Методы экономической теории, экономические законы и категории
Метод в переводе с греческого означает «путь (к чему-либо)» или способ достижения цели. Изучение экономических явлений предполагает наличие особых методов научного познания.
Первым способом изучения экономических явлений стал эмпирический метод, который заключается в сборе и описании фактов и событий. Эмпирический метод опирается на данные наблюдений и эксперименты. Эмпирическим методом пользовались уже меркантилисты, остается он в арсенале экономистов и сейчас, как основной способ получения исходной информации об экономике.
В XVII в. Вильям Петти усовершенствовал эмпирический метод. Он создал статистический метод, впервые дополнив простой сбор информации ее количественным анализом. Впоследствии экономическая статистика стала важной самостоятельной наукой.
К эпохе классической политической экономии восходит причинно-следственный или казуальный (от латинского causa – причина) метод. Суть этого метода заключается в выявлении причинно-следственных связей между отдельными явлениями.
Важную роль в его использовании играет создание четкого понятийного или категориального аппарата науки. Экономическими категориями называются формы осознания экономических явлений, отраженные в понятиях науки. Примерами экономических категорий могут быть товар, стоимость, деньги, капитал и др. Важно иметь в виду, что категории выражают в объектах изучения лишь их общие черты. Так, категория «деньги» включает рубли и доллары, монеты и бумажные купюры, т.е. предметы, различающиеся по многим параметрам, но объединяемые свойством быть деньгами.
Одним из таких методов при изучении хозяйственных процессов является метод научной абстракции (лат. «abstractio» – отвлечение). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают такие общие понятия, как производство вообще, потребности, распределение, обмен и другие понятия абстрактного мышления, шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.
Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единственный метод научного познания, используемый в экономической теории. Здесь активно применяются и такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и др.
Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.
Широко также используются индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.
Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве.
Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы.
Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономической теории (политической экономии) это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой возникновения более сложных. Например, в анализе рынка такое экономическое явление – обмен товаров.
В соответствии с методом логического восхождения от простого к сложному курс лекций строится таким образом, что после введения и общих основ теории рыночного хозяйства нам предстоит изучить сначала микроэкономику – экономическую среду, определяющую характер поведения отдельных рыночных субъектов (предприятий – производителей и потребителей), затем макроэкономику – систему национального хозяйства, и, наконец, завершим курс переходом к исследованию мирового хозяйства – глобальной экономики.
Экономическим процессам и явлениям присуща качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория (политическая экономия) широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.
Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.
В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализав экономической теории.
Функции – это переменные величины, зависящие от других переменных величин.
Функции встречаются в нашей повседневной жизни, и мы чаще всего не осознаем это. Они имеют место в технике, физике, геометрии, химии, экономике и т.д. Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит о цены. Если повышается цена на товар, величина спроса на него при прочих равных условиях уменьшается. При этом цена является независимой переменной или аргументом, а спрос – зависимой переменной или функцией. Таким образом, можно кратко сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса.
Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получил широкое распространение в XX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии М.Аллэ писал 1989 г., что в течение сорока лет экономическая литература развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.
В зарубежной учебной экономической литературе зачастую термины «теория», «модель», «принципы» и «законы» используются как синонимы (К.Макконнелл и С.Брю).
Большинство моделей, принципов экономической теории можно выразить графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику и уметь составлять и читать графики.
При анализе экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. На основе этого различают позитивную и нормативную экономические теории. Позитивный анализ дает нам возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие они есть на самом деле, что было или что может быть. Нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение чаще всего выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки: справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.
При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.
Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.
Сознательное массовое экономическое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р.Оуэна, П.Ж. Прудона, Ф.Тейлора, Г.Форда и Э.Мейо, а на макроуровне – с именами Дж.М. Кейнса и М.Фридмена. Широкие эксперименты на макроуровне проводились и в СССР.
Используя разнообразные научные методы, теория выявляет повторяющиеся, устойчивые связи экономических явлений, которые получили название экономических законов. Экономический закон – это устойчивая, многократно повторяющаяся причинно-следственная связь, характерная для данного экономического процесса или явления.
Есть два взгляда на законы. С одной стороны, экономические законы существуют в реальном хозяйстве вне зависимости о того, открыты они исследователями или нет. В этом смысле говорят, что экономические законы существуют объективно и не могут быть изменены не только по воле ученого, но и путем законодательной деятельности государства, решений отдельных фирм и людей.
Второй взгляд на экономические законы связан с тем, что сама экономика о действующих в ней взаимосвязях ничего не говорит. Все они должны быть найдены учеными. И здесь, естественно, возможны ошибки, неточности, недостаточно полное понимание законов. В этом состоит субъективная сторона законов.
Отдельные экономические теории имеют четыре общие черты, так как каждая из них:
- основана на наблюдениях за событиями и процессами в экономике;
- представляет собой абстрактно-теоретическое моделирование экономических систем;
- включает прогнозирование последствий наблюдаемых событий:
- предлагает рекомендации для хозяйственной практики.
Усложнение отражения экономической реальности сопровождается разработкой новых парадигм. Научная парадигма включает в себя основополагающие предпосылки, методы исследования, принятые в той или иной науке, а также представления ученых о способах решения научных проблем.
Определение научной парадигмы дал Т. Кун в книге "Структура научных революций". Научная парадигма, господствовавшая до последнего времени в мировой экономической науке, сформировалась в конце XIX - начале XX века под влиянием работ А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Ст. Милля. А. Маршалла, Л. Вальраса. Одновременно с критикой неоклассической теории получены новые знания о содержании процессов экономического развития, стимулирующие разработку новой экономической парадигмы.
Таким образом, экономическая теория - это системное описание действительности на основе ее отражения и абстрактного обобщения ее основных характеристик посредством определений, понятий, категорий, представленное как закон, правило или модель хозяйственной жизни.
Контрольные тесты.
1. Проблема «что, как и для кого производить» реальна:
а) в любом обществе;
б) только в плановой экономике;
в) только в рыночной экономике;
г) только в отсталой экономике.
2. Экономическая теория включает в сферу своего изучения:
а) только рыночную экономику;
б) все системы, кроме плановой экономики;
в) все экономические системы;
г) все системы, кроме переходной экономики.
3. В отличие от классического направления в экономической теории неоклассическое направление акцентировало внимание на:
а) принципах развития экономической системы;
б) функциональных связях в экономике;
в) процессах становления рыночной экономики;
г) приоритете предложения в экономике.
4. Впервые термин «политическая экономия» ввел:
а) Р.Кантильон;
б) А.Смит;
в) А.Монкретьен;
г) Т.Ман.
5. В иерархии экономических интересов на первом месте стоят:
а) индивидуальные интересы;
б) региональные интересы;
в) коллективные интересы;
г) интересы всего общества.
6. Позитивная экономическая теория:
а) исследует отношения через призму «что должно быть»;
б) исследует фактическое состояние экономики;
в) выделяет в исследовании положительные процессы;
г) исследует отношения будущего.
7. Какая из экономических целей может быть точно измерена?
а) полная занятость;
б) справедливое распределение дохода;
в) экономическая гарантия;
г) экономическая свобода.
8. Экономический интерес - это:
а) стремление людей к удовлетворению своих потребностей;
б) стремление работать на благо общества;
в) стремление произвести продукт для других;
г) все перечисленное.
9. Какая проблема фундаментальна для всех экономических систем?
а) редкость;
б) инвестиции;
в) потребление;
г) производство.
10. Экономика эффективна, если в ней обеспечены:
а) полная занятость;
б) или полная занятость, или полное использование других ресурсов;
в) полное использование производственных ресурсов;
г) и полная занятость, и полное использование других ресурсов.
11. Какова экономическая цель, если общество ориентируется на минимизацию издержек и максимизацию выпуска продукта?
а) экономическая эффективность;
б) экономическая безопасность;
в) экономический рост;
г) полная занятость.
12. Вычеркните пункт, не характеризующий предмет экономической теории:
а) удовлетворение потребностей;
б) общественное признание;
в) использование ресурсов;
г) поведение людей.
13. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории?
а) неограниченные производственные ресурсы;
б) эффективное использование ресурсов;
в) максимальное удовлетворение потребностей;
г) материальные и духовные потребности;
д) едкость блага
14. Выберите наиболее полное определение предмета теоретической экономики:
а) экономика изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами;
б) экономика изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство, занятость и т.д.);
в) экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов;
г) экономика изучает деньги, банковскую систему, капитал.
15. Экономическая модель может быть охарактеризована с учетом:
а) форм хозяйствования,
б) экономической роли государства,
в) преобладающих форм собственности,
г) места и роли рынка в экономической системе,
д) способов осуществления экономической власти,
е) все ответы верны.
Основная литература:
1. Булатов А.С. Экономика. - М.: БЕК, 2005.
2. Курс экономической теории. /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой.Е.А . -Киров, 2005.
3. Курс экономики: Учебник /Под ред. проф. Б.А.Райзберга. 3-е изд. доп. и дораб. /Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов вузов. - М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова. – М.: ИТД «Кно Рус», 1999.
5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2005.
6. Экономическая теория: Учеб. для вузов. /Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. 3-е издание. - Спб: Изд. СПб. ГУЭФ. Изд. Питер, 20035
7. Экономическая теория: Учеб. для вузов /Под ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой. – М.: Рос. Экон. Акад., 2005.
Дополнительная литература:
1. Антология экономической классики//Под ред. И.А. Столярова. М., 1994. - Т.1, Т.2.
2. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. - М.: Прогресс, 1969.
3. Леонтьев В. Очерки политической экономии. - М., 1990.
4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах./ Пер. с англ. - 11-е изд. - М., - 1996. – Т. 1.
5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. /Пер. с англ. - 11-е изд. - М., 1997. – Т. 2.
6. Маршалл А. Принципы политической экономии. - М.: Прогресс, 1984.
7. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Экономика, 2000.
8. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс. – М.: Бином-КноРус., 1997.
9. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Экономика,1995.
Тема 2. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
2.1. Хозяйственная деятельность людей и ее сущность.
2.2. Структура общественного воспроизводства.