Анализ информации о количестве туроператоров, сведения о которых внесены в Единый федеральный реестр туроператоров

(по состоянию на 1 января 2011 года).Источник: Федеральное агентство по туризму РФ.

Общее количество туроператоров Внутренний туризм Международный туризм Способы финансового обеспечения
Въездной туризм Выездной туризм
Размер финансового обеспечения, млн. руб. Банковские гарантии Договоры страхования ответственности туроператора
0,5
                   

Наблюдается снижение доли зарегистрированных туроператоров по сравнению с первым кварталом 2010 года (4 593 туроператоров). Основной причиной снижения количества туроператоров на рынке стала предоставление неполного комплекта отчетности перед Ростуризмом.
Пожалуй, это самое распространенное нарушение, которое допускают туроператоры.
В приказе №175 перечень форм предоставляемой в Ростуризм отчетности приведен полностью и соответствует перечню, установленному законом о бухгалтерском учете.
Согласно данному приказу, туроператоры, в отношении которых законодательством РФ не предусмотрено обязательное опубликование данных бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представляют в Федеральное агентство по туризму подписанные руководителем и бухгалтером и заверенные печатью туроператора копии следующих документов:
а) бухгалтерский баланс;
б) отчет о прибылях и убытках;
в) отчет об изменениях капитала;
г) отчет о движении денежных средств;
д) приложения к бухгалтерскому балансу;
е) отчет о целевом использовании полученных средств (для общественных организаций или объединений);
ж) пояснительную записку, в которой содержится существенная информация о туроператоре, его финансовом положении, в том числе о денежных средствах, полученных от реализации туристского продукта;
з) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности туроператора, если он в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Анализ состояния гостиничного сектора указывает, насколько развита та или иная туристическая зона. Гостиницы являются важным компонентом турдеятельности. Ниже приведены показатели отражающие количество мест в гостиницах и коэффициент их загруженности, отражающий эффективность гостиниц.

Анализ информации о количестве туроператоров, сведения о которых внесены в Единый федеральный реестр туроператоров - student2.ru

По данным Росстата, наиболее обеспечены гостиницами жители Кипра, где на 10 жителей приходится одно место в гостинице, наименее - жители Литвы, Польши и России, здесь на каждых 100 человек приходится менее одного гостиничного места.

Анализ информации о количестве туроператоров, сведения о которых внесены в Единый федеральный реестр туроператоров - student2.ru

Коэффициент загруженности гостиниц используется для характеристики эффективности работы гостиниц и других средств размещения туристов. Нормальной считается загруженность гостиниц на уровне 60—70 %.

В целом, все рассматриваемые страны имеют, в среднем, недостаточную загруженность гостиниц. Наименее загружены гостиницы Болгарии и Румынии (менее 20%), и только на Мальте данный коэффициент приближается к 50%. Скорей всего, это можно объяснить влиянием экономического кризиса 2008г.

Глава 3

Туризм одна из наиболее потенциальных сфер экономики. Для благоприятного развития туризма необходимо всесторонние изучение и анализ данной отрасли.

В статистике туризма существуют три главные проблемы. Первая из них - сопоставимость баз данных. Она предполагает возможность сравнения информации в целях выявления тенденций, закономерностей развития туризма, изменений, происходящих в нем, в пространстве и во времени; оценки соотношения величин одноименных показателей, относящихся к разным странам, и т.п. Статистические данные часто оказываются несопоставимыми в силу различий их предметного содержания, методики расчета или единиц измерения. Например, до сих пор сохраняются различия в туристской терминологии и классификации путешествующих лиц. Поэтому, необходимо разработать международные стандарты по методике сбора, обработки и анализу информации.
Для устранения данного недостатка мы предлагаем такой показатель который отражает классификацию путешествующих лиц и туристов с экономической точки зрения для страны.

Для этого необходимо учитывать цели лиц, въезжающих в страну ( показывает контингент лиц, которые въехали на территорию страны, цели их поездки, экономическую и социальную значимость данной поездки.)- расчет будет производится с помощью коэффициента культурно-экономической значимости региона:

К= ( N/V+ M/V-S/V)*100%

Где К- коэффициент культурно-экономической значимости региона, N- количество лиц, въехавших с целью делового туризма за текущий год, M- количество лиц, въехавших с целью отдыха( культурный, оздоровительный , развлекательный аспекты), S- количество проживающих нелегально туристов за текущий год. V- количество въехавших в страну в текущий год.
Вторая проблема статистики туризма - полнота и достоверность статистической информации. Иными словами, каким образом можно получить всю необходимую информацию о международном туризме и как заполнить пробелы в собранном массиве данных достоверными сведениями. Проблему с недостающими данными можно решить расчетным путем, применяя методику поэтапной оценки. Первоначально все страны разбиваются на сравнительно однородные группы. Они объединяются по субрегионам мира, а внутри них - по уровню жизни (ВНП на душу населения). Для каждой группы рассчитываются средний доход с одного прибытия и средние расходы на одну поездку за границу, на основе которых с помощью несложных математических операций эксперты ВТО определяют значения главных показателей статистики туристских потоков и статистики туристских доходов и расходов.

Для полной картины туристических расходов мы предлагаем усовершенствовать уже существующий показатель туристических расходов путем введения дополнительных компонентов формулы, отражающих “туристическую корзину расходов”: крупные покупки длительного пользования, купленные для последующего туризма; товары текущего потребления ( дорожные расходы , спортивный инвентарь).

Третьей проблемой статистики туризма является неоднородность выпускаемой продукции. Что приводит к недооценке экономической роли туризма. Показатели туристских: прибытий, доходов и расходов, содержащие ценные характеристики покупательского поведения посетителей, не дают представления о туристском продукте и его составляющих, видах деятельности, включаемых в индустрию туризма. Необходимо расширить информационную базу, составить единую методологию, которая бы рассчитывала сопоставимые данные с другими отраслями.

Так же необходимо сказать, что статистика туризма закрепляет за страной определенные стереотипы. Именно поэтому необходимо тщательное её отслеживание и регистрация статистики туризма. Для этого необходима заинтересованность административных органов и органов налоговой инспекции в более строгом фиксировании статистики туризма. Например, на уровне государства необходимо изменить условия получения загранпаспорта и принятия российского гражданства, т.к. по сравнению со странами Запада в России достаточно простые условия для приобретения статуса гражданин Российской Федерации, что обеспечивают большой приток беженцев, которые в большинстве совсем не оказывают влияние на развитие страны как экономически развитого региона. Так же мы предлагаем , чтобы государство использовало показатель своевременной выплаты налогов и задолженностей по кредитам (весьма распространенный случай, когда граждане - налогоплательщики не знают об имеющейся у них задолженности, которая в свою очередь может стать причиной неприятностей при выезде за границу, отследить это можно будет из баз налоговых служб, банков , аэропортов и т.д.);

Также для точной фиксации въезда в Россию необходимо фиксировать все альтернативы заселения туристов, потому что многие снимают квартиру, для фиксации такого показателя необходимо усложнение налоговой политики государства и преследование по закону граждан, сдающих квартиры.

На наш взгляд, России не хватает пиара и рекламы на международном уровне. В нашей стране очень много рекреационных центров, памятников истории и культуры, но им не уделяется должное внимание на мировом уровне, самобытность и исключительность не подчёркивается самими жителями страны, что оказывает непосредственное влияние на статистику туризма. Мы предлагаем показатель покупки товаров и услуг туристами из других стран в России.( Показывает какие товары у приезжих ассоциируются с Россией и какие сувениры наиболее популярны среди заграничных гостей. Так например, многие заграничные туристы при упоминании России называют водку и матрешки.) Исследование можно провести с помощью опроса в зарубежных блогах, форумах, выборка- основного массива.

Для полноты изучения туризма мы предлагаем ещё ряд значимых показателей, которые можно рассматривать в системе изучения статистики туризма. Такими показателями могут выступить:

ü Показатели доступности тур – агентств( возможность предоставления путевок, не во всех регионах есть тур – агентства)- расчет будет производиться с помощью коэффициента доступности.

К=(T/N)*100%, где K- коэффициент доступности, Т- турфирмы района, N- население района.

Покажет сколько приходится турфирм на население района, или есть ли они вообще.

ü Показатели материального положения( прямая зависимость между размером заработной платы и возможностью путешествовать)- данный показатель может быть рассчитан с помощью опроса населения, по квотной выборке ( анкета будет содержать вопросы об опыте работы, о материальном положении семьи, прямой зависимости материального положения и туризма, вопросы о самих путешествиях). Результаты данного опроса покажут нам зависимость материального положения от путешествий населения.

ü Наличие родственников, проживающих за границей (влияет на выезд туристов, выбор страны и продолжительность путешествия);

ü Уровень использования студенческих программ для выезда за рубеж( напр: Work and travel);

ü Показатель знания иностранного языка (необходимость владения одним из международных языков, хорошее владение языком может сподвигнуть к выезду за границу);

ü Показатель многонациональности региона (чем больше национальностей не коренных, тем больше это обеспечивает приток из других регионов и стран в качестве туристов);

ü Показатель аутентичности представленных культурно – исторических ценностей в туристических зонах (проблема подделок/восстановленных копий фресок, памятников, архитектуры и т.п.);

Заключение

В заключении следует сказать, что статистика туризма является отраслью социально-экономической статистики и обследует вопросы развития туризма и туристской индустрии.

Туризм в конце ХХ века стал не только одним из важнейших элементов международной жизни и торговли, но и существенным фактором экономического, культурного и социального развития многих стран. Возрастает необходимость достижения соглашений о сотрудничестве между правительствами представителями туристской отрасли в деле сбора статистических данных и обмена ими, для чего необходимы создание единой основы статистической базы туризма.

Обмен туристами и соответственно деньгами происходит между индустриальными и новыми индустриальными странами (НИС) мира. По данным ВТО, в списке первых двадцати туристских стран отсутствуют развивающиеся страны. Однако и индустриальные, и развивающиеся страны всегда осознавали потенциальную возможность международного туризма (точнее въездную его составляющую) -этого "неосязаемого" вида экспорта для оздоровления платежного баланса страны и уделяли большое внимание его развитию .

Если туризм будет надлежащим образом включён в статистическую структуру, разработанную адекватно структуре расходов и поступлений, можно будет видеть взаимоотношения туризма с другими секторами экономики и его соответствующее значение и влияние.

Наши рекомендации