экономической теории, обосновании роли потребителя в формировании цен на рынке. Целесообразно использовать источники ДЛ-1, 2, 3, 10,11.
IV.Рекомендуемые источники