Практическое применение концепции жизненного цикла организации
Первоочередным вопросом теоретиков и практиков, конечно, остаётся применимость концепции на реальных условиях. В связи с чем принципиально важно рассмотреть ограничения и преимущества концепции.
Преимущества концепции:
1. В первую очередь, концепция позволяет проанализировать возможные сценарии развития организации в целом. Кроме того, теория жизненных циклов дает возможность, в отличие от многих других моделей, увидеть не статичную организацию, а динамику ее развития и изменения. Руководитель, имеющий представление о циклическом развитии организации, может принимать решения в соответствии с особенностями того или иного этапа, на котором находится организация. Если рассматривать вопрос системно, то любая компания, фирма в процессе своего развития постоянно изменяется, но эти изменения достаточно предсказуемы. Выигрывают те, кто может предвидеть системное поведение организации.[109]
2. Во-вторых, модель жизненного цикла позволяет планировать изменения, ожидаемые в организации, стоящей на любом из этапов развития. Зная, на каком из этапов находится фирма, руководитель может более точно и уверенно оценить правильность принятого стиля руководства. Кроме того, это помогает предусмотреть негативные явления, ожидающие компанию на следующей стадии и заблаговременно предупредить их появление, либо (при неизбежности их возникновения) подготовиться к ним и предотвратить возможные последствия. Поэтому концепция жизненного цикла скорее помогает менеджеру выявить и распознать типичные критические явления и подготовиться к ним должным образом. Каждый жизненный этап сопряжен с проблемами различного плана, важным остаётся только вопрос какого рода будут эти проблемы – «временного характера» или патологическими, а точнее нормальными или аномальными. Понимание того, какие процессы являются характерными для данного периода, дает возможность сосредоточиться на реальных проблемах, а не бороться с временными естественными процессами. Например, многие компании стремятся максимально быстро перейти на регулярный менеджмент и ввести как можно больше формальных процедур, тем самым лишая себя возможности привнести уникальные решения или же, наоборот, затягивают с этим решением.
3. В-третьих, через призму жизненных циклов организации изучаются финансовые показатели компании, стили руководства, методы управления человеческими ресурсами, возможности роста, организационная структура и многие другие принципиальные вопросы управления.[110] Изучение особенностей организационных элементов на разных стадиях жизненного цикла организации дает менеджерам также мощный инструмент управления изменениями, который основан на закономерностях перехода от одной модели управления к другой и внутренней логике развития компании. Многие российские компании пытаются перенять опыт у самых успешных зарубежных компаний. Однако эти успешные компании чаще всего находятся в стадии юности или расцвета. Не учитывая этого факта, менеджеры отечественных компаний стараются внедрить уже успешно работающие практики без оглядки. Опыт чужих компаний должен быть заимствован с оглядкой на соответствующие стадии развития конкретного объекта.
Вдохновляясь примерами гигантов, многие компании стараются воссоздать неформальную атмосферу и привносить в бизнес фанки-элементы, чтобы разнообразить свой корпоративный быт и выиграть конкуренцию за таланты. В Google разъезжают по офисам на самокатах, а в Кремниевой долине люди приходят на работу, когда захотят, и если им сопутствует успех, тогда зачем создавать все эти официальные планы, отчеты, официальные процедуры. «Только зануды, думали мы, могут вводить корпоративные регламенты, контролировать каждый шаг сотрудников и заставлять людей писать отчеты о том, на что они потратили свое время. Мы ни за что не будем вести себя как бюрократы»,— утверждал Егор Волков, основатель и генеральный директор Greensight, интернет-агентства с фокусом на функциональные и проекты в области электронной торговли. Компания активно росла, выбились в число ведущих на своем рынке, делала качественный продукт, могла похвастаться серьезными клиентами, такими как «Спортмастер», Zurich, ТК «ПИК», «Газпром» и др. Однако, несмотря на рост продаж, в 2013 году компания не продемонстрировала прибыль. Каждый из четырех партнеров, стоявших у истоков компании, брался за все подряд: от управления проектами до дизайна и даже верстки сайтов. Как и у многих студий внимание к учету и финансам было минимальным. Менеджеры по просьбе клиентов по пять-семь раз переделывали готовые проекты, что значительно растягивало сроки работы и получение прибыли. Как и многие студии, компания бралась за каждое предложение о сотрудничестве, при этом, не пытаясь просчитать заранее, какую прибыль это им принесет. После тщательного анализа ситуации собственники обязали сотрудников регулярно ходить в офис, ввели фиксированные графики и регламенты работы, и главное заставили менеджеров фокусироваться на рентабельности проектов. Раньше их главной обязанностью было вести проекты так, чтобы клиент в итоге оказывался доволен. Конечно, не всем понравились перемены, и компанию покинули ряд менеджеров и талантливых дизайнеров. Однако, цифры говорят сами за себя, за последний год выручка компании выросла вдвое, что еще важнее, появилась стабильная прибыль. Читая про самокаты, настольный футбол и разные вольности, не стоит самообманываться: даже в компаниях Долины все это уживается с дисциплиной, субординацией и четкими регламентами.[111]
Также, концепция жизненного цикла дает ключ к пониманию роли корпоративной культуры, неизменность которой может тормозить развитие. Корпоративная культура также должна эволюционировать со временем. [112]Та же логика касается и вопроса выбора стратегии. Адаптивный к жизненным циклам подход к разработке стратегии позволяет реализовывать планы по мере готовности компании к ним.
Довольно интересно, рассмотреть карьеру менеджера и лидерство через призму данной концепции. Кроме целей организации, каждый сотрудник преследует свои личные цели. Понимание менеджерами и сотрудниками жизненного этапа позволит избежать нереалистичных ожиданий, избавит от ненужной паники, позволит сориентироваться на том, какие цели можно реализовать в этой компании и с этой компанией. Например, на начальных стадиях компания занимается скорее не планированием, а реагированием, решает проблемы по мере их поступления, а не думает как избежать их. Здесь вряд ли найдет свое место обладатель бизнес-дипломов со всем его объемом знаний (если только он не основатель), скорее всего его знания здесь могут оказаться просто не нужными. Но с другой стороны, на ранних стадиях можно проявить себя и закрепиться в компании, обеспечив свой карьерный рост вместе с ростом компании.
В период «старения» организация представляет довольно часто только форму практически без содержания. Процедуры и правила отлажены хорошо, инструкции выполняются, но о том, чтобы удовлетворять потребности рынка, и речи не идет. Начиная с периода стабильности, когда инновационность и риск меняется на гарантированный доход, компания начинает «избавляться» от менеджеров, обеспечивших успех компании.
В американской корпорации Apple увольнение советом директоров основателя компании Стива Джобса, в конечном счете, отрицательно сказалось на финансовых показателях и рыночных позициях компании и чуть не привело ее к гибели. К счастью для компании, ее удалось возродить с возращением создателя. [113]
При использовании любого подхода к концепции жизненного цикла необходимо отметить ограничения, присущие практически всем моделям. Во-первых, несмотря на то, что многие модели содержат детальное описание периодов, использование теории жизненного цикла как некого инструмента прогнозирования, было бы не совсем верным. Исследования показали, что продолжительность этапов цикла у организаций отличается. Были попытки определить временной интервал каждого этапа, [114]однако данное предположение не получило подтверждений. Важно, что организационный возраст и стадии жизненного цикла организации не равнозначные понятия. Одна компания может достичь зрелости после десяти лет деятельности, а другая после тридцати лет существования на рынке. Очередность этапов может быть также нарушена, так у некоторых компании за стадией роста или зарождения может следовать сразу упадок. Также, несмотря на серьезную проработанность эволюционных идей в рамках менеджмента, до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о том, что же является источником и причиной перехода организации на следующую стадию развития или этап жизненного цикла. Во-вторых, состояние реальной организации редко можно отнести к какому-то одному этапу. Обычно можно заметить признаки сразу нескольких этапов. Особенно этот вопрос актуален в крупных и многосложных организациях. Разные их части могут находиться на разных этапах жизненного цикла, как уже оговаривалось. Это обстоятельство требует особого внимания, если делаются попытки, например, унифицировать систему управления в организации в целом.
Заключение
Концепция жизненного цикла позволяет «понимать» организацию в ее динамике изменений и в системе внутренних противоречий. Отойдя от статичного взгляда на существование организации, руководитель сможет сделать вывод о своевременности тех или иных управленческих решений, понять корпоративные проблемы и их причины, а также предвидеть сценарий развития событий, тем самым продлив жизнь организации.
Концепции жизненных циклов — одна из самых мощных и наиболее часто используемых в реальной жизни. Модели жизненных циклов дают системное представление об организационных проблемах и отношениях. И несмотря на универсальность всех жизненных ступеней компаний, учитывая их зависимость от многих внешних и внутренних факторов, каждая организация имеет индивидуальные характеристики развития.
Список использованной литературы:
1. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 512 с.
2. Адизес И.К. Управляя изменениями. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2014. – 368 с.
3. Акимова Т.А. Теория организации. - М.: Юнити. 2003. – 367 с.
4. Волков Е.Г. Прощай, самокат: как мы решили стать бюрократами// Секрет фирмы – № 10 - 2014г.
5. Гаспарян А. Закат империи: как Nokia сама отдала рынок конкурентам [Электронный ресурс РБК] – Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/28/07/2011/607709.shtml
6. Грейнер Л. Е. Эволюция и революция в процессе роста организаций / Л. Грейнер // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. Серия 8. Выпуск 4, декабрь 2002. - С76-93.
7. Егикян С. Lehman Brothers рухнул по схеме// Газета «Коммерсантъ» №43 от 15.03.2010, стр. 10
8. Козлова А. М. Организационное поведение - М.: Директ-Медиа, 2013 – 229 с.
9. Ивашковская И. В., Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Становление корпорации в контексте жизненного цикла организации// Российский журнал менеджмента N 4, 2004. С. 19–34сс.
10. Левяков О. М. Теория жизненных циклов организации И.Адизеса и российская действительность [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.src-master.ru/article26071.html
11. Малюк. В.И., Немчин А.М. Производственный менеджмент: учебное пособие. СПб: Питер. – 2008. – 288с.
12. Мейр К., Дэвис С. Живая организация. Компания как живой организм. Грядущая конвергенция информатики, нанотехнологии, биологии и бизнеса. М.: Добрая книга. – 2007 г. – 368с.Серия 8. Выпуск 4, декабрь 2002. - С76-93.
13. Нестеров Ф. В. Fast-менеджмент: управлять-это просто, если знаешь как.СПб.:Питер. 2012 – 272 с.
14. Стоун Б. The Everything Store. Джефф Безос и эра Amazon. М.: Азбука Бизнес. 2014 – 416 с.
15. Широкова В.Г. Основные направления исследований в теории жизненного цикла организации//Вестник СПБГУ -6. -2006. 25-42 с.
16. Barney J. Organizational culture: Can it be a source of competitive advantage?// Academy of Management Review.1986 - №3 - p. 656-665.
17. Greiner L. E. Evolution and Revolution as Organizations Grow // Harvard Business Review. 1972. Vol. 50. July-August. N 4. p. 37- 46
18. Flamholtz E. G., Randle Y. Growing Pains: Transitioning from an Entrepreneurship to a Professionally Managed Firm, Fourth Edition, Jossey-Bass Publishers, Inc., 2012. – 496 p.
19. Katz D., Kahn R. L. 1978. The Social Psychology of Organizations. N-Y: Wiley.
20. Kimberly J. R. The Organizational Life Cycle. San Francisco: Jossey Bass Jossey Bass. 1980.
21. Lester D. L., Parnell J. A., Carraher A. Organizational Life Cycle: A Five-stage Empirical Scale // The International Journal of Organizational Analysis. 2003. Vol. 11. N 4. p. 339-354.
22. Liden F. Functional problems. 1975.
23. Quinn R. E., Cameron K. 1983. Organizational life cycles and shifting criteria of effectiveness: Some preliminary evidence. Management Science 29 (1): 33–51.
24. Penrose E. Biological Analogies in the Theory of the Firm // The American Economic Review. 1952. Vol. 42. N 5. р. 804-819.
25. Scott B. R. 1971. Stages of Corporate Development – Part 1. Intercollegiate Case Clearing House: Boston, MA.
26. Shafritz J.M., Hyde C.A. Classics of Public Administration. US Wadsworth. Gengage Learning. 2011. – p. 656.
27. Torbert W. R. Prebureaucratic and Postbureaucratic stages of organization development// Interpersonal Development №5 (1). 1974 – p.1–25.
28. Walsh J. P., Dewar R. D. 1987. Formalization and the organizational life cycle. Journal of Management Studies 24 (3): 215– 231. Flamholtz E. G., Randle Y. Growing Pains: Transitioning from an Entrepreneurship to a Professionally Managed Firm, Fourth Edition, Jossey-Bass Publishers, Inc., 2012. – 496 p.
29. Zald M.N., Berger M.A. Social movements in organizations: Coup d`Etat, insurgency, and mass movements // American Journal of Sociology, 1978. Vol. 83. P. 816-823.
Вопросы:
1. Что такое жизненный цикл организации?
2. В чем преимущества использования концепции жизненного цикла организации?
3. Можно ли использовать концепцию жизненного цикла как инструмент прогнозирования? Поясните свой ответ.
4. Какова практическая значимость концепции?
5. В чем особенность модели жизненного цикла И. Адизеса?
Тест