Торговая политика как инструмент обеспечения макроэкономического равновесия
Торговая политика — это относительно самостоятельное направление бюджетно-налоговой политики правительства, нацеленное на обеспечение макроэкономического равновесия. Государство, регулируя торговый баланс, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от выбранной политики, задач и возможностей, имеющихся у страны. Анализ экономической политики различных государств, направленной на развитие сотрудничества между странами в области товарообмена, позволил выделить следующие виды внешнеторговой политики:
Протекционизм — политика, направленная на защиту внутреннего рынка от конкуренции посредством прямого и косвенного ограничения ввоза товаров с целью поощрения развития собственной экономики.
Фритредерство (политика свободной торговли) — политика, направленная на обеспечение свободы торговли, ликвидацию искусственных барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами различных стран и предусматривающая невмешательство государства в частнопредпринимательскую деятельность.
Промежуточной политикой между протекционизмом и фритредерством является политика либерализации, связанная со снижением таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.
Торговая политика осуществляется посредством использования тарифных и нетарифных методов.
Тарифные методы регулирования внешней торговли предполагают установление таможенных пошлин с экспортно-импортных операций, осуществляемых национальными субъектами со своими зарубежными партнерами.
Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы.
По мере развития мировой торговли структура таможенных тарифов усложнялась. Вначале страны использовали одноколонные тарифы, для которых была характерна единая ставка пошлины, независимая от страны происхождения. Затем многие государства стали использовать многоколонные тарифы, устанавливающие для каждой группы товара две или больше ставки. Условный пример многоколонного тарифа приведён в табл. 5.2.
Таблица 5.2 — Многоколонный таможенный тариф
Код товара по товарной номенклатуре ВЭД | Краткое наименование товара | Ставки импортной пошлины (в процентах) от таможенной стоимости товара в зависимости от страны | |||
Фото- и кинотовары |
Из таблицы видно, что на данный товар устанавливается четыре ставки. Наибольшая ставка пошлин применяется к товарам, импортируемым из тех стран, с которыми нет торговых соглашений. Базовая ставка (4 %) используется в торговле между странами, которые имеют соглашение о применении принципа наибольшего благоприятствования в торговле. Наименьшая ставка предназначена для пошлин на товары из развивающихся стран. Беспошлинным ввозом пользуются товары, происходящие из наименее развитых стран.
В интересах защиты национальной обрабатывающей промышленности в развитых странах используется метод построения тарифов на основе эскалации пошлин, т. е. повышения их ставок в зависимости от степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологической цепочки (например, нефть — полипропилен — пластмассовые изделия). Импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается очень низкими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты и готовые изделия они увеличиваются.
Наиболее часто используются импортные пошлины. Реже — экспортные пошлины и очень редко транзитные.
Нетарифные методы — это система административных и экономических мер, применяемых государствами в целях регулирования ввоза и вывоза.
К административным мерам относятся:
· эмбарго, т. е. запрет на импорт;
· квотирование по физическому объёму или по стоимости. В разных странах используются следующие виды квот:
– индивидуальные, предполагающие распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по странам-поставщикам;
– тарифные, разрешающие импорт в определённом объёме при более благоприятном таможенном режиме;
– сезонные, устанавливаемые на ввоз сельскохозяйственной продукции в период пика производства внутри страны;
– глобальные, способствующие установлению размера общего импорта какого-либо товара на определённый период без распределения его между странами-поставщиками;
· лицензирование (разрешение ввоза-вывоза) определённых товаров из всех или определенных стран после получения лицензии;
· добровольное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить объем экспорта в рамках заключенного соглашения.
К барьерам экономического характера относятся финансовые методы, антидемпинговые меры и пограничное налогообложение.
Наиболее распространенными финансовыми методами являются: субсидии (денежная поддержка национальных производителей) и экспортное кредитование.
Демпинг — это продажа товара на мировом рынке по более низким ценам, чем на внутреннем рынке. В коммерческой практике сложились следующие формы демпинга:
– эпизодический демпинг — продажа товара по низким ценам вследствие наличия перепроизводства данного вида товара в стране;
– преднамеренный (хищнический) демпинг — временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка;
– постоянный демпинг — постоянный экспорт товаров по низким ценам, осуществляемый развивающимися странами вследствие невозможности продажи товаров по более высокой цене на мировом рынке.
Антидемпинговые меры направлены на недопущение на национальный рынок товаров, нежелательных по политическим или экономическим причинам. Они находят выражение в форме взимания с поставщиков иностранных товаров высоких дополнительных пошлин. Наиболее широкое распространение они получили в США, странах ЕС, Канаде, Австралии.
Пограничное налогообложение включает в себя взимание различных видов налогов и сборов таможенными органами наряду с таможенными пошлинами. Они разделяются на две группы:
1) уравнительные налоги и сборы, эквивалентные косвенным налогам и сборам, взимаемым с отечественных товаров в стране импортера;
2) многочисленные налоги и сборы (например, сборы для покрытия расходов в связи с таможенным оформлением груза; гербовый сбор на некоторые товары; статистический сбор, устанавливаемый для обеспечения учета таможенными властями грузов, пересекающих границу; лицензионные сборы, взимаемые тогда, когда сумма импорта или экспорта превышает определенную величину стоимости перевозимых товаров и др.), уплачиваемые импортёром в качестве протекционистской меры.
Тестовый самоконтроль
1. При построении модифицированной модели IS—LM Р. Манделл и М. Флеминг исходили из следующих посылок:
а) вклад национальной экономики в мировой рынок невелик;
б) вклад национальной экономики в мировой рынок значителен;
в) основные параметры развития национальной экономики задаются мировым рынком;
г) основные параметры развития национальной экономики задаются внутренним рынком.
2.В модели малой открытой экономики Манделла—Фле-минга равновесие устанавливается в точке пересечения:
а) кривой «инвестиции — сбережения» и кривой «предпочтение ликвидности — деньги»;
б) кривых и ;
в) кривых и ;
г) кривых и .
3. При низком обменном курсе в модели Манделла—Флеминга кривые IS и LM пересекаются:
а) выше линии, характеризующей уровень мировой процентной ставки;
б) ниже линии, характеризующей уровень мировой процентной ставки;
в) в точке пересечения с линией, характеризующей уровень мировой процентной ставки;
г) верный ответ отсутствует.
4. Что верно для правила Манделла:
а) использование стимулирующей бюджетно-налоговой политики при плавающем валютном курсе;
б) использование стимулирующей денежно-кредитной политики при плавающем валютном курсе;
в) использование стимулирующей бюджетно-налоговой политики при фиксированном валютном курсе;
г) постановка задачи перед тем органом, инструменты которого имеют относительно большее влияние на ее решение.
5. Правительство, устанавливая таможенные пошлины на качественные товары, не преследует цели:
а) защитить национальных производителей;
б) защитить национальных потребителей;
в) увеличить доходы государственного бюджета;
г) обеспечить национальную экономическую безопасность.