Политика государства в формировании доходов населения и на рынке труда
Социально-экономическая политика индустриально развитых стран показывает, что обеспечить подъем экономики возможно только на основе развития реального сектора, благодаря значительным государственным инвестициям в человеческий фактор посредством использования системы «налогообложение — социальные льготы», способствующей снижению неравномерности в распределении доходов и достижению большего социального согласия в обществе.
При разработке механизмов и реализации политики регулирования дифференциации доходов населения, как показывает зарубежный опыт, могут быть использованы различные варианты; 1) ограничение роста доходов богатых и очень богатых групп населения путем дифференцированного налогообложения; 2) освобождение от налогов определенных групп населения, получающих доходы в пределах прожиточного минимума; 3) оказание финансовой и социальной поддержки низкодоходным группам населения путем предоставления адресной помощи и различных социальных льгот; 4) более предпочтительным является вариант, предусматривающий сочетание вышеуказанных принципов и направленный на рациональное использование всей системы «налогообложение — социальные льготы». Приоритетность использования последнего варианта признают также известные специалисты по доходам В. М. Жеребин и Римашевская, А. Н. Романов. В частности, В.М. Жеребин и А.Н. Романов справедливо считают, что «наиболее важным и универсальным средством преодоления бедности в развитых странах остаются механизмы перераспределения доходов и прежде всего действие системы «налогообложение — социальные льготы». Оптимизация системы налогообложения на основе исследования взаимозависимости «налогообложение - социальные льготы» позволяет нейтрализовать негативные последствия инфляции. Снижение налоговых ставок ведет, с одной стороны, к оживлению экономики, росту доходов населения, с другой, если говорить о кратком периоде времени, — к неизбежному сокращению ресурсного обеспечения социальных программ и росту инфляции. Наоборот, увеличение налогов имеет своим следствием замедление экономического роста, сокращение доходов, но в то же время позволяет выделить дополнительные средства на расширение социальных программ и снизить уровень инфляции»[22].
Совокупные доходы населения, их уровень, структура, способы получения и дифференциация являются показателями экономического и социального благополучия общества. Их распределение имеет ярко выраженную социально-политическую окраску, предопределяя имущественную и социальную дифференциацию.
Как направление государственного регулирования политика доходов - одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция - все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доходы населения и распределяют общественное богатство.
Крупнейшие экономисты Запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причем под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом — общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в течение какого-либо периода.
Статистика разных стран показывает, что большая часть населения мира имеет минимальные доходы, а меньшая — очень высокие. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные платежи — это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д.
Формулировки отдельных положений политики доходов в разных странах различны. Особенности этой политики в каждом конкретном государстве определяются:
• социально-экономическим и политическим развитием той или иной страны;
• степенью и характером вмешательства государства в вопросы регулирования заработной платы;
• традициями заключения коллективных договоров;
• социальной напряженностью в обществе.
Главным объектом всех вариантов политики доходов является заработок рабочего в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и т.д. Политика доходов на практике преимущественно воздействует на движение заработной платы.
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.
Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.
Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и цен.
Располагаемые доходы — это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель реального распределения доходов. Он рассчитывается с учетом индекса цен.
Распределение доходов имеет два аспекта: функциональный и личный.
Функциональное распределение доходов связано со способом, которым денежные доходы общества делятся на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Совокупные доходы распределяются в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Функциональное распределение формирует первичные доходы населения. В смешанной экономике, как показывает практика развитых стран, основная часть общего дохода приходится на заработную плату. Доход мелких собственников, в том числе и от самостоятельной деятельности врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких и некорпоративных предприятий, является по существу комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента.
Личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств. Личное распределение связано с домохозяйства-ми как с расходующей группой. Часть доходов населения поступает государству как индивидуальные налоги, а остаток распределяется на личное потребление и сбережение. Получение доходов сопровождается неравенством распределения. Рассмотрим причины неравенства распределения доходов:
объективные — отражают общую полезность занятий, территориальную, отраслевую и межпрофессиональную дифференциацию оплаты труда, уровень образования, неравенство владения собственностью;
субъективные — связаны с характером личности, связями, желанием рисковать и т.д.;
специфические — обусловлены текущими особенностями рыночной среды (низкая цена труда, неотрегулированность нормативно-правовой базы, возможность присвоения больших «теневых» доходов).
Доходы трудящихся не исчерпываются названными выше источниками. В рыночной экономике существует система компенсационных выплат, представляющая собой важную часть доходов. Такая система необходима уже потому, что инфляция с той или иной скоростью «съедает» прирост денежных доходов населения в любой стране. В России этот процесс шел в последние годы с нарастающей скоростью, а компенсационное возмещение между тем практически отсутствовало.
Справедливости ради надо отметить некоторую позитивную роль инфляции: она не позволяет предприятиям производственной, торговой сферы, коммерческим звеньям остановиться и успокоиться на каком-то рубеже. Они вынуждены производить все большее количество товаров и услуг, совершенствовать их качество, иначе их остановившиеся в какой-то точке доходы «съест» инфляция. Однако ударную силу инфляции необходимо смягчать, вводя защитные механизмы для малообеспеченных категорий населения, которые, как правило, лишены возможности трудовой деятельностью обеспечивать себя и тем самым целиком за счет собственных усилий повышать или хотя бы удерживать на одном уровне свое материальное благосостояние.
Известный способ защиты от инфляции — индексация доходов. Но между ней и ростом инфляции не должно быть прямой пропорциональной связи; иначе говоря, не следует ставить цель полностью компенсировать инфляцию. С определенной долей допущения можно утверждать, что сбалансированность рынка будет достигаться за счет того «зазора», который образуется между ростом цен и индексацией доходов.
Индексация доходов возможна как со стороны государства, так и со стороны предприятий, которые на эти цели направляют часть прибыли.
На выплаты в порядке индексации должна приходиться все же незначительная доля общих доходов трудящихся. В противоположной ситуации создаются условия для угасания стимулирующей роли оплаты по труду и по созданной стоимости, индексация же доходов переходит разумные границы своей основной функции - социальной защиты. В мировой практике индексация осуществляется через такой промежуток времени, как квартал или полгода. В некоторых сферах надбавки к зарплате производятся по скользящей шкале: в случае повышения индекса цен на заранее установленное число пунктов или процентов — на определенную, загодя оговоренную величину возрастает и заработная плата.
Механизм индексации уже несколько десятилетий используется в США, Японии, Канаде и более чем в десяти западноевропейских странах; в последнее время — и в бывших социалистических государствах Восточной Европы, выполняя по отношению к значительной части населения защитные функции.
Политика государства на рынке труда
В XX в. оказалось, что невозможно отдавать рынок труда на «откуп» стихийным рыночным силам. Наиважнейшими причинами развития и активизации деятельности государства в сфере занятости были:
1) развитие НТР и повышение роли человека в общественном производстве;
2) создание общих условий воспроизводства, в том числе воспроизводства рабочей силы;
3) обеспечение предпринимательства профессиональными кадрами;
4) необходимость компромиссности и смягчения социальных конфликтов;
5) способствование развитию и совершенствованию интеллектуального потенциала общества;
6) влияние идей и конкретных социальных достижений капитализма (прежде всего отсутствие явной безработицы).
Есть два варианта развития рынка труда. Первый заключается в том, чтоб всем платить одинаково и мало, рабочую силу оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы дифференцированно повышать уровень заработной платы в зависимости от реального вклада в производство. При этом необходимо вводить трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры, предоставлять бесплатно возможность переквалификации и помощь в трудоустройстве. Второй вариант применяется во всех развитых странах. Речь идет о перемене концепции рабочей силы, т.е. об отказе от концепции полной занятости и принятии на вооружение концепции эффективной занятости.
Эффективная занятость — это модель развития и использования квалифицированной, высокооплачиваемой и мобильной рабочей силы. Большую роль в реализации концепции эффективной занятости должна играть государственная служба трудоустройства. Необходимо также организовать службу прогнозирования процессов, которые происходят в сфере спроса и предложения труда, разработать программы преобразования всех форм уровней образования и обучения, подготовки и переподготовки рабочих кадров. Политика эффективной занятости является более социально направленной и отвечает требованиям рынка рабочей силы.
При потере рабочего места государство выплачивает пособие по безработице, подъемные для обустройства на новом месте жительства, выходные пособия и т.п.
Наиболее перспективной и эффективной представляется система экономических льгот предприятиям, которые сами создают у себя дополнительные рабочие места и трудоустраивают высвобождающихся работников, переобучают их. В «награду» такие предприятия могут освобождаться от части налогов, получать льготные инвестиции под прирост рабочих мест и др. Если же предприятие (любой формы собственности) «выталкивает» излишнюю рабочую силу, то сумма ее шести-двенадцатимесячного содержания должна вноситься в муниципальные органы, которые перераспределяют и переподготавливают высвобожденных людей. Работодателя полезно ставить перед альтернативой: создавать новые рабочие места на собственном предприятии или оплачивать содержание своих бывших рабочих.
Минимальная заработная плата является одним из важнейших рычагов воспроизводства рабочей силы и ее стимулирования. Кроме того, на основе минимальной зарплаты устанавливаются различные пособия (в том числе по безработице), пенсии и т.д. При установлении минимального уровня заработной платы рекомендуется учитывать потребности работников и их семей, стоимость жилья, социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, которые влияют на уровень занятости. За базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют главные физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых семей (с одним ребенком, двумя и т.д.).
Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины.
Большое значение на рынке труда имеют коллективные и тарифные соглашения. Зарплата для наемных работников регулируется с помощью тарифных соглашений. Более широкий круг вопросов регулируется коллективными договорами. В них, кроме оплаты рабочей силы, фиксируются продолжительность рабочего дня и отпусков, конкретные гарантии по отношению к условиям труда, доплаты за сверхурочные работы, предоставление допол-
нительного питания и т.д. В тарифном соглашении устанавливаются минимальный уровень заработной платы в тех или иных отраслях и минимальные гарантии уровня зарплаты для работников разной квалификации. Тарифное соглашение при участии представителей предприятия и работников составляется при посредничестве государства. Оно выступает гарантом его выполнения. Во время действия тарифного соглашения забастовка считается незаконным средством решения трудовых споров.