Понятие управленческого консультирования и его характерные черты.
Управленческое консультирование — это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить и проанализировать управленческие проблемы, дают рекомендации по их решению и содействуют при необходимости выполнению решений.
Определения понятия «управленческое консультирование»:
1. Высококвалифицированная помощь руководителям, направленная на повышение работы организаций, которая оказывается независимыми (не входящими в состав организации) экспертами, специализировавшимися в определенной области
2. Разновидность экспертной помощи руководителям организации в деле решения задач перестройки управления в изменяющихся внешних и внутренних условиях
3. Деятельность и профессия; содержанием управленческое консультирование является помощь руководителям в решении их проблем и во внедрении достижений науки и передового опыта.
4. Определенным образом организованный процесс взаимодействия между консультантом и персоналом предприятия (организации), результатом которого является осуществленное на нем организационное изменение или проект его внедрения.
5. Услуги, оказываемые независимыми и профессионально подготовленными специалистами (консультантом или их группой) с целью помочь руководителю организации в диагностике, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблемах.
6. Услуга, оказываемая консультантом с целью помочь предприятию в диагностике, анализе и практическом решении проблем.
7. Эффективная форма рационализации управления производством на основе использования науки и передового опыта.
8. Профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйственным руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в решении Проблем и функционировании их развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений.
Характерные черты управленческого консультирования:
1. Консультирование носит название управленческое, так как его предназначение - оказание реальной помощи руководителю (руководителям) конкретной бизнес-организации. Оно связано с управлениями ресурсами бизнес-организации и процессами, которые протекают в ней. Именно этим управленческое консультирование отличается от других видов консультирования. К примеру, технического, при разработке, внедрении и совершенствовании существующих или новых технических средств и технологий; проектного, при проектировании, внедрении и актуализации разных проектов и др.
2. Высокая квалификация - это, по признанию большинства исследователей теории и практики управленческого консультирования, самая существенная его черта. Управленческое консультирование кроме высокой квалификации требует формирования и постоянного развития целого комплекса личностных качеств. Это, прежде всего, умение на партнёрских началах работать в коллективе сотрудников бизнес-организации. Умение индивидуально работать с менеджментом. Умение аккумулировать знания о различных управленческих ситуациях, характерных не для традиционных организационных представлений и схем предпринимательства, а предпринимательства в условиях новой экономики.
3. Управленческое консультирование - это помощь, не носящая директивного характера т.к. советы и предложения управленческого консультанта, его мнение, оценка, анализ, предоставление информации, решение определённой проблемы, обучение и т.п., не могут быть обязательными в бизнес-организации, в силу уже того, что управленческий консультант не обладает административной властью.
4. В результате управленческой консультационной помощи повышается эффективность функционирования и управления бизнес-организации.
5. Независимость управленческого консультанта, проявляющаяся в том, что он выступает как эксперт. Совещательный характер мнения управленческого консультанта предполагает ответственность за его полноту и объективность, высокое качество, а также глубокую убеждённость в том, что предлагаемые им советы и рекомендации на данный момент наиболее оптимальны.
6. Независимость высказанного мнения и конкретных предложений в виду того, что управленческий консультант не числится в штате бизнес-организации и не поддаётся служебному давлению со стороны формальных и неформальных лидеров.
7. Специализация управленческого консультанта в определенной области научных и практических знаний, как предостережение руководителям клиентной бизнес-организации от помощи тех специалистов, которые показывают готовность оказывать консультационные услуги по всем направлениям и обещают высокие и незамедлительные результаты.
8. Управленческое консультирование создаёт предпосылки для того, чтобы руководители клиентной бизнес-организации вырабатывали в себе более широкий взгляд на окружающие проблемы с тем, чтобы предвосхитить и ликвидировать возникновение целого ряда из них.
Отечественные и зарубежные исследователи констатируют, что управленческое консультирование — это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить и проанализировать управленческие проблемы, дают рекомендации по их решению и содействуют при необходимости выполнению решений.
Согласно исследованиям отечественных ученых в нашей стране управленческое консультирование раньше называлось «внедрением науки в производство».
Характерные особенности консультантов:
1. Помогая руководящим работникам в самых различных ситуациях, консультанты приобретают навыки определения общих тенденций и распознавания конкретных причин проблем. Профессиональные консультанты постоянно следят за литературой по проблемам управления и за развитием теорий методов и систем управления, а также за ситуацией на рынке. Таким образом, они являются связующим звеном между теорией и практикой управления.
2. Консультанты не только диагностируют проблему, но и дают советы. Они не обладают полномочиями принимать решения об изменениях в работе фирмы и претворять их в жизнь, а лишь отвечают за качество и эффективность совета. Всю ответственность за результаты применения этого совета несет клиент.
3. Консультирование должно быть независимым. Специалист-консультант оценивает проблему, предлагает объективные рекомендации относительно ее решения, не задумываясь о том, как это может повлиять на его собственные интересы.В психолого-управленческой литературе термин «консультант» определяется как «специалист в области бизнеса или другой сфере деятельности, чьей основной функцией в данной организации является помощь другим людям (клиентам) в достижении определенных целей в рамках общей стратегии деятельности данного предприятия».
Консультантов подразделяют на:
· Внешних консультантов. Профессия консультанта предполагает владение двумя основными навыками. Первым из них является умение проводить анализ, вторым — умение на основе этого анализа вырабатывать рекомендации, которые будут впоследствии реализованы на практике. Привлечение консультантов извне дает предприятию возможность получить новые идеи в результате свежего взгляда на проблемы.
Преимущества внешнего консультанта:
1. Наличие методологической базы, которая обеспечивает системный подход к проведению аналитических работ; владение методикой, позволяющей сделать анализ всесторонним, выделив наиболее значимые для компании вопросы; умение выявить ключевые проблемы клиента. Это дает возможность сделать развитие предприятия наиболее эффективным и быстрым, добившись ощутимого успеха за меньший промежуток времени.
2. Беспристрастность анализа как следствие взгляда со стороны: консультант не зависит от руководителя предприятия и не находится у него в подчинении. Он должен стремиться дать объективную оценку ситуации, а не пытаться угодить кому-либо в организации.
3. Большой опыт в проведении аналитических работ на различных объектах, относящихся не только к данной отрасли, но и к смежным с ней отраслям.
4. Способность не только описывать происходящее, но и вырабатывать рекомендации, причем они должны быть такими, чтобы клиент мог их реально выполнить. Таким образом, аналитическая работа консультанта всегда практически ориентирована.
5. Владение большим количеством предварительной информации для проведения аналитических работ в определенной области. Особенно важно наличие у консультанта сведений по стратегии фирмы, маркетинговым исследованиям и т.п., а также наработок в этой области, которые могут ускорить осуществление консультационного проекта [4].
Однако, отсутствие гарантии качества оказываемых услуг, использование стандартных, не адаптированных с учетом особенностей конкретной компании схем, является недостатком приглашения внешних консультантов.
· Внутренних консультантов. Они являются штатными специалистами по экономике и управлению той или иной организации. Преимущества внутреннего консультанта в том, что он знает организационное устройство фирмы, ее проблемы. Недостатки заключаются в том, что даже при самых хороших отношениях с руководством внутренний, «штатный», консультант больше всего дорожит своим местом в компании. Опыт его ограничен — это видение изнутри, искаженное всеми сложившимися в компании стереотипами, привычками, традициями.
Согласно общеизвестной классификации консультантов подразделяют на:
· Консультанты-предметники специализируются на каком-то одном аспекте деятельности фирмы, например, на оптимизации финансовых потоков и документооборота или на отладке технологии производства товара.
· Тренингисты «лечат» проблему действиями, например, обучают менеджеров искусству ведения переговоров. Однако если клиент не может определить, какой аспект деятельности фирмы нуждается в усовершенствовании, то никакие тренинги ему не помогут.
· Управленческие консультанты (или консультанты-системщики) способны видеть всю проблему в целом. При этом состояние отдельных систем рассматривается ими как следствие общей организации бизнеса.
Консультанты в области управления могут быть разделены на
1) специалистов, которые предлагают новшества, поскольку интересуются всеми новинками в конкретной области знаний. Они осуществляют нормативное либо «ценностное» консультирование. Чаще всего руководители сталкиваются со специалистами в нормативном консультировании — это экономические, юридические, организационно-технические консультации, когда эксперты, аудиторы, разработчики, советники, преподаватели или инноваторы передают клиенту рекомендации по конкретным изменениям, используя такие методы работы, как аудиторские и другие специальные проверки, разработки, документирование, обучение, расчеты. В «ценностном» консультировании консультанты-специалисты (идеологи, инноваторы, тренеры) «прививают» организации-клиенту новые ценностные ориентации через обучение, социально-психологические тренинги, переговорные технологии, работу в группах. Это консультирование характерно при участии консультантов в работе над «тотальным» качеством в управлении, над ориентацией организации на клиента.
2) На универсалов, которые предлагают разработанные, испытанные методы и имеют дело с несколькими областями управления, уделяя основное внимание их взаимодействию, координации и интеграции.
Универсалы осуществляют проблемное консультирование процесса либо проекта. Они обычно занимаются предварительной организационной диагностикой, планированием и координацией выполнения заданий, выработкой заключений, представлением окончательных предложений клиентам и т.д. Универсалы выполняют контролирующие и управленческие функции. При консультировании проекта консультант проводит диагностику проблем и предлагает свои решения.
Универсалы проводят консультирование по следующим основным направлениям: цели организации; стратегия организации; организационная структура; организационная культура; тип развития организации; лидерство; конфликты.
Типы консультационной деятельности:
• консультирование проекта — консультант сам анализирует, ставит диагноз, разрабатывает и предлагает проект решения проблемы;
• консультирование процесса — консультант организует групповую работу сотрудников клиентской организации для поиска нужного решения проблемы, используя активные методы обучения;
• консультирование через рефлексию — консультант, проведя анализ предприятия, предоставляет руководителю картину его собственной деятельности, затем, используя специальные приемы, помогает руководителю как бы выйти за пределы этой деятельности и наблюдать за ней со стороны;
• консультирование путем взаимообучения — консультант по специальной программе организует непосредственный обмен навыками и достижениями между руководителями;
• учебное консультирование — консультант в аудиторной обстановке демонстрирует специалистам-управленцам проработанные пути и способы решения различных нетривиальных задач;
• экспертное консультирование — в качестве консультантов выступают узкие специалисты (юристы, социологи и т.п.), а клиент предоставляет им информацию, контролирует их деятельность, усваивает рекомендации и принимает соответствующие управленческие решения
Клиент должен обращаться за консультацией, если:
1) предприятие, в будущем намерено перестроить всю систему, связанную либо с расширением, либо с изменением формы собственности, либо с коренным изменением спектра деятельности предприятия и переориентацией ее на более перспективные и (или) выгодные направления бизнеса;
2) предприятие, с целью утверждения своих позиций на рынке и создания необходимого имиджа в глазах потенциальных партнеров проводит ревизию своей деятельности;
3) предприятие находится в критическом положении и своими силами из этого положения выйти не может ввиду отсутствия опыта и внутренних ресурсов для адекватной и своевременной реакции на создавшуюся ситуацию; услуги консультанта (консультационной фирмы) в этом случае носят характер кризис-консалтинга
Консультационная услуга.
«консультирование — деятельность, осуществляемая профессиональными консультантами и направленная на обслуживание потребностей коммерческих и некоммерческих организаций, … физических лиц в консультациях, обучении, исследовательских работах по проблемам их функционирования и развития».
Консалтинг - это комплекс знаний, связанных с научным поиском, проведением исследований, постановкой экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, научных обобщений, научного обоснования проектов для успешного развития организации. Консалтинг - очень сложное многофакторное социальное явление, значение которого по мере развития общества, рыночных отношений постоянно возрастает.
Управленческое консультирование - это и деятельность, и профессия. Его содержанием является помощь руководителям в решении управленческих проблем.
«менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и (или) возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации».
Управленческое консультирование широко применяется в развитых странах, где эффективно работают консультационные фирмы и деятельность профессионала-консультанта стала привычной. Приглашение профессиональных консультантов стало одной из сторон деловой культуры фирмы; клиент вовлечен в работу с консультационной компанией, принимает участие в процессе консультирования, что обеспечивает высокую эффективность всего процесса.
Под процессом консультирования понимают последовательную серию действий, мероприятий, предпринимаемые консультантом для достижения позитивных перемен внутри клиентной организации, разрешения проблем или создания условий, при которых у клиента появится возможность сделать это самостоятельно.
Недостаточные знания научных основ управления, навыков управленческой культуры часто мешают руководителям вовремя обнаружить принципиальные недостатки организации и найти правильные решения. Особенно это характерно для России, где, несмотря на некоторые успехи в развитии, консалтинг еще не получил должного распространения.
Основу управленческого консультирования составляют достижения экономики, социологии, психологии и других наук. Профессиональный консультант наряду со специальным образованием должен иметь большой опыт в этой области. Базой деятельности консультанта являются специальные знания, аналитические способности, владение методами и технологиями современного управления. Одной из главных особенностей профессиональных консультантов является их гибкость. Они должны выступать именно в том качестве, которое необходимо клиенту именно в данный момент.
Продуктом консультационной деятельности является консультационная услуга, то есть какой-либо совет, прогноз, возможно, рекомендация в области интересов клиента. Она отражается в изменениях клиентной организации, осуществляемых совместными действиями объекта и субъекта консультирования, т. е. клиента и консультантов.
Консультационный продукт отличен и от продукта промышленности и от продукта отраслей сферы услуг. У услуги отсутствует возможность хранения. Консультационную же услугу клиент может, а часто даже должен получить заранее (разнообразные прогнозы, стратегии развития).
Качество услуг отличается не только у разных консультантов, но может меняться и у одной и той же фирмы. Консультанты должны разъяснять клиентам суть и характер стоящих перед ними проблем, сообщать клиентам о любых сомнениях, которые у них имеются в отношении возможности применения рекомендации, дать объективную характеристику реалистичности их решения; показать необходимые условия и альтернативные пути решения проблем.